Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:23, реферат
Во взаимоотношениях государства и личности существуют сложные зависимости. Они построены на системе взаимной ответственности, где правам одной стороны соответствуют обязанности другой и наоборот.
Государство, устанавливая содержание и объем юридических прав граждан, берет на себя обязательство гарантировать исполнение этих прав всеми юридическими, моральными, политическими и идеологическими средствами.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Основания ограничения прав и свобод личности……………………..5
2. Ограничения прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел……………………………………………………………………8
3. Гарантии от необоснованного ограничения прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел…………………………………………12
4. Порядок обжалования действий должностных лиц, нарушающих права и свободы личности………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………….19
ПЛАН:
Введение…………………………………………………………
1. Основания ограничения прав и свобод личности……………………..5
2. Ограничения прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел……………………………………………………………………8
3. Гарантии от необоснованного ограничения прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел…………………………………………12
4. Порядок обжалования действий
должностных лиц, нарушающих
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….19
Введение
Права человека - это субъективные
права, принадлежащие индивиду и
независимые от национального
Свободы - это те же права,
но они относятся к сфере
По существу права и свободы человека это особый тип договорных отношений между обществом и индивидом, личностью и государством. В Конституции РФ установлено, что права и свободы человека являются высшей ценностью и они не дарованы государством, а неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения1.
Равноправие людей означает их юридическое равенство. Бездефектное состояние личности и относительная свобода воли, то есть способность осознавать свои действия и руководить ими, является основой для признания государством правоспособности и дееспособности гражданина, способности иметь субъективные права, своими действиями осуществлять эти права и выполнять юридические обязанности.
Во взаимоотношениях государства и личности существуют сложные зависимости. Они построены на системе взаимной ответственности, где правам одной стороны соответствуют обязанности другой и наоборот.
Государство, устанавливая содержание и объем юридических прав граждан, берет на себя обязательство гарантировать исполнение этих прав всеми юридическими, моральными, политическими и идеологическими средствами. Вместе с тем, оно вправе требовать от граждан соблюдения законов страны, устанавливая меры юридической ответственности за невыполнение своих обязанностей. Гражданин, располагая правом требовать у государства обеспечения реализации своих прав и свобод, может обратиться за помощью к государственным органам для восстановления нарушенных прав. За несоблюдение установленных законом запретов и ограничений и нарушение возложенных обязанностей граждане несут юридическую обязанность.
Под юридическими обязанностями следует понимать установленную законом меру общественно необходимого, наиболее разумного, целесообразного и социально-полезного варианта поведения личности2.
1. Основания ограничения прав и свобод личности.
Пользование правами сопряжено с ответственностью человека, с возможным ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в ст. 29 Всеобщей Декларации прав человека: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».
Правовые ограничения содержаться в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей права человека беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать свои мнения письменно и устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 данной статьи отмечается, что пользование этими правами налагает особую ответственность и особую обязанность. «Оно может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые должны быть установлены Законом и являются необходимыми:
- для уважения прав и репутации других лиц;
- для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».
В Международном пакте
о гражданских и политических
предусмотрена возможность
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах допускает ограничение прав постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию (ст. 4).
Часть вторая ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека гласит:
«Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц».
В ст. 55 Конституции РФ также установлены основания ограничения прав и свобод: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Конституция РФ конкретизирует эти положения запрещая пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, пропаганду религиозного или иного превосходства.
Законодательство РФ устанавливает ответственность за нарушение этих запретов (например, ст. 136 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушения национального и расового равноправия; ст. 280 - за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или к насильственному изменению конституционного строя; ст. 282 - за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства; ст. 354 - за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны).
В Законе РСФСР от 25 октября 1991 года «О языках РСФСР» записано, что «недопустима пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку». Ст. 28 этого закона указывает, что действия юридических и физических лиц, нарушающих законодательство о языках народов РСФСР, влекут за собой ответственность.
Российское законодательство
содержит и иные запреты, связанные
с ограничением прав и свобод, которые
полностью соответствуют
В ст. 152 УК РФ установлено, что гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации (ч. 2 ст. 152).
Кроме этих универсальных оснований права и свободы могут быть ограничены законом в условиях чрезвычайного или военного положения. Так, ст. 56 Конституции РФ предусматривает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия3.
2. Ограничение прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел.
В ст. 5 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции»4 подчеркивается, что милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека, что всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом.
В Законе РФ «О милиции» подробно изложены права милиции по отношению к гражданам, по своей сути являющимися ограничивающими права и свободы личности (ст. 11), В том числе требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного право нарушения; проверять документы, удостоверяющих личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения; производить досмотр лиц, их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы; вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам находящимся в производстве милиции, подвергать приводу лиц, уклоняющихся от явки по вызову; получать от граждан объяснения, сведения, справки, документы и копии с них, составлять протоколы об административных право нарушениях, осуществлять административное задержание, задерживать и содержать под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления, задерживать лиц уклоняющихся от исполнения уголовного наказания и административного ареста; доставлять в медицинские учреждения либо дежурные части ОВД лиц, находящихся в общественных в общественных местах в состоянии опьянения; производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу; входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан и осматривать их при проведении оперативно-розыскных мероприятий или в случае чрезвычайного происшествия; производить оцепление участков местности при ликвидации стихийных бедствий или ликвидации массовых беспорядков; временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов; изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки; использовать транспортные средства организаций или граждан для проезда к месту стихийного бедствия, доставления граждан в лечебные учреждения, преследования лиц совершивших преступления; пользоваться в служебных целях средствами связи, принадлежащими гражданам и организациям; привлекать граждан к сотрудничеству и т. д.
Специальный раздел Закона о милиции
определяет условия и пределы
применения милицией физической силы,
специальных средств и
Основания и пределы вторжения правоохранительных органов в личную жизнь человека (методы наблюдения, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров и т.п.) регламентируются федеральными законами от 02.12.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»5, от 17.04.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»6. Так законное проникновение в жилище возможно в двух ситуациях:
- при непредвиденных
- при защите правопорядка.
Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает, что ограничение прав граждан на неприкосновенность жилища допускается на основании судебного решения и при наличии информации о:
подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении;
лицах связанных с преступлением;
событиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
Законом РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1«О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»7 определены основания, ограничивающие права граждан на свободу передвижения, в целях охраны государственной безопасности, обеспечения общественного порядка и охраны здоровья людей.
В соответствии с Федеральным Законом от 15.08.1996 года № 144-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»8, не разрешается выезд лицу, задержанному по подозрению в совершении преступления либо привлеченному в качестве обвиняемого, - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда (п. 3 ст.15)9.
В КоАП РФ перечислены составы
Методами, посредством которых органы внутренних дел оказывают воздействие на волю и сознание граждан, с целью побудить их к правопослушному поведению, являются убеждение и принуждение. Принуждение, как правило, применяется после убеждения, если не был получен должный результат ненасильственными методами воздействия. Особенностью мер принуждения является право органов внутренних дел применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.
В административной деятельности органы внутренних дел наделяются широкими полномочиями, позволяющими вести наблюдение за точным исполнением гражданами и должностными лицами соответствующих правил, принимать меры по предупреждению, пресечению нарушений и обеспечивать применение к нарушителям соответствующих мер воздействия.
Факты нарушений законности, прав и свобод человека в практике деятельности ОВД имеют тенденцию к росту. Особенно часто это происходит на стадии рассмотрения сообщений и иной информации о преступлениях.
Часто это является следствием нежелания отдельных работников утруждать себя расследованием преступлений. В связи с этим некоторые работники милиции в стремлении приукрасить действительность и поднять результативность работы, стараются оказать давление на граждан с тем, что бы они ни подавали заявление о преступлении. Нередко не принимаются меры по проверке информации, необоснованно выносятся отказные материалы, совершаются должностные подлоги, фальсификации и другие действия, направленные на укрытие преступлений от учета. Такие действия дискредитируют органы внутренних дел и порождают у граждан неверие в силу закона.
Информация о работе Ограничение прав и свобод личности в деятельности ОВД