Организация судебных и правоохранительных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:43, контрольная работа

Описание работы

1). Классификация правовых актов и характеристика форм взаимоотношений судебных и правоохранительных органов с органами государственной власти и управления. Совершенствование состояния правоохранительной деятельности на Украине.
2). Правовые основы и содержание деятельности квалификационно-дисциплинарных комиссий адвокатуры Украины.
3).Существует ли необходимость реформирования правоохранительной системы в Украине? Моё видение прблемы и мои предложения.

Файлы: 1 файл

САМА РАБОТА.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)
    • законы  должны  регулировать  действительно  коренные  вопросы;
    • они  должны  быть  совершеными  по  содержанию  и  по  форме;
    • их  соблюдение  должно  быть  неприкасаемым.

Все  законы  в  Украине  разделяются  на  три  большие  группы  в  зависимости  от  их  юридической  силы:

1.Конституционные  законы  или   основные:

Например, Конституция (основной  закон)  Украины, закон “О  гражданстве”, закон  “О  президенте  Украины’’, Конституционный  Договор  между  Верховной  Радой  Украины  и  Президентом  от  10.06.1995 г., законы  о  выборах;

2.Обычные  или  текущие   законы, которые  регулируют  иные  важные  общественные  отношения:

Например, закон “О  статусе судей”  от  15  декабря 1992 г., “О  предпринимательстве”  от  7  февраля 1991 г.

3.Чрезвычайные  законы, которые   принимаются  в  необходимых   случаях, предусмотренных  Конституцией. Но  Украина  пока  что   таких  законов  не  имеет.

По  субъектам  издания  законы  в  Украине  делятся  на:

1.Законы, принятые  Верховной   Радой  Украины;

2.Законы  бывшего  СССР, которые   регулируют  отношения, которые   не  регламентированы  законами  Украины  и  не  противоречат  Конституции  и  законам  Украины; 

3.Законы  АРК (действуют  только  на  территории  Крыма).

Верховенство  закона  во  всех  сферах  жизни  общества  означает  невозможность  произвольного  усмотрения  в  управлении  делами  общества  и  государства. Само  по  себе  это  положение  гуманистично: человек  и  общество  лишаются  возможной  опасности  волюнтаризма, глупых  вторжений  в  сферу  личного  со  стороны  власти. Такое  вторжение  не  возможно  без  оснований, указанных  в  законе.

Содержание  закона  образуют  первичные  нормы, которые  в  отдельных  случаях  получают  дальнейшую  конкретизацию  и  развитие  в  подзаконных  актах.

Подзаконные  нормативно-правовые  акты—это  такие  акты, которые  приняты  компетентными  государственными  органами  или  уполномоченными  государством  иными  субъектами  на  основе  закона, в  соответствии  с  законом  и  в  порядке  его  исполнения.

Подзаконных  нормативных  актов  чрезвычайно  много, но  их  можно  классифицировать  на  пять  больших  групп:

1.акты  государственных  органов  Украины (Указы  Президента, Декреты, Постановления  Кабинета  Министров, Постановления  Верховной  Рады  Украины  и  ее  Президиума, инструкции  и  приказы  министерств, администраций  области, района, предприятий);

2.акты  бывшего  Президента  СССР, Совета  Министров  по  вопросам, которые  не  урегулированы, и  не  противоречат  законам  Украины;

3.акты  АРК;

4.международные  договоры, заключенные   и  ратифицированные  Верховной   Радой  Украины  в  соответствии  с  Законом  Украины  “о  действии  международных  договоров  на  территории  Украины”  от  10.12.1991 г.

5.иные  подзаконные  нормативные   акты:

    • акты  Всеукраинского  и  местных (локальных)  референдумов;
    • решения  отдельных  гражданских  объединений, уполномоченных  государством (делегированное законодательство);
    • решения  трудовых  коллективов (сборов  и  советов  трудового  коллектива);
    • протесты  органов  прокуратуры  по  поводу  незаконности  нормативных  актов, если  ими  приостанавливается  действие  таких  актов.

Все  эти  акты  должны  иметь  определенные  реквизиты: кто  издал, дата  издания, название  акта, подпись  уполномоченного  лица, печать.

 

2). Характеристика  форм взаимоотношений судебных  и правоохранительных органов  с органами государственной власти  и управления.

Правоохранительные органы, хотя и имеют свои четко определенные задачи, существуют и работают не изолировано, вне всяких связей с многочисленными другими органами, учреждениями и организациями, создаваемыми государством для осуществления, как отмечалось ранее, разнообразной деятельности во всех сферах жизни. Такие связи - объективная реальность. Они вполне закономерны и строятся на упорядоченной базе, организовано. В их основе лежат правила, которые сформулированы в действующем законодательстве, в первую очередь в Конституции Украины.

Особая роль отводится органам  государственной власти, подробные  сведения о функциях и организации  которых излагаются в литературе по дисциплине «Конституционное право  Украины». Взаимоотношение и взаимосвязи  этих органов с правоохранительными  определяются неоднозначно. Их содержание зависит от ряда обстоятельств. На них влияют как уровень (место на иерархической лестнице) конкретного органа государственной власти или правоохранительного органа, так и принадлежность того или иного правоохранительного органа к соответствующей разновидности органов такого рода, например, к судам, органам прокуратуры, внутренних дел, юстиции.

В соответствии с Конституцией Украины  органы государственной власти подразделяются на высшие органы государственной власти и местные органы самоуправления.

Взаимоотношения высших органов государственной  власти Украины с правоохранительными  органами определяются рядом факторов. Среди них необходимо отметить:

Во-первых, осуществление органами государственной власти этого уровня (Верховная Рада Украины) законотворчества, т.е. издания обязательных к исполнению на территории всего государства Законов. Такие законы регулируют не только вопросы организации правоохранительных органов, но и содержание их деятельности. Именно эти органы, естественно, принимают активное участие в претворении в жизнь предписаний Законов. Но в данной сфере существует и обратная связь: практика применения Законов правоохранительными органами является эффективным средством проверки жизнеспособности законов, их соответствия требованиям жизни. На основе опыта применения законов правоохранительными органами вырабатываются рекомендации по совершенствованию законодательства, которые неизменно принимаются во внимание в процессе правотворчества, осуществляемого Верховной Радой Украины (привлечение работников правоохранительных органов, ученых высших учебных заведений правоохранительной системы постоянными комиссиями, комитетами Парламента при разработке законов, и в первую очередь комитетом по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, борьбы с организованной преступностью и коррупцией.).

Судебные и правоохранительные органы, кроме того, наделены конституционным  правом законодательной инициативы. Верховный Суд Украины, Генеральный  прокурор Украины, председатель Высшего арбитражного Суда Украины могут войти в высший законодательный орган Украины с предложением об издании того или иного закона, и это предложение должно быть обязательно рассмотрено. Председатель Верховного Суда Украины и Генеральный прокурор Украины также вправе направлять Верховной Раде Украины представления о необходимости издания постановлений, дающих официальное толкование действующих законов.

Во-вторых, высший орган законодательной  власти Украины уполномочен решать некоторые вопросы формирования центральных судебных и правоохранительных органов. В соответствии с Конституцией Украины Верховная Рада Украины избирает Председателя Верховного Суда Украины, председателя Высшего Арбитражного суда Украины, дает согласие при назначении Генерального прокурора Украины. Он также избирает Верховный суд и 6 судей Конституционного суда Украины.

По представлению Президента Украины  Верховная Рада Украины утверждает состав Кабинета министров Украины, куда входят в качестве его членов министр юстиции, министр внутренних дел, председатель службы безопасности Украины - руководители соответствующих правоохранительных органов.

В-третьих, взаимоотношения высшего  законодательного органа Украины с  правоохранительными органами характеризуется  и тем, что Верховный Суд Украины, Высший арбитражный суд Украины и Генеральный прокурор Украины должны регулярно отчитываться перед Верховною Радою Украины. Речь идет, естественно, об общем контроле за их деятельностью, а не о вмешательстве в принятие решений по конкретным вопросам. В любом случае рассмотрение отчетов Верховного Суда Украины не должно причинять ущерба установленному Конституцией Украины принципу независимости судей и народных заседателей и подчинения их только закону.

Эффективной формой контроля за деятельностью государственных органов, в том числе правоохранительных, является предоставленное народным депутатам право запроса, на который соответствующие государственные органы и должностные лица обязаны дать ответ в ходе сессии Верховной Рады Украины. Но и эта форма контроля не должна использоваться для вмешательства в принятие судебными и правоохранительными органами решений по конкретным делам, в частности, в вынесении судебных решений. Принцип независимости судей и народных заседателей и подчинения их только закону, остается незыблемым и в данной сфере отношений.

В-четвертых, высший законодательный  орган Украины выступает также  в роли гаранта, обеспечивающего  условия для нормальной деятельности центральных судебных и правоохранительных органов. Существенное значение в данном случае имеет то, что никто из судей или народных заседателей Верховного Суда Украины не может быть отстранен от выполнения обязанностей произвольно. Их может отозвать только Верховная Рада Украины с соблюдением установленной процедуры. Судьи и народные заседатели, избираемые высшим органом государственной власти, могут быть привлечены к уголовной ответственности или арестованы только с согласия этого органа. Такая же процедура соблюдаются и в отношении судей Конституционного Суда Украины. Верховная Рада Украины может выразить недоверие Генеральному прокурору, что влечет его отставку с должности.

В-пятых, для характеристики взаимоотношений  высшего органа государственной  власти Украины с правоохранительными  органами принципиальное значение имеет осуществление первым конкретных мер по укреплению законности и правопорядка, а равно согласованных и эффективных действий в данной области.

Важную роль в рассматриваемой  сфере призван играть и Координационный  комитет по борьбе с коррупцией и  организованной преступностью, созданный 26 ноября 1993 г. для координации деятельности правоохранительных органов и общественности по предупреждению правонарушений и борьбе с преступностью, в которую вошли некоторые министры силовых органов и руководители центральных правоохранительных органов.

Имеют свою специфику и взаимоотношения  правоохранительных органов с другими  органами государственного управления, функциям и основам организации  которых в значительной мере посвящена  учебная дисциплина «Административное  право».

Круг этих органов намного шире, чем круг органов государственной  власти: от Кабинета Министров Украины, государственных комитетов, министерств  и ведомств самых разнообразных  направлений и профилей до местных  управлений, отделов и иных учреждений, осуществляющих управление, например, в сфере дорожного хозяйства, благоустройства и т.д. Эти органы подотчетны и подконтрольны Советам народных депутатов.

Существуют разные классификации  органов государственного управления. Одна из них основана на учете выполняемых задач. В соответствии с ней эти органы подразделяются на органы управления народным хозяйством, органы управления социально-культурным строительством и органы управления в области административно-политической деятельности (оборона, иностранные дела, охрана государственной безопасности и общественного порядка, юстиция).

Правоохранительные органы по своим  задачам и основным направлениям деятельности наиболее близко соприкасаются  с органами управления последней  группы. Более того, некоторые правоохранительные органы (МВД, Минюст), как отмечалось, одновременно являются и органами государственного управления, поскольку на них наряду с правоохранительными органами возлагаются и управленческие задачи.

В свою очередь, другие органы государственного управления, осуществляющие свои функции в сфере административно-политической деятельности, выполняют некоторые правоохранительные задачи. Например, Служба безопасности Украины и ее органы призваны осуществлять оперативно-розыскные и следственные действия по выявлению и раскрытию некоторых опасных преступлений, перечисленных в законе и изобличению виновных в их совершении. В последнее время они совместно с органами внутренних дел и прокуратурой также активно участвуют в борьбе с организованной преступностью: содействуют раскрытию и ликвидации организованных преступных групп, пресечению их связей с международным преступным миром, обращению в доход государства награбленных средств, выявлению и пресечению коррупции, защите граждан Украины от террористических актов. Однако данный участок работы для службы безопасности при всей своей сложности и ответственности не является единственным или главным. Их усилия, прежде всего, сосредоточены на защите государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала Украины, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб, посягательств со стороны отдельных организаций.

При оценке взаимоотношений  судебных и правоохранительных органов  с органами государственного управления важно иметь в виду, что первым из них предоставлен ряд существенных полномочий по отношению ко вторым. Эти полномочия связаны, в основном, с осуществлением контроля за законностью действий большинства органов государственного управления и должностных лиц, работающих в них. В частности. Генеральному прокурору Украины и подчиненным ему прокурорам принадлежат полномочия по осуществлению высшего надзора за соблюдением и правильным применением закона очень широким кругом государственных и общественных организаций, должностных лиц, граждан. И, наконец, выносимые судами в пределах их компетенции приговоры и иные решения обязательны к исполнению на всей территории Украины всеми государственными органами и общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Неисполнение или воспрепятствование исполнению судебного решения должностным лицом, в том числе и органом государственного управления, может быть строго наказано.

Информация о работе Организация судебных и правоохранительных органов