Основные концептуальные подходы к противодействию терроризму в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в попытке на основе анализа существующих нормативных и доктринальных источников изучить терроризм как явление 21 века.
Задачи :
- раскрыть понятие терроризма;
- провести анализ состава данного преступления;
- рассмотреть основные подходы к противодействию терроризму на международном и национальном уровнях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРОРИЗМА …………………..………………………………………....……...4
1.1.Терроризм: проблема определения………………………………………..4
1.2. Анализ состава…………..…………………………………………….8
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПОДХОДЫ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ НА МЕЖДУНАРОДНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ………………………………………….………14
2.1. Международные стандарты в сфере борьбы с терроризмом: вклад ООН………...……………………………………………………………………14
2.2.Основные концептуальные подходы к противодействию терроризму в Республике Беларусь…………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………......…29
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА………………………….……………..32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА!!!!!!.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

    В качестве  наиболее типичных примеров умиротворения можно привести следующие:

- дипломатические  методы, предполагающие вступление с террористами в переговоры для достижения приемлемого варианта разрешения конфликта. Дипломатические решения могут приниматься с целью ликвидации специфической террористической ситуации (например, переговоры с террористами при захвате заложников) или для разрешения конфликта в целом;

- социальные  реформы, ориентированные на достижение позитивной реакции на реально существующие социальные проблемы, которые подтолкнули к террористическим действиям. Цель этих реформ заключается в том, чтобы ликвидировать причины, породившие терроризм;

- уступка может  носить сугубо ситуационный характер, когда требования террористов, выдвинутые при проведении конкретной акции, удовлетворяются, или общий характер, когда в целом власть вынуждена практически капитулировать перед террористами, которые в результате достигают своих целей.

«Ключевую роль в современных условиях, особенно тогда, когда речь идет о демократическом правовом государстве, играют правовые методы противодействия терроризму. Особое значение имеют контртеррористические законы, которые должны обеспечить защиту общества, интересов государства и ввести в русло уголовного права действия террористов, как правило объявляющих себя политическими борцами, а не уголовными преступниками» [14, с. 16].

Методы и меры государственной политики противодействия терроризму, по мнению отдельных ученых, целесообразно рассматривать в контексте механизма

 

данного противодействия. При этом, как считает С. У. Дикаев, «механизм противодействия проявлениям терроризма представляет собой совокупность организационных, управленческих, законодательных правоохранительных и правоприменительных мер, нацеленных на прогнозирование, предупреждение и нейтрализацию социально-политических факторов, обусловливающих терроризм» [12, с. 33].

Анализ научных работ, в которых авторы касаются мер и методов государственной политики противодействия терроризму, выявил достаточно многообразный спектр их классификации, зависящий от той точки зрения, с которой рассматривается данная политика. В указанном контексте, как правило, выделяются меры политического, социально-экономического, юридического, информационного, организационного, технического, финансового, идеологического, культурно- и социально-психологического, военного, специального характера и др. В качестве методов борьбы с терроризмом рассматриваются гласные, негласные, силовые.

Например, В. Г. Тихиня, касаясь вопросов борьбы с терроризмом, говорит о том, что профессионально грамотно должны сочетаться различные методы:

  • «гласные (обращение к гражданам за содействием в раскрытии того или иного террористического акта, проведение открытых судебных процессов по делам данной категории и т. д.);
  • негласные (прослушивание телефонных раз говоров, перлюстрация почтовой корреспонденции, использование агентуры и т. п.)» [21, с. 6].

В учебной литературе, раскрывающей систему противодействия терроризму в Российской Федерации, основные мероприятия субъектов противодействия подразделяют: «на политические, организационные, социально-экономические, информационно-пропагандистские, правовые, специальные» [9, с. 61].

Л. Л. Тамайко в контексте государственной политики предупреждения проявлений терроризма и экстремизма предлагает методы и технологии, основанные на взаимодействии правоохранительных органов со средствами массовой коммуникации, обеспечивающие реализацию обязанности

 

 политической власти и СМИ ограждать общество от агрессивного террористического сознания [20].

М. С. Пешков утверждает, что противодействие терроризму может быть представлено в виде системы мер социальной профилактики, компенсаторно-восстановительных мер, мер ответственности и мер безопасности. Антитеррористические меры безопасности определяются им как принудительные меры некарательного характера, применяемые для ограничения прав и свобод физических лиц, организаций, социальных групп и государственно-территориальных образований с целью защиты объектов повышенной охраны от вредоносного воздействия источников террористической опасности. Данные меры подразделяются: на специальные, альтернативно-специальные и многофункциональные; на превентивные, актуальные, посттеррористические и др. [19].

   Поскольку контртеррористическая политика государства является неотъемлемой частью политики по обеспечению национальной безопасности, то основой системы норм законодательства нашей страны, направленных на  противодействие терроризму являются :

- Конституция  Республики Беларусь, в которой  содержится ряд норм, имеющих  отношение к рассматриваемому вопросу;

- Уголовный кодекс  Республики Беларусь;

- Закон Республики  Беларусь от 3 января 2002 г.  «О борьбе  с терроризмом»;

- и другие.

На основании изложенного можно заключить, что система мер и методов противодействия терроризму, их классификация достаточно разнообразны и основаны на теоретических и практических задачах, связанных с осуществлением конкретного противодействия.

Анализ научных взглядов на терроризм как системное социальное явление, на причины его возникновения, на подходы к их оценке, на классификацию мер и методов противодействия терроризму служит методологической основой для определения направлений соответствующей государственной политики в рамках разработки Концепции противодействия терроризму в Республике Беларусь.

 

Заключение

 

Подводя итог, можно сделать вывод, что за последнее десятилетие в Республике Беларусь удалось заложить определенную организационно-правовую основу противодействия терроризму, которая в основном соответствует существующим международным стандартам в рассматриваемой области. Будучи участником всех универсальных конвенций антитеррористической направленности, наша страна успешно справляется с главной своей задачей - криминализировать деяния, рассматриваемые в качестве преступных в данных конвенциях.

Проведенный анализ законодательства Республики Беларусь в сфере борьбы с терроризмом свидетельствует о том, что основная масса положений, содержащихся в международных антитеррористических соглашениях, принятых на универсальном уровне, в настоящее время уже включена в белорусскую правовую систему. Вместе с тем, этот процесс еще далек от своего завершения. Для повышения результативности борьбы с терроризмом в нашей стране необходимо дальнейшее совершенствование антитеррористического законодательства и правоприменительной практики. В ходе этой работы представляется необходимым (в дополнение к уже обозначенным выше практическим рекомендациям):

-  расширить правовую  основу борьбы с терроризмом, предусмотренную ч. 1 ст. 1 Закона 2002 года, за счет включения в соответствующий перечень общепризнанных принципов международного права, что в полной мере будет соответствовать части первой ст. 8 Конституции;

- изучить вопрос о целесообразности  криминализации действий государства и его должностных лиц, которые своими действиями либо бездействием способствуют возникновению и распространению терроризма, а также о закреплении в антитеррористическом законодательстве нашей страны ответственности государства (в т.ч. материальной) перед потерпевшими от актов терроризма;

- разработать  программу защиты свидетелей при расследовании преступлений и судебном разбирательстве по делам о терроризме;

- более детально урегулировать  с правовой точки зрения статус потерпевшего по делам о терроризме.

Наконец, в целях обеспечения планирования и координации деятельности государственных органов Республики Беларусь и иных государственных организаций в сфере борьбы с терроризмом представляется целесообразным разработка и принятие самостоятельной государственной программы по противодействию терроризму, которая предусматривала бы осуществление необходимых организационно-правовых и практических (технических) мероприятий, включая международное сотрудничество, направленных на эффективное предупреждение, выявление и пресечение преступлений террористического характера, а также на устранение причин, порождающих эти общественно опасные явления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Мн.: Амалфея, 2005 – 48 с.
  2. Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 № 275-з (ред. от 13.12.2011) «Уголовный кодекс Республики Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юр Спектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  3. Закон Республики Беларусь «О борьбе с терроризмом» от  3 января 2002 года №77-З // Нац. Реестр правовых актов Республики Беларусь от 5 января 2002 года №2/825
  4. Андреев, М. Международный терроризм н международная безопасности нового качества /М. Андреев// Закон и пра 
    во. 2008. №8. С. 7-9.
  5. Антипенко, В.Ф. Механизм международно-правового регулирования борьбы с терроризмом : автореф. … дис. д-ра юрид. наук: 12.01.10 / В.Ф. Антипенко; МГИМО (У) МИД России. М., 2004.
  6. Антипенко, В. Ф. Понятие субъекта преступления терроризма / В. Ф. Антипенко // Москов. журн. межлунар. права. 2004 №1. С. 45-54.
  7. Антитеррористическое право: о формировании принципов /С. Казанцев [и др.]//Закон и право. 2004. № 10. С. 28—31.
  8. Василевич, Т. Уголовно-правовая характеристика террористического акта / Т. Василевич// Судовы веснiк. 2001.№ 1.С.27.
  9. Вишняков, Я. Д. Основы противодействия 
    терроризму: учеб. пособие для студ. высш. учеб. 
    заведений / Я. Д. Вишняков, Г. А. Бондаренко, 
    С. Г. Васин, Е. В. Грацианский; под ред. Я. Д. Вишнякова. - М.: Академия, 2006. - 240 с.
  10. Глотова, С. В. Правовые аспекты борьбы с терроризмом и Совет Безопасности ООН /С. В. Глотова // Москов. журн. междунар.права.2005.№4 С. 142-165.
  11. Горбунов, Ю. С. Терроризм и правовое регулирование противодействия ему. Монография / Ю. С. Горбунов. М. : Молодая гвардия,2008
  12. Дикаев, С. У. Терроризм: Феномен, обусловленность и меры противодействия: Уголовно-правовое и криминологическое исследование: автореф. Дис. .... д-ра юрид. наук: 12.10.08 /МВД России. Санкт-Петербург. ун-т. - СПб., 2004. - 50 с.
  13. Лепешков Ю. А. Определение терроризма и универсальные международные стандарты в сфере борьбы с ним // журнал МП и МО – 2010. №4. – с. 8-15.
  14. Луппов, И. Ф. Противодействие терроризму в условиях развитой демократии: анализ западноевропейского опыта: автореф. дис. ... д-ра полит, наук: 23.10.04 / И. Ф. Луппов; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб., 2009. - 39 с.
  15. Международное уголовное право: учеб. пособие / под общ. ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1999.
  16. Метелев, С. Международный терроризм: современные тенденции формирования / С. Метелев // Законность. 2009. №2.С.41—45.

17.  Мукашев, С. И. Международно-правовое сотрудничество государств в борьбе с международным терроризмом /С. И. Мукшев // Москов, журн. Междунар.. права. 2008. № 3. С 114—126.

18. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н. Ф. Ахраменка [ и др.] ; под ред.А. В. Баркова, В. М. Хомича. – 2-е изд., с изм. и доп. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2010. – 1064 с.

19. Пешков, М. С. Меры безопасности в системе противодействия терроризму: дис. ... канд. юрид. наук: 12.09.08/М. С. Пешков. - Красноярск,2006. - 223 с.

20. Тамайко, Л. Л. Государственная политика и коммуникационно-инновационные технологии в системе профилактики и противодействия проявлениям терроризма и экстремизма в современной 
России: автореф. дис.... канд. полит, наук: 23.03.02 /Л. Л. Тамайко; Нижегород. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. - Н. Новгород, 2009. - 27 с.

21. Тихиня, В. Г. Международно-правовая борьба с терроризмом: современные проблемы и пути их решения / В. Г. Тихиня // Юрид. журн. - 2009. -№2.-С. 3-6.

22. Фон Бреннер, А. Введение в политологию национальной безопасности / А. фон Бреннер // Вопросы философии и психологии.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные концептуальные подходы к противодействию терроризму в Республике Беларусь