Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 14:34, доклад
Международный уголовный суд (МУС), юрисдикция которого тщательно сформулирована в Римском статуте, является первым постоянным международным судом, созданным на договорной основе для содействия прекращению безнаказанности за многочисленные тяжкие преступления, совершенные в XXI веке. МУС является самостоятельным по отношению к Организации Объединенных Наций международным органом. Местопребыванием Суда является Гаага, Нидерланды. Хотя его расходы покрываются в основном за счет начисленных взносов государств-участников, он также может принимать добровольные взносы правительств, международных организаций, физических лиц, корпораций и других образований.
В нынешнем столетии были совершены самые жестокие акты насилия за всю историю человечества. За прошедшие 50 лет в мире вспыхнуло более 250 конфликтов; погибло более 86 млн. гражданских лиц, в большинстве своем женщины и дети; и более 170 млн. людей были лишены их прав, собственности и достоинства. Большинство из этих потерпевших было попросту забыто, а к ответственности было привлечено очень мало преступников.
Несмотря на нормы и законы, определяющие и запрещающие военные преступления, преступления против человечности и геноцид, наряду с различными договорами и конвенциями, протоколами и кодексами, запрещающими все, начиная от ядовитого газа до химического оружия, вплоть до настоящего времени ощущается отсутствие какой-либо системы для обеспечения соблюдения этих норм и привлечения лиц, которые их нарушают, к уголовной ответственности.
Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций впервые признала необходимость учреждения постоянного механизма для судебного преследования массовых убийц и военных преступников в 1948 году после Нюрнбергского и Токийского процессов по окончании второй мировой войны, и этот вопрос с того времени обсуждался в Организации Объединенных Наций. Однако вплоть до последнего времени усилия по созданию такого механизма успехом не увенчивались, несмотря на необходимость постоянного уголовного суда для судебного преследования и наказания тех лиц, которые совершают наиболее серьезные преступления.
Международный Суд, главный юридический орган Организации Объединенных Наций, был создан для рассмотрения в первую очередь споров между государствами. Он не обладает юрисдикцией в отношении вопросов, связанных с индивидуальной уголовной ответственностью.
Специальные трибуналы по бывшей Югославии и по Руанде были созданы Советом Безопасности Организации Объединенных Наций для рассмотрения конкретных ситуаций, сложившихся после совершения чудовищных преступлений. Юрисдикция этих трибуналов ограничена временем и соответствующими территориями. Они не предназначались для рассмотрения нарушений, которые произошли в других местах, или для предотвращения нарушений в будущем.
Международный уголовный суд, штаб-квартира которого будет находиться в Гааге, Нидерланды, будет постоянным учреждением, не ограниченным по времени или месту. Его действия будут более оперативными, чем действия специального трибунала, который необходимо будет учредить. Он является постоянным органом, и само его существование будет сдерживающим фактором и будет служить серьезным предупреждением потенциальным преступникам. Он будет также стимулировать государства к расследованию и судебному преследованию чудовищных преступлений, совершаемых на их территории или их гражданами, поскольку, если они не будут этого делать, Международный уголовный суд будет осуществлять свою юрисдикцию.
Семь государств проголосовали против Статута в порядке не заносимого в отчет о заседании голосования; это было сделано для того, чтобы эти страны не были зарегистрированы. Три государства — Китай, Соединенные Штаты Америки и Израиль — изложили причины, по которым они голосовали против. Китай счел, что полномочие, предоставленное Палате предварительного производства и связанное с утверждением ходатайств прокурора, было недостаточным и что Статут следовало принимать консенсусом, а не голосованием.
Основное возражение Соединенных Штатов касалось концепции юрисдикции и ее применения по отношению к государствам-неучастникам. Они также заявили, что в Статуте должна быть признана роль Совета Безопасности в определении совершения акта агрессии. Израиль заявил, что он не понимает, почему перемещение населения на оккупированную территорию было включено в перечень военных преступлений.
Суд будет заниматься рассмотрением самых серьезных преступлений, совершенных физическими лицами: геноцид, преступления против человечности и военные преступления. Эти преступления указаны в Статуте и тщательно определены во избежание неопределенности или расплывчатости. Суд будет также заниматься рассмотрением преступления агрессии, когда государства-участники согласуют определение, элементы и условия для осуществления Судом юрисдикции.
Геноцид охватывает конкретно перечисленные запрещенные деяния (например, убийство, причинение серьезных телесных повреждений), совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу.
Преступления против человечности охватывают те конкретно перечисленные запрещенные деяния, которые совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц. Такие деяния включают в себя убийство, истребление, изнасилование, обращение в сексуальное рабство, насильственное исчезновение людей и преступление апартеида.
Геноцид и преступления против человечности наказуемы независимо от того, совершены они в мирное или в военное время. Военные преступления охватывают серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 года и другие серьезные нарушения, перечисленные в Статуте, совершенные в крупных масштабах в ходе международных вооруженных конфликтов.
В течение прошедших 50 лет большинство серьезных нарушений прав человека произошло не в ходе международных вооруженных конфликтов, а в пределах государств. Поэтому в Статут Суда включены современные стандарты международного гуманитарного права, которые квалифицируют в качестве уголовно наказуемых военные преступления, серьезные нарушения, совершенные во время вооруженных конфликтов внутреннего характера, исключая внутренние волнения или беспорядки.
Определения преступлений в Статуте являются результатом многих лет упорной работы, которую проводили многие делегации и их эксперты. Каждое определение четко сформулировано, с тем чтобы отражать действующие нормы международного права и отвечать требованию определенности в уголовном праве. Судьи Суда должны строго толковать определения и не применять их по аналогии. Цель заключается в установлении объективных международных стандартов, не оставляющих места для произвольных решений. В случае неопределенности эти определения должны толковаться в пользу подозреваемого или обвиняемого.
На Конференции в Риме как государства, так и неправительственные организации активно поддержали предложение о включении агрессии в качестве преступления. Однако времени для разработки определения агрессии, приемлемого для всех, не хватило. Из-за этого государства предусмотрели, что Суд не может осуществлять юрисдикцию в отношении преступления агрессии до тех пор, пока государства-участники не достигнут на одной из конференций по обзору согласия относительно определения, элементов и условий для осуществления Судом юрисдикции в отношении агрессии.
Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, Совет Безопасности обладает исключительной компетенцией определять факт совершения акта агрессии. В Статуте предусматривается, что окончательный текст, касающийся преступления агрессии, должен согласовываться с соответствующими положениями Устава Организации Объединенных Наций.
Да. В Статут включены преступления, сопряженные с насилием на сексуальной почве, такие, как изнасилования, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции и принудительная беременность, в качестве преступлений против человечности, когда они совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц. Они также являются военными преступлениями, когда совершаются во время либо международного вооруженного конфликта, либо внутреннего вооруженного конфликта.
В Руанде и бывшей Югославии изнасилования и насилие на гендерной почве широко применялись в качестве оружия для того, чтобы сеять террор и унижать и оскорблять женщин из конкретной этнической группы, а также всю общину, к которой они принадлежали. Осуществляя судебное преследование за изнасилования и другие нарушения на гендерной почве, специальные трибуналы пришли к выводу о том, что потерпевшие часто боятся рассказывать о том, что с ними случилось, и даже опасаются пострадать от самого разбирательства.
С тем чтобы оказать потерпевшим и свидетелям помощь в ходе судебного разбирательства, Международный уголовный суд будет иметь группу по делам потерпевших и свидетелей для обеспечения защиты и безопасности, консультирования и оказания других видов помощи свидетелям и потерпевшим при полном учете прав обвиняемого. Суд должен также принимать должные меры для защиты неприкосновенности частной жизни, достоинства, физического и психологического благосостояния и обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей, особенно в тех случаях, когда преступления сопряжены с насилием на сексуальной или гендерной почве.
Суд установит принципы в отношении возмещения потерпевшим, включая реституцию, компенсацию и реабилитацию. Суд имеет право определять размер любого ущерба, потерь и вреда и принимать решение о том, что осужденное лицо должно выплатить конкретное возмещение. В интересах потерпевших и членов их семей может учреждаться целевой фонд. Средства для фонда будут включать в себя деньги и другое имущество, собранные посредством штрафов и конфискаций по решению Суда.
Государства не смогли достичь согласия в отношении определения терроризма на Конференции в Риме. Некоторые государства выразили мнение о том, что судебное преследование за связанное с наркотиками преступление сопряжено с проблемами, связанными с расследованиями, которые лягут бременем на ресурсы Суда. Однако многие другие заявляли, что такие широко распространенные и опасные преступления не должны быть исключены из юрисдикции Суда. В ответ на это в резолюции, принятой на Конференции в Риме, рекомендовалось, чтобы конференция по обзору рассмотрела вопрос о распространении юрисдикции Суда на такие преступления. Следовательно, Суд сможет осуществлять свою юрисдикцию в отношении преступлений терроризма и незаконного оборота наркотических средств, когда соответствующее решение будет принято на конференции по обзору.
Да. К уголовной ответственности будут привлекаться на равной основе все лица, независимо от того, являются ли они главами государств или правительств, членами правительств или парламентов, выборными представителями или правительственными должностными чиновниками. Аналогичным образом, должностное положение не является основанием для смягчения приговора.
Тот факт, что преступление было совершено лицом по приказу вышестоящего начальника, как правило, не освобождает это лицо от уголовной ответственности.
Военачальник несет уголовную ответственность за преступления, совершенные военнослужащими, находящимися под его командованием и контролем. Уголовная ответственность также наступает, если военачальник знал или должен был знать, что военнослужащие совершали или собирались совершить такие преступления, но при этом не принял мер по предотвращению или пресечению их совершения.
С учетом международных стандартов в области прав человека Международный уголовный суд не наделен правом выносить смертные приговоры. Суд может назначать длительные сроки тюремного заключения до 30 лет или пожизненное заключение, когда это оправдывается тяжестью преступления. Кроме того, Суд может вынести постановление об уплате штрафа, конфискации поступлений, имущества или активов, извлеченных в результате совершения преступления.
Сдерживание не достигается только с помощью смертной казни. Сдерживание обеспечивается всем процессом уголовного правосудия от расследования, за которым следует судебное преследование и разбирательство, вынесение решения, вынесение приговора и наказание. Гласность судопроизводства также оказывает дополнительный сдерживающий эффект.
Сначала государство должно согласиться стать участником Статута, ратифицировав его или присоединившись к нему. Когда оно становится участником, оно признает юрисдикцию Суда. Такая автоматическая юрисдикция представляет собой большое достижение в международном праве, поскольку в прошлом признание юрисдикции в большинстве случаев зависело от дополнительного согласия государства. В случае военных преступлений государство может отсрочить свое согласие на семь лет. Однако это не затрагивает юрисдикцию Суда, когда его ею наделяет Совет Безопасности.
Юрисдикция Суда не имеет ретроактивного характера. Он может рассматривать только преступления, совершенные после вступления в силу Статута и учреждения Суда.
Суд может осуществлять свою юрисдикцию по тому или иному конкретному делу, когда государство, на территории которого было совершено преступление, или государство, гражданином которого является обвиняемый, является участником Статута. Государства, не являющиеся участниками Статута, также могут признавать юрисдикцию Суда на разовой основе. Суд может быть также наделен юрисдикцией в отношении дел, переданных ему Советом Безопасности, независимо от того, является ли соответствующее государство участником Статута или нет.