Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 12:48, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении порядка приостановления уголовного дела, когда обвиняемый скрылся от органов предварительного следствия.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Раскрыть сущность приостановления предварительного следствия;
2. Рассмотреть действия следователя после приостановления предварительного следствия;
3. Рассмотреть розыскные действия следователя как меры организационно-поискового характера;
3. Исследовать проблемные вопросы приостановления предварительного расследования в деятельности следователя.
Введение………………………………………………………………………….....3
1. Понятие приостановления предварительного следствия……………..………5
2. Действия следователя после приостановления предварительного следствия…………………………………………………………………………....9
3. Розыскные действия следователя как меры организационно-поискового характера…………………………………………………………………………..12
4.Проблемные вопросы приостановления предварительного расследования в деятельности следователя………….........................................………...………..16
Заключения……………………………………………………………….……….19
Используемая литература……………………………………………….………..21
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИАНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Кафедра: Расследования преступлений
специальность: «Юриспруденция»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Особенности приостановления уголовного дела, когда обвиняемый скрылся от органов предварительного следствия
Тюмень, 2009
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
1. Понятие приостановления предварительного следствия……………..………5
2. Действия следователя
после приостановления
3. Розыскные действия
следователя как меры
4.Проблемные вопросы приостановления
предварительного расследования в деятельности
следователя…………...............
Заключения……………………………………………………
Используемая литература……………………………………………….…
Введение
При производстве предварительного следствия по уголовному делу зачастую возникают ситуации, при которых следствие не может продолжаться в обычном порядке. Деятельность по уголовным делам при таких обстоятельствах регламентируется совокупностью процессуальных норм, образующих самостоятельный институт уголовно-процессуального права, называемый приостановлением предварительного следствия.
В настоящее время, когда растет количество преступных деяний, а как следствие этого увеличивается количество возбужденных уголовных дел, при достаточно низкой раскрываемости преступлений, применение данного процессуального института, остается одним из самых актуальных вопросов теории и практики уголовного процесса.
Неслучайно, в практической деятельности, при приостановлении предварительного следствия, совершается огромное число всевозможных нарушений закона. Среди основных причин, обуславливающих существование данного негативного явления, можно назвать такие, как низкий уровень квалификации следователей и должностных лиц органов дознания, большое число уголовных дел, находящихся в производстве, общий кризис законности в стране и т.п. Разумеется, что допущенные нарушения закона при приостановлении предварительного следствия отрицательно сказываются на решении задач уголовного судопроизводства, которыми являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона, с тем, чтобы каждый, совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. В науке уголовно-процессуального права, уделено достаточно большое внимание проблемам, связанным с указанным правовым институтом.
В данной работе рассмотрен ряд вопросов, возникающих при приостановлении предварительного следствия по уголовным делам, когда обвиняемый скрылся от органов предварительного следствия.
Объектом и предметом исследования являются правовые основы приостановления уголовного дела, когда обвиняемый скрылся от органов предварительного следствия.
Цель данной работы состоит в рассмотрении порядка приостановления уголовного дела, когда обвиняемый скрылся от органов предварительного следствия.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
3. Исследовать проблемные вопросы приостановления предварительного расследования в деятельности следователя.
1. Понятие приостановления предварительного следствия
Приостановление предварительного следствия - это вынужденная мера, обусловленная невозможностью закончить предварительное следствие без участия обвиняемого или подозреваемого.1
Основания, порядок и сроки приостановления
предварительного следствия регламентируются
ст. 208 УПК РФ. Основанием приостановления
предварительного следствия является
наличие одного из следующих обстоятельств:
1) лицо, подлежащее
привлечению в качестве обвиняемого, не
установлено;
2) подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия, либо место его нахождения не установлено по иным причинам;
3) место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;
4) временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях.
Процессуальный порядок приостановления предварительного следствия включает в себя выполнение и соблюдение предусмотренных законом условий приостановления следствия: выполнение всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие обвиняемого или подозреваемого, принятие мер к их розыску либо установлению лица, совершившего преступление; юридическое закрепление обстоятельств, препятствующих окончанию расследования, путем вынесения следователем постановления о приостановлении предварительного следствия, копию которого он направляет прокурору.2
Если по уголовному делу привлечено два и более обвиняемых, а основания для приостановления относятся не ко всем обвиняемым, то следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить уголовное дело в отношении отдельных обвиняемых.3
Сущность института приостановления предварительного следствия состоит не только во временном перерыве в производстве следствия в связи с отсутствием центральной фигуры уголовного процесса - обвиняемого, но и в устранении причин, препятствующих завершению расследования, в целях решения задач уголовного судопроизводства при соблюдении прав и законных интересов граждан, нарушенных совершенным преступлением.4
Отсутствие единого и правильного понимания сущности и целей приостановления предварительного следствия на практике привело к тому, что следователи, приостанавливая дело, самоустраняются от всякой по нему работы, в том числе и по розыску скрывшихся подозреваемых или обвиняемых. Учитывая это, законодатель в УПК РФ в ст. 209 указывает действия следователя после приостановления предварительного следствия. Во-первых, следователь должен уведомить о приостановлении предварительного следствия потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, одновременно разъяснив им порядок обжалования данного решения. Представляется, что такие действия следователя действительно целесообразны, поскольку способствуют соблюдению прав и законных интересов указанных участников процесса, обеспечению их безопасности, а также активизации мероприятий по обнаружению разыскиваемого.
Обвиняемый (подозреваемый) и его защитник уведомляются о приостановлении следствия в случае, если следователю известно место нахождения обвиняемого (подозреваемого), однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует (п. 3 ч. 1 ст. 208), в том числе вследствие его временного тяжелого заболевания (п. 4 ч. 1 ст. 208).
После приостановления предварительного следствия следователь в случаях, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК, принимает меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. В случае, когда место нахождения подозреваемого или обвиняемого не установлено, следователь устанавливает это, а если он скрылся, то принимает меры к его розыску. Однако необходимо иметь в виду, что производство следственных действий после приостановления предварительного следствия не допускается.5
Организация следователем розыска обвиняемого (подозреваемого) предусматривается в ст. 210 УПК. В данной норме говорится о том, что следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление. Причем розыск обвиняемого (подозреваемого) может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.
Как показывает анализ практики, основной причиной постоянно растущего числа лиц, скрывающихся от следствия, является неэффективная деятельность следователя по предупреждению уклонения обвиняемых (подозреваемых) от следствия. Основным средством деятельности следователя в этом направлении является избрание эффективной для обеспечения задач уголовного судопроизводства меры пресечения, предусмотренной законом. Из-за отсутствия зачастую необходимой дополнительной информации о личности обвиняемого (подозреваемого) и ограниченности времени, предназначенного для принятия процессуального решения, следователь избирает такую меру пресечения, как подписка о невыезде, что фактически не лишает обвиняемого (подозреваемого) свободы действий, в том числе по изменению места нахождения.
Если к моменту объявления в розыск следователем обвиняемому (подозреваемому) не была избрана мера пресечения, то в соответствии с ч. 4 ст. 210 УПК при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК, в отношении разыскиваемого обвиняемого (подозреваемого) может быть избрана мера пресечения. Если подозреваемый или обвиняемый скрылся от органов предварительного расследования, то в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 108 УПК РФ в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу. Кроме того, такая мера пресечения может быть избрана лицу, нарушившему ранее избранную меру пресечения.6
Анализ содержания деятельности следователя по приостановленному уголовному делу позволил выделить ряд основных факторов, влияющих на результаты деятельности по обнаружению обвиняемых (подозреваемых). К ним относятся: несвоевременность объявления розыска, отсутствие четкого разграничения компетенции субъектов розыскной работы и их взаимодействия, недостаточная активность следователей по розыску обвиняемых как до, так и после приостановления дела, отсутствие средств, необходимых для обнаружения разыскиваемого обвиняемого.
2. Действия следователя после приостановления предварительного следствия.
Приостановив предварительное
После приостановления предварительного следствия производство следственных действий не допускается (ч.3 ст. 209 УПК РФ), однако, следователь обязан принимать меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (ч.2 ст. 209 УПК РФ). К действиям следователя по уголовным делам о нераскрытых преступлениях можно отнести:
1)обращение
к картотекам
2) анализ расследуемых уголовных дел с целью выявления однородных преступлений, сходных по способу совершения с нераскрытыми, поскольку не исключена вероятность их совершения устанавливаемым лицом;
3) сопоставление
сведений о личности
4) проверка
следственным путем или с
5) направление подробной информации о нераскрытым преступлении в органы дознания (органы внутренних дел) по месту возможного нахождения лица, совершившего преступление;
6) регулярные поручения
оперативно-розыскным службам