Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 16:55, курсовая работа
Цель данной работы заключается в попытке на основе анализа существующих нормативных и доктринальных источников изучить терроризм как явление 21 века.
Задачи :
- раскрыть понятие терроризма;
- провести анализ состава данного преступления;
- рассмотреть основные подходы к противодействию терроризму на международном и национальном уровнях.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРОРИЗМА …………………..………………………………………....……...4
1.1.Терроризм: проблема определения………………………………………..4
1.2. Анализ состава…………..…………………………………………….8
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПОДХОДЫ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ НА МЕЖДУНАРОДНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ………………………………………….………14
2.1. Международные стандарты в сфере борьбы с терроризмом: вклад ООН………...……………………………………………………………………14
2.2.Основные концептуальные подходы к противодействию терроризму в Республике Беларусь…………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………......…29
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА………………………….……………..32
В качестве
наиболее типичных примеров уми
- дипломатические методы, предполагающие вступление с террористами в переговоры для достижения приемлемого варианта разрешения конфликта. Дипломатические решения могут приниматься с целью ликвидации специфической террористической ситуации (например, переговоры с террористами при захвате заложников) или для разрешения конфликта в целом;
- социальные реформы, ориентированные на достижение позитивной реакции на реально существующие социальные проблемы, которые подтолкнули к террористическим действиям. Цель этих реформ заключается в том, чтобы ликвидировать причины, породившие терроризм;
- уступка может
носить сугубо ситуационный хар
«Ключевую роль в современных условиях, особенно тогда, когда речь идет о демократическом правовом государстве, играют правовые методы противодействия терроризму. Особое значение имеют контртеррористические законы, которые должны обеспечить защиту общества, интересов государства и ввести в русло уголовного права действия террористов, как правило объявляющих себя политическими борцами, а не уголовными преступниками» [14, с. 16].
Методы и меры государственной политики противодействия терроризму, по мнению отдельных ученых, целесообразно рассматривать в контексте механизма
данного противодействия. При этом, как считает С. У. Дикаев, «механизм противодействия проявлениям терроризма представляет собой совокупность организационных, управленческих, законодательных правоохранительных и правоприменительных мер, нацеленных на прогнозирование, предупреждение и нейтрализацию социально-политических факторов, обусловливающих терроризм» [12, с. 33].
Анализ научных работ, в которых авторы касаются мер и методов государственной политики противодействия терроризму, выявил достаточно многообразный спектр их классификации, зависящий от той точки зрения, с которой рассматривается данная политика. В указанном контексте, как правило, выделяются меры политического, социально-экономического, юридического, информационного, организационного, технического, финансового, идеологического, культурно- и социально-психологического, военного, специального характера и др. В качестве методов борьбы с терроризмом рассматриваются гласные, негласные, силовые.
Например, В. Г. Тихиня, касаясь вопросов борьбы с терроризмом, говорит о том, что профессионально грамотно должны сочетаться различные методы:
В учебной литературе,
раскрывающей систему противодействия
терроризму в Российской Федерации, основные
мероприятия субъектов противодействия
подразделяют: «на политические, организационные,
социально-экономические, информационно-
Л. Л. Тамайко в контексте государственной политики предупреждения проявлений терроризма и экстремизма предлагает методы и технологии, основанные на взаимодействии правоохранительных органов со средствами массовой коммуникации, обеспечивающие реализацию обязанности
политической власти и СМИ ограждать общество от агрессивного террористического сознания [20].
М. С. Пешков утверждает,
что противодействие
терроризму может быть представлено в
виде системы мер социальной профилактики, компенсаторно-
Поскольку контртеррористическая политика государства является неотъемлемой частью политики по обеспечению национальной безопасности, то основой системы норм законодательства нашей страны, направленных на противодействие терроризму являются :
- Конституция Республики Беларусь, в которой содержится ряд норм, имеющих отношение к рассматриваемому вопросу;
- Уголовный кодекс Республики Беларусь;
- Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. «О борьбе с терроризмом»;
- и другие.
На основании изложенного можно заключить, что система мер и методов противодействия терроризму, их классификация достаточно разнообразны и основаны на теоретических и практических задачах, связанных с осуществлением конкретного противодействия.
Анализ научных взглядов на терроризм как системное социальное явление, на причины его возникновения, на подходы к их оценке, на классификацию мер и методов противодействия терроризму служит методологической основой для определения направлений соответствующей государственной политики в рамках разработки Концепции противодействия терроризму в Республике Беларусь.
Заключение
Подводя итог, можно сделать вывод, что за последнее десятилетие в Республике Беларусь удалось заложить определенную организационно-правовую основу противодействия терроризму, которая в основном соответствует существующим международным стандартам в рассматриваемой области. Будучи участником всех универсальных конвенций антитеррористической направленности, наша страна успешно справляется с главной своей задачей - криминализировать деяния, рассматриваемые в качестве преступных в данных конвенциях.
Проведенный анализ законодательства Республики Беларусь в сфере борьбы с терроризмом свидетельствует о том, что основная масса положений, содержащихся в международных антитеррористических соглашениях, принятых на универсальном уровне, в настоящее время уже включена в белорусскую правовую систему. Вместе с тем, этот процесс еще далек от своего завершения. Для повышения результативности борьбы с терроризмом в нашей стране необходимо дальнейшее совершенствование антитеррористического законодательства и правоприменительной практики. В ходе этой работы представляется необходимым (в дополнение к уже обозначенным выше практическим рекомендациям):
- расширить правовую основу борьбы с терроризмом, предусмотренную ч. 1 ст. 1 Закона 2002 года, за счет включения в соответствующий перечень общепризнанных принципов международного права, что в полной мере будет соответствовать части первой ст. 8 Конституции;
- изучить вопрос о
- разработать
программу защиты свидетелей пр
- более детально урегулировать с правовой точки зрения статус потерпевшего по делам о терроризме.
Наконец, в целях обеспечения планирования и координации деятельности государственных органов Республики Беларусь и иных государственных организаций в сфере борьбы с терроризмом представляется целесообразным разработка и принятие самостоятельной государственной программы по противодействию терроризму, которая предусматривала бы осуществление необходимых организационно-правовых и практических (технических) мероприятий, включая международное сотрудничество, направленных на эффективное предупреждение, выявление и пресечение преступлений террористического характера, а также на устранение причин, порождающих эти общественно опасные явления.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
17. Мукашев, С. И. Международно-правовое сотрудничество государств в борьбе с международным терроризмом /С. И. Мукшев // Москов, журн. Междунар.. права. 2008. № 3. С 114—126.
18. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н. Ф. Ахраменка [ и др.] ; под ред.А. В. Баркова, В. М. Хомича. – 2-е изд., с изм. и доп. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2010. – 1064 с.
19. Пешков, М. С. Меры безопасности в системе противодействия терроризму: дис. ... канд. юрид. наук: 12.09.08/М. С. Пешков. - Красноярск,2006. - 223 с.
20. Тамайко, Л. Л. Государственная
политика и коммуникационно-инновационные
технологии в системе профилактики
и противодействия проявлениям терроризма
и экстремизма в современной
России: автореф. дис.... канд. полит,
наук: 23.03.02 /Л. Л. Тамайко; Нижегород.
гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. - Н.
Новгород, 2009. - 27 с.
21. Тихиня, В. Г. Международно-правовая борьба с терроризмом: современные проблемы и пути их решения / В. Г. Тихиня // Юрид. журн. - 2009. -№2.-С. 3-6.
22. Фон Бреннер, А. Введение в политологию национальной безопасности / А. фон Бреннер // Вопросы философии и психологии.