Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:23, реферат
Во взаимоотношениях государства и личности существуют сложные зависимости. Они построены на системе взаимной ответственности, где правам одной стороны соответствуют обязанности другой и наоборот.
Государство, устанавливая содержание и объем юридических прав граждан, берет на себя обязательство гарантировать исполнение этих прав всеми юридическими, моральными, политическими и идеологическими средствами.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Основания ограничения прав и свобод личности……………………..5
2. Ограничения прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел……………………………………………………………………8
3. Гарантии от необоснованного ограничения прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел…………………………………………12
4. Порядок обжалования действий должностных лиц, нарушающих права и свободы личности………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………….19
Характер ограничений прав и свобод, а также их нарушений, непосредственно связан и зависит от специфики задач, выполняемых той или иной службой. Каждая из них имеет свои наиболее типичные нарушения, например:
1) уголовный розыск - незаконный арест, обыск, непринятие мер по заявлениям граждан, укрытие преступлений от учета;
2) ГИБДД - незаконное лишение водительских прав, снятие номеров, необоснованный запрет эксплуатации транспортных средств, эвакуация транспорта с места стоянки;
3) следственные подразделения - незаконный отказ в возбуждении уголовного дела, производство следственных действий без понятых, незаконные следственные действия, применение психотропных средств;
4) паспортно-визовая служба - незаконный отказ в регистрации по месту жительства, необоснованный отказ в выдаче загранпаспортов.
Приведенный перечень далеко не полон и дает лишь общее представление о структуре нарушений, присущих отдельным службам ОВД10.
3. Гарантии от необоснованного ограничения прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел.
Гарантии от необоснованного
ограничения прав и свобод
личности - это комплекс мер
К общесоциальным относятся экономические, политические и идеологические гарантии.
Экономические гарантии - отражают социальную политику в сфере исполнения хозяйственных функций, задача которых создать гражданам условия для достойной жизни и благополучия.
Политические гарантии включают в себя состояние демократических институтов, суверенитет и всевластие народа, свободу выборов, политический плюрализм и т.д.
Идеологические гарантии состоят из культурного, научного и творческого потенциала общества, отсутствия расовой, национальной и религиозной розни, нравственных установок, идеологического многообразия.
Юридические гарантии - это законодательно закрепленные средства и меры обеспечения реализации субъективных прав и свобод. Их можно разделить на две группы:
1. Гарантии использования гражданами своих прав и свобод.
2. Гарантии защиты и охраны прав и свобод.
Первая группа включает в себя все политико-правовые принципы государства, то есть верховенство закона, приоритет личности, а также системы правовых норм, закрепляющих права и свободы граждан, способы и пределы их использования, органы и должностные лица, которые обязаны содействовать реализации прав и свобод, их полномочия.
Вторая группа предполагает защиту (охрану) прав и свобод в случаях их незаконных нарушений или угрозы нарушения. Юридической базой для этого вида гарантий служит провозглашенное Конституцией РФ право граждан на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом.
При любых посягательствах граждане могут требовать вмешательства компетентных структур для защиты их чести, достоинства, жизни, здоровья и имущества. Такими структурами являются органы исполнительной власти, и прежде всего, органы внутренних дел.
Участие граждан в обеспечении субъективных прав и свобод выражается в подаче жалоб, заявлений и предложений11.
Ст. 32 Конституции РФ провозглашает право граждан участвовать в управлении государством, право на равный доступ к государственной службе. В ст. 30 закрепляется право граждан на объединение, право создавать профессиональные союзы. В ст. 31 гарантируется право на проведение публичных мероприятий - собраний, митингов и др.
Право каждого на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; право на неприкосновенность жилища означает обязанность органов исполнительной власти осуществлять свои полномочия с учетом гарантий прав человека и гражданина.
Так, в административном
порядке можно задержать
Законами «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности» подробно регламентируются основания и порядок применения мер физического воздействия, специальных средств и оружия по отношению к лицам, нарушающим правопорядок.
В ст. 5 Закона «О милиции» подчеркивается, что милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению, что всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом.
Основания и порядок вторжения правоохранительных органов в личную жизнь человека регламентируются федеральными законами «Об оперативно-розыскной деятельности», «О почтовой связи».
Ограничение прав граждан на неприкосновенность жилища допускаются на основании судебного решения (ст. 8 Закона об ОРД).
Закон запрещает разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан, которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий без согласия граждан (ст. 5).
В ст. 9 Закона РФ от 02.07.1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании»12 отмечается, что сведения о наличии у гражданина психических расстройств являются врачебной тайной, охраняемой законом.
Ст. 27 Конституции РФ гарантирует каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Ст. 29 провозглашает право граждан передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно КоАП РФ никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе, как на основании и в порядке установленном законодательством.
В целях охраны прав и свобод человека предусмотрены определенные административно-правовые гарантии соблюдения законности при применении мер административного воздействия.
4. Порядок обжалования действий должностных лиц, нарушающих права и свободы личности.
Доминирующая роль юридических гарантий в охране прав и свобод личности принадлежит институту обжалования. Суть последнего заключается в том, что инициатива в защите прав принадлежит самим гражданам. Они могут обращаться с жалобами и заявлениями на действия должностных лиц. Для этого государством создана система рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений, в которую включены:
- административный порядок обжалования;
- судебный контроль;
- прокурорский надзор.
Административный порядок обжалования относится к сфере исполнительной власти. Её деятельность следует считать как функцию государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по созданию оптимальных условий для незаконной реализации правовых предписаний, направленных на осуществление прав и свобод человека.
Административный порядок обжалования является частью внутриведомственного контроля решений и действий органов исполнительной власти. Его задача заключается в наиболее полной защите прав и свобод граждан. Но даже когда вышестоящий орган, куда подана жалоба, не удовлетворил гражданина, он вправе обратиться в суд.
Федеральным законом РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ13 определен порядок подачи и разрешения жалоб. Установлено, что они подаются в вышестоящий орган. Срок рассмотрения жалобы определен в 15 дней, при необходимости срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
Важное место отводится
институту ответственности
Возмещению подлежат - заработок и другие трудовые доходы лица, которых он лишился, имущество, изъятое, взысканное, обращенное в доход государства, а также иные суммы выплаченные гражданином за оказание юридической помощи для размещения судебных издержек
Административный порядок обжалования обладает тем преимуществом, что решение по жалобе может быть вынесено немедленно или в более короткие сроки.
Судебный контроль является наиболее универсальным и действенным, так как осуществляется, во-первых, в процессе разбирательства уголовных и гражданских дел, когда проверке подвергается законность действий государственных органов и ст. 32 Конституции РФ провозглашает право граждан участвовать в управлении государством, право на равный доступ к государственной службе. В ст. 30 закрепляется право граждан на объединение, право создавать должностных лиц, в том числе органов внутренних дел; во-вторых, в процессе разрешения народным судьей единолично некоторых категорий дел об административных нарушениях.
Самым эффективным способом восстановления нарушенных прав человека является рассмотрение судом жалоб на действия исполнительных органов и должностных лиц, превышающих свои полномочия, ущемляющих или нарушающих права граждан.
Предельные сроки обращения
гражданина с жалобой в суд
составляют три месяца со дня, когда
гражданину стало известно о нарушении
его прав, и один месяц - со дня
получения письменного
Прокуратура, в свою очередь, призвана осуществлять надзор за законностью действий любых других властных структур и должностных лиц, удерживая их от нарушений законных прав и свобод российских граждан.
Прокурор имеет широкие права, в частности:
1) рассматривает заявления, жалобы, сообщения о нарушении прав человека органами власти, принимает меры по предупреждению и пресечению этих нарушений и привлечению виновных к ответственности;
2) разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав, может предъявить и поддержать гражданский иск в суде;
3) передает на рассмотрение вышестоящих инстанций материалы о нарушении прав человека исполнительными органами и должностными лицами;
4) возбуждает уголовные дела, если в действиях органов или должностных лиц усматриваются признаки преступления.
Протесты прокурора на акты, нарушающие права и свободы человека, рассматриваются исполнительными органами в течение 10 дней, и результат сообщается прокурору. Представление об устранении нарушений подлежит безотлагательному рассмотрению, а меры принимаются в течение 1 месяца. За невыполнение требований прокурора с виновных взимается штраф. Такое же наказание получает и должностное лицо за неявку к прокурору, а в некоторых случаях оно может быть привлечено к уголовной ответственности14.
Заключение
Особое значение в ликвидации нарушений прав и свобод личности играет деятельность правоохранительных органов по выявлению и устранению причин и условий этих нарушений. К ним относится:
1. Экономические и
политические сложности
2. Несовершенство правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью.
3. Несовершенство
4. Недостаточный уровень правосознания и профессионально-правовой культуры сотрудников ОВД, текучесть кадров и неверная их расстановка.
5. Неблагоприятный
6. Нарушение требований
Конституции РФ и уголовно-
7. Наличие порочных методов и критериев оценки деятельности органов внутренних дел.
8. Чрезвычайщина, выражающаяся во всяких усилениях, рейдах, зачистках, предвзятое отношение к лицам другой национальности, антисемитизм, неприязнь к беженцам и т.д.15
Список использованной литературы
Информация о работе Ограничение прав и свобод личности в деятельности ОВД