Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:35, реферат
Основные правовые акты, регулирующие деятельность службы судебных приставов Министерства юстиции РФ и исполнение судебных решений, – это Федеральный закон от 21 июля 1997 г. (в ред. от 7 октября 2000г.) «О судебных приставах» и Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве». Согласно ст. 2 Закона «О судебных приставах» судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, вышеназванными законами и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и Министерства юстиции РФ.
1. Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов
2. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами
3. Организация работы прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами
Прокурор прежде всего должен: изучить законодательство, регулирующее деятельность службы судебных приставов; проанализировать соответствующие статистические данные; обратить внимание на устранение ранее выявленных недостатков в деятельности службы судебных приставов.
Проверки проводятся с
учетом указания Генерального прокурора
РФ от 6 января 1999 г. № 1/7 «Об организации
прокурорского надзора за исполнением
законов при осуществлении
а) Управлением по надзору
за исполнением законов и
б) Управлением по надзору
за законностью постановлений
в) Управлением по обеспечению
участия прокуроров в арбитражном
процессе и соответствующими структурными
подразделениями органов
г) Главным следственным
управлением и соответствующими
структурными подразделениями органов
прокуратуры в субъектах
Исходя из указанного распределения обязанностей, проверку следует проводить комплексно.
В процессе надзора за исполнением законов судебными приставами при осуществлении своих функций прокурор особое внимание уделяет охране прав лиц, участвующих в исполнительном производстве.
Обязанности и права судебных
приставов определены ст. 11 – 19 Федерального
закона «О судебных приставах»: соблюдение
судебными приставами прав и законных
интересов граждан и
В процессе проверки прокурор выясняет:
– было ли сделано должнику
предложение о добровольном исполнении
решения; соблюдается ли срок, предоставленный
законом для добровольного
– правомерно ли наложены на должника взыскания за неисполнение решений суда;
– выполняются ли судебными
приставами-исполнителями
– соблюден ли порядок обращения взыскания на имущество должника;
– имеют ли место нарушения в части наложения ареста или обращения взыскания на вновь поступающие на счет должника денежные средства;
– соблюдаются ли требования о наложении ареста на имущество должника и о его реализации;
– соблюдаются ли требования об исполнении исполнительных документов по спорам неимущественного характера;
– допускаются ли нарушения в части привлечения виновных граждан и должностных лиц к ответственности за невыполнение их законных требований;
– каковы результаты рассмотрения заявлений и жалоб граждан, должностных лиц, организаций на действия судебных приставов, обжалования действий судебного пристава-исполнителя.
В ходе проверки особое внимание следует обратить на защиту трудовых прав граждан (восстановление на работе, взыскание заработной платы), а также на исполнительное производство, в рамках которого немедленное исполнение требований предусмотрено исполнительным документом или Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (п. 2 ст. 13), а также на очередность удовлетворения требований взыскателей.
При этом необходимо учитывать,
что в случае неисполнения должником
исполнительного документа о
восстановлении на работе незаконно
уволенного или переведенного работника
судебный пристав, помимо принятых мер,
предусмотренных ст. 85 Закона, обращается
в суд с заявлением, утвержденным
старшим судебным приставом, о вынесении
в порядке, предусмотренном гражданским
процессуальным законодательством
РФ, определения о выплате
Проверка исполнения требований
законов о возбуждении
На данной стадии работники
прокуратуры не только проверяют
соблюдение трехдневного срока с
момента предъявления исполнительных
документов в службу судебных приставов,
но и могут воздействовать на взыскателя
для принуждения его к
При отказе взыскания или непредъявлении исполнительного документа к исполнению прокурор должен оценить необходимость воздействия на взыскателя для принуждения его к предъявлению судебного решения к исполнению и проверить правомерность утверждения судом отказа взыскателя от взыскания, если таковое имело место.
Участие прокурора в исполнительном производстве необходимо также в случаях: когда неисполнение решения может нанести ущерб интересам групп людей; когда в действиях взыскателя или должника усматриваются признаки преступления; при взысканиях по делам, связанным с банкротством «финансовых пирамид».
Выявление подобных нарушений представляет особую сложность, поэтому необходим тщательный анализ сведений, публикуемых в СМИ, жалоб граждан и организаций, отчетности судебных органов и службы судебных приставов и иной информации, в которой могут содержаться нужные сведения.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Прокурор должен уделять особое внимание тем случаям, когда вынесенное решение не было исполнено добровольно и не было передано для принудительного исполнения. Однако проверку следует проводить и тогда, когда отказ от взыскания был утвержден судом, как и в целом было утверждено решение суда по вопросам исполнительного производства.
Выяснение вышеуказанных
обстоятельств затрудняется тем, что
отсутствует такой орган, в котором
были бы сосредоточены данные об исполнении
каждого вынесенного решения. Сведения
о вынесенных решениях находятся
в суде, а данные о предъявлении
решений к принудительному
Кроме того, прокурор проверяет
соблюдение сроков возбуждения исполнительных
производств и совершения исполнительных
действий со дня поступления
Заслуживает внимания оценка
законности действия судебного пристава-
Прокурор устанавливает: соблюдается ли порядок и срок обращения взыскания на имущество должника (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество); каковы способы его оценки (привлекаются к этому специалисты или нет), а также реализации; как распределяются взысканные денежные суммы (30% от исполнительных сборов должны отчисляться в федеральный бюджет).
Важно проверить: формирование внебюджетного фонда развития исполнительного производства; его целевое использование (Инструкция о порядке формирования, расходования, ведения учета и составления отчетности об использовании средств внебюджетного фонда развития исполнительного производства от 30 мая 2000 г. № 166); соблюдение принципа пропорциональности исполнительских сборов реально взысканной с должника сумме; каким образом решается вопрос по спорам неимущественного характера (восстановление на работе, вселение взыскателя, выселение должника); привлекаются ли в связи с этим виновные лица, должностные лица к административной, уголовной ответственности, в том числе судебные приставы-исполнители.
Прокурором в службах судебных приставов изучается работа по рассмотрению жалоб граждан на нарушение их прав в ходе совершения исполнительных действий и анализируется адекватность правовых мер, принятых территориальными органами юстиции по фактам допущенных нарушений прав граждан.
Надзор за рассмотрением и разрешением судами вопросов, связанных с исполнительным производством, обладает определенной спецификой.
В соответствии с указанием
Генерального прокурора РФ № 1/7 обязательное
участие прокурора при
1. В связи с принятием
новых законодательных актов
и передачей ряда вопросов
в ведение арбитражного суда
нужно четко дифференцировать
возможные способы обжалования
судебных актов в сфере
Так, в арбитражном суде право апелляционного и кассационного обжалования имеют только лица, участвующие в деле. Поскольку участие прокурора в арбитражном процессе ограничено случаями самостоятельной подачи искового заявления, то обжаловать в кассационном и апелляционном порядке судебные решения арбитражного суда прокурор имеет право только в ситуациях, когда данные решения вынесены по его искам.
2. При проведении проверок
следует учитывать, что
3. Перечень исполнительных
документов определен в ст. 7 Федерального
закона «Об исполнительном
4. В соответствии со ст. 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве» на действия судебного пристава по исполнению исполнительного документа (за исключением исполнительного документа, выданного арбитражным судом) или отказ в их совершении, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя взыскателем или должником, может быть подана жалоба в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в десятидневный срок со дня совершения действия (отказа в его совершении).
5. Прокурором может быть
принесен протест на действия
судебного пристава-
6. Исполнительное производство
подлежит обязательному
7. Порядок принесения
и рассмотрения протестов на
определения суда регулируются
Гражданским процессуальным
В ст. 3 Федерального закона «Об исполнительном производстве» подразделения службы судебных приставов обозначены как органы принудительного исполнения. Поэтому важно проверить, не выходят ли они за рамки предоставленных им законных полномочий.
Информация о работе Надзор за исполнением законодательства судебными приставами