Ограничение прав и свобод личности в деятельности ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:23, реферат

Описание работы

Во взаимоотношениях государства и личности существуют сложные зависимости. Они построены на системе взаимной ответственности, где правам одной стороны соответствуют обязанности другой и наоборот.
Государство, устанавливая содержание и объем юридических прав граждан, берет на себя обязательство гарантировать исполнение этих прав всеми юридическими, моральными, политическими и идеологическими средствами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Основания ограничения прав и свобод личности……………………..5
2. Ограничения прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел……………………………………………………………………8
3. Гарантии от необоснованного ограничения прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел…………………………………………12
4. Порядок обжалования действий должностных лиц, нарушающих права и свободы личности………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………….19

Файлы: 1 файл

Ограничение прав и свобод личности в деятельности ОВД.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Характер ограничений прав и свобод, а также их нарушений, непосредственно связан и зависит от специфики задач, выполняемых той или иной службой. Каждая из них имеет свои наиболее типичные нарушения, например:

1) уголовный розыск - незаконный арест, обыск, непринятие мер по заявлениям граждан, укрытие преступлений от учета;

2) ГИБДД - незаконное лишение водительских прав, снятие номеров, необоснованный запрет эксплуатации транспортных средств, эвакуация транспорта с места стоянки;

3) следственные подразделения - незаконный отказ в возбуждении уголовного дела,  производство следственных действий без понятых, незаконные следственные действия, применение психотропных средств;

4) паспортно-визовая служба - незаконный отказ в регистрации по месту жительства, необоснованный отказ в выдаче загранпаспортов.

Приведенный перечень далеко не полон и дает лишь общее представление  о структуре нарушений, присущих отдельным службам ОВД10.

3. Гарантии от необоснованного ограничения прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел.

 

 Гарантии от необоснованного  ограничения прав и свобод  личности - это комплекс мер идеологического,  юридического и социального характера,  направленных на поддержание  в государстве порядка и условий  для нормальной жизни и деятельности  населения.

К общесоциальным относятся  экономические, политические и идеологические гарантии.

Экономические гарантии - отражают социальную политику в сфере  исполнения хозяйственных функций, задача которых создать гражданам  условия для достойной жизни  и благополучия.

Политические гарантии включают в себя состояние демократических  институтов, суверенитет и всевластие народа, свободу выборов, политический плюрализм и т.д.

Идеологические гарантии состоят из культурного, научного и  творческого потенциала общества, отсутствия расовой, национальной и религиозной розни, нравственных установок, идеологического многообразия.

Юридические гарантии - это  законодательно закрепленные средства и меры обеспечения реализации субъективных прав и свобод. Их можно разделить  на две группы:

1. Гарантии использования гражданами своих прав и свобод.

2. Гарантии защиты  и охраны прав и свобод.

Первая группа включает в себя все политико-правовые принципы государства, то есть верховенство закона, приоритет личности, а также системы  правовых норм, закрепляющих права и свободы граждан, способы и пределы их использования, органы и должностные лица, которые обязаны содействовать реализации прав и свобод, их полномочия.

Вторая группа предполагает защиту (охрану) прав и свобод в случаях  их незаконных нарушений или угрозы нарушения. Юридической базой для этого вида гарантий служит провозглашенное Конституцией РФ право граждан на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом.

При любых посягательствах  граждане могут требовать вмешательства компетентных структур для защиты их чести, достоинства, жизни, здоровья и имущества. Такими структурами являются органы исполнительной власти, и прежде всего, органы внутренних дел.

Участие граждан в  обеспечении субъективных прав и  свобод выражается в подаче жалоб, заявлений и предложений11.

Ст. 32 Конституции РФ провозглашает  право граждан участвовать в  управлении государством, право на равный доступ к государственной  службе. В ст. 30 закрепляется право  граждан на объединение, право создавать профессиональные союзы. В ст. 31 гарантируется право на проведение публичных мероприятий - собраний, митингов и др.

Право каждого на свободу  и личную неприкосновенность; право  на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; право на неприкосновенность жилища означает обязанность органов исполнительной власти осуществлять свои полномочия с учетом гарантий прав человека и гражданина.

Так, в административном порядке можно задержать гражданина на срок до трех часов, личный досмотр, досмотр вещей и имущества возможны лишь в строго определенных случаях.

Законами «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности» подробно регламентируются основания и порядок применения мер физического воздействия, специальных средств и оружия по отношению к лицам, нарушающим правопорядок.

В ст. 5 Закона «О милиции» подчеркивается, что милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению, что всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом.

Основания и порядок  вторжения правоохранительных органов  в личную жизнь человека регламентируются федеральными законами «Об оперативно-розыскной деятельности», «О почтовой связи».

Ограничение прав граждан на неприкосновенность жилища допускаются на основании судебного решения (ст. 8 Закона об ОРД).

Закон запрещает разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан, которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий без согласия граждан (ст. 5).

В ст. 9 Закона РФ от 02.07.1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании»12 отмечается, что сведения о наличии у гражданина психических расстройств являются врачебной тайной, охраняемой законом.

Ст. 27 Конституции РФ гарантирует  каждому, кто законно находится  на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Ст. 29 провозглашает право граждан передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно КоАП РФ никто  не может быть подвергнут мере воздействия  в связи с административным правонарушением  иначе, как на основании и в  порядке установленном законодательством.

В целях охраны прав и  свобод человека предусмотрены определенные административно-правовые гарантии соблюдения законности при применении мер административного  воздействия.

 

 

4. Порядок обжалования действий должностных лиц, нарушающих права и свободы личности.

 

Доминирующая роль юридических  гарантий в охране прав и свобод личности принадлежит институту  обжалования. Суть последнего заключается  в том, что инициатива в защите прав принадлежит самим гражданам. Они могут обращаться с жалобами и заявлениями на действия должностных лиц. Для этого государством создана система рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений, в которую включены:

- административный порядок  обжалования; 

- судебный контроль;

- прокурорский надзор.

Административный порядок обжалования относится к сфере исполнительной власти. Её деятельность следует считать как функцию государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по созданию оптимальных условий для незаконной реализации правовых предписаний, направленных на осуществление прав и свобод человека.

Административный  порядок  обжалования  является  частью внутриведомственного контроля решений и действий органов исполнительной власти. Его задача заключается в наиболее полной защите прав и свобод граждан. Но даже когда вышестоящий орган, куда подана жалоба, не удовлетворил гражданина, он вправе обратиться в суд.

Федеральным законом РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ13 определен порядок подачи и разрешения жалоб. Установлено, что они подаются в вышестоящий орган. Срок рассмотрения жалобы определен в 15 дней, при необходимости срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

Важное место отводится  институту ответственности государства  и его органов перед гражданином в случаях нарушения его прав и свобод и возмещение причиненного ему вреда.

Возмещению подлежат - заработок и другие трудовые доходы лица, которых он лишился, имущество, изъятое, взысканное, обращенное в доход  государства, а также иные суммы выплаченные гражданином за оказание юридической помощи для размещения судебных издержек

Административный порядок  обжалования обладает тем преимуществом, что решение по жалобе может быть вынесено немедленно или в более короткие сроки.

Судебный контроль является наиболее универсальным и действенным, так как осуществляется, во-первых, в процессе разбирательства уголовных и гражданских дел, когда проверке подвергается законность действий государственных органов и ст. 32 Конституции РФ провозглашает право граждан участвовать в управлении государством, право на равный доступ к государственной службе. В ст. 30 закрепляется право граждан на объединение, право создавать должностных лиц, в том числе органов внутренних дел; во-вторых, в процессе разрешения народным судьей единолично некоторых категорий дел об административных нарушениях.

Самым эффективным способом восстановления нарушенных прав человека является рассмотрение судом жалоб  на действия исполнительных органов  и должностных лиц, превышающих  свои полномочия, ущемляющих или нарушающих права граждан.

Предельные сроки обращения  гражданина с жалобой в суд  составляют три месяца со дня, когда  гражданину стало известно о нарушении  его прав, и один месяц - со дня  получения письменного уведомления  об оставлении его жалобы без удовлетворения, либо со дня истечения одного месяца после подачи жалобы. В случае если решение суда не удовлетворяет заявителя, то он имеет право обжаловать его в кассационном порядке.

Прокуратура, в свою очередь, призвана осуществлять надзор за законностью действий любых других властных структур и должностных лиц, удерживая их от нарушений законных прав и свобод российских граждан.

Прокурор имеет широкие  права, в частности:

1) рассматривает заявления, жалобы, сообщения о нарушении прав человека органами власти, принимает меры по предупреждению и пресечению этих нарушений и привлечению виновных к ответственности;

2) разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав, может предъявить и поддержать гражданский иск в суде;

3) передает на рассмотрение вышестоящих инстанций материалы о нарушении прав человека исполнительными органами и должностными лицами;

4) возбуждает уголовные дела, если в действиях органов или должностных лиц усматриваются признаки преступления.

Протесты прокурора  на акты, нарушающие права и свободы человека, рассматриваются исполнительными органами в течение 10 дней, и результат сообщается прокурору. Представление об устранении нарушений подлежит безотлагательному рассмотрению, а меры принимаются в течение 1 месяца. За невыполнение требований прокурора с виновных взимается штраф. Такое же наказание получает и должностное лицо за неявку к прокурору, а в некоторых случаях оно может быть привлечено к уголовной ответственности14.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Особое значение в  ликвидации нарушений прав и свобод личности играет деятельность правоохранительных органов по выявлению и устранению причин и условий этих нарушений. К ним относится:

1. Экономические и  политические сложности современного  периода. 

2. Несовершенство правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью.

3. Несовершенство организационных  структур, недостаточный уровень  информационно-аналитической работы, контроля исполнения принятых  решений и соблюдения законности.

4. Недостаточный уровень правосознания и профессионально-правовой культуры сотрудников ОВД, текучесть кадров и неверная их расстановка.

5. Неблагоприятный психологический  климат в коллективах, негативное  поведение руководителей, необеспеченность  принципа неотвратимости ответственности  за нарушение закона.

6. Нарушение требований  Конституции РФ и уголовно-процессуального  законодательства, касающихся проведения  следственных действий, выполнения  оперативно-розыскных и иных мероприятий. 

7. Наличие порочных методов и критериев оценки деятельности органов внутренних дел.

8. Чрезвычайщина, выражающаяся во всяких усилениях, рейдах, зачистках,  предвзятое  отношение  к лицам другой национальности, антисемитизм, неприязнь к беженцам и т.д.15

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция РФ. – М., 1993.
  2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 02.12.1995 № 144-ФЗ // Российская газета. № 160. 18.08.1995.
  3. Федеральный закон «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ // Российская газета. № 140-141. 22.07.1999.
  4. Федеральный закон «О порядке въезда и выезда» от 15.08.1996 № 114-ФЗ // Российская газета. № 159. 22.08.1996.
  5. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ // Российская газета. № 162. 31.07.2004.
  6. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» от 02.07.1992 № 3185-1 // Ведомости СНД и РФ. 20.08.1992. № 33. Ст. 1913.
  7. Закон РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242-1 // Российская газета. № 152. 10.08.1993.
  8. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 // Ведомости СНД и РСФСР. 18.04.1991. № 16. Ст. 503.
  9. Берекашвили Л.Ш. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов. Учебное пособие. – М., 2001.
  10. Лазарев В.В., Левченко И.П. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел. – М., 1989.
  11. Лукашев Е.А. Права человека: Учебник для ВУЗов. – М., 1999.
  12. Ростовщиков И.В. Права личности в России, их обеспечение и защита органами внутренних дел. – Волгоград, 1997.

Информация о работе Ограничение прав и свобод личности в деятельности ОВД