Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 12:48, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении порядка приостановления уголовного дела, когда обвиняемый скрылся от органов предварительного следствия.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Раскрыть сущность приостановления предварительного следствия;
2. Рассмотреть действия следователя после приостановления предварительного следствия;
3. Рассмотреть розыскные действия следователя как меры организационно-поискового характера;
3. Исследовать проблемные вопросы приостановления предварительного расследования в деятельности следователя.
Введение………………………………………………………………………….....3
1. Понятие приостановления предварительного следствия……………..………5
2. Действия следователя после приостановления предварительного следствия…………………………………………………………………………....9
3. Розыскные действия следователя как меры организационно-поискового характера…………………………………………………………………………..12
4.Проблемные вопросы приостановления предварительного расследования в деятельности следователя………….........................................………...………..16
Заключения……………………………………………………………….……….19
Используемая литература……………………………………………….………..21
7) повторное проведение допросов и других следственных действий(после возобновления расследования) с целью проверки и уничтожения имеющихся в деле данных, алиби, показаний лиц, которые вызывают сомнение в их правдивости.
Особо
важным в работе по уголовным
делам о нераскрытых
После
приостановления
Розыск подозреваемого, обвиняемого
может быть объявлен как во
время производства
Если
следователю в ходе проведения
перечисленных действий
3. Розыскные действия следователя как меры организационно-поискового характера
В деятельности следователя в рассматриваемом направлении можно выделить три самостоятельных этапа, каждый из которых имеет свои специфические задачи и особенности.
Первый этап - это профилактическая работа следователя, направленная на предотвращение возможности лицу, совершившему преступление, скрыться. Начинается эта деятельность с момента возбуждения уголовного дела следователем и заканчивается избранием в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения или отобрания обязательства о явке.
Второй этап начинается с момента получения информации об отсутствии обвиняемого в месте проведения предварительного следствия (неявка к следователю по вызову, отсутствие по месту постоянного жительства и т.п.) и заканчивается (в случае, если он скрылся) объявлением его розыска. Основной задачей следователя здесь является установление факта и причин отсутствия лица, совершившего преступления (обвиняемый или подозреваемый скрылся или его местонахождение неизвестно по иным причинам). Третий этап характеризуется деятельностью по розыску обвиняемого (подозреваемого), который начинается с момента его объявления и продолжается до обнаружения обвиняемого (подозреваемого) либо прекращения уголовного дела по различным основаниям, предусмотренным законом.
Под розыском обвиняемого (подозреваемого) следует понимать деятельность следователя и органов дознания, представляющую собой предусмотренную уголовно-процессуальным законом и другими нормативными актами совокупность следственных и розыскных действий, а также оперативно-розыскных мер, направленных на обнаружение и задержание скрывшегося обвиняемого (подозреваемого), а также обвиняемого (подозреваемого), местонахождение которого неизвестно органам следствия по иным причинам, в целях создания условий для разрешения конкретного уголовного дела. Вместе с этим определяются различия между розыском, осуществляемым до приостановления предварительного следствия и после приостановления производства по делу. В последнем случае деятельность следователя значительно усложняется в связи с сужением круга средств, которыми он располагает для обнаружения обвиняемого (см. ч. 3 ст. 209 УПК). Исходя из положений действующего законодательства по приостановленному производством уголовному делу, следователь может осуществлять розыск обвиняемого (подозреваемого), используя при этом лишь меры организационно-поискового характера (гласные розыскные действия), но не следственные действия. Гласные розыскные действия следователя отличаются от оперативно-розыскных мер, производство которых находится в строгой компетенции органа дознания (ст. 11 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности"). Розыскные действия и оперативно-розыскные меры различаются между собой формой, методами и средствами их производства, а также возможностью использования полученной в ходе этих мероприятий информации.
Розыскные действия следователя как меры организационно-поискового характера включают в себя организацию всей деятельности по розыску обвиняемого (подозреваемого): взаимодействие с органом дознания, другими подразделениями органов внутренних дел, организациями, средствами массовой информации и т.п., а также мероприятия, направленные на непосредственное обнаружение разыскиваемого лица. Очертить весь круг розыскных действий следователя, наверное, невозможно, так как любое из них в этом направлении может являться таковым.
Поручая в соответствии с ч. 1 ст. 210 розыск обвиняемого (подозреваемого) органу дознания, следователь в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ имеет право давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Выполнение следственных действий следователь может поручить органу дознания лишь в период производства по делу. То есть когда предварительное следствие приостановлено в связи с розыском обвиняемого (подозреваемого), мер процессуального характера оперативные работники, так же как и следователь, проводить не могут. Кроме того, необходимо иметь в виду, что оперативно-розыскные мероприятия отнесены законом к исключительной компетенции органов дознания, поэтому получается, что следователь может дать оперативным работникам лишь такое задание розыскного характера, которое требует применения только специальных средств и методов борьбы с преступностью.
Поэтому, прежде чем приступить к составлению поручения о производстве оперативно-розыскных мероприятий, направленных на розыск обвиняемого (подозреваемого), следователь должен четко уяснить, какую задачу он ставит перед органом дознания. Руководствуясь этим, орган дознания избирает способы ее решения, исходя из своих возможностей. Однако следует учитывать, что проведение органом дознания каких бы то ни было оперативно-розыскных мероприятий без ведома и согласия следователя может не сообразовываться с его тактическими замыслами и даже в какой-то мере мешать расследованию. Поэтому представляется, что в процессе организации и осуществления розыска обвиняемого (подозреваемого), в т.ч. по уголовному делу, по которому приостановлено следствие, необходимо четкое, эффективное и своевременное взаимодействие оперативных работников, которым поручено производство розыска, со следователем.
Вместе с тем, задержание разыскиваемого лица, особенно производимое органом дознания не на месте производства предварительного следствия (в другом городе, области), как правило, связано с необходимостью проведения ряда процессуальных действий (задержание, допрос, предъявление обвинения и т.п.). В связи с этим возникает вопрос о возобновлении приостановленного предварительного следствия.
В соответствии со ст. 211 УПК РФ предварительное следствие возобновляется на основании постановления следователя после того, как:
1) отпали основания его приостановления;
2) возникла необходимость
производства следственных
4.Проблемные вопросы
приостановления
Институт приостановления предварительного расследования получил значительное развитие в УПК РФ, где ему посвящена отдельная глава 28 (ст. 208-211). Законодатель тем самым устранил и видимость объединения его с окончанием расследования, которое имело место в УПК РСФСР в лаве 17 «Приостановление и окончание предварительного следствия». Это вполне обосновано, так как приостановление расследования – всего лишь временный перерыв в расследовании, в ходе которого законодатель запрещает производить следственные действия по собиранию доказательств. Вместе с тем, как и ранее, законодатель, обязывает следователя, дознавателя проводить все организационные мероприятия, направленные на устранение оснований к приостановлению расследования (ст. 209-210 УПК РФ).12
Запрет на производство следственных действий обусловлен тем, что их выполнение затрагивает права и законные интересы граждан, защита которых гарантирована Конституцией РФ, а при приостановлении производства по делу ослабляются как прокурорский надзор, так и ведомственный контроль за расследованием этого дела.
В УПК РФ расширен перечень
оснований приостановления
УПК РСФСР не допускал приостановления производства по делу, если известное лицо, совершившее преступление, не было привлечено по делу в качестве обвиняемого. По нашему мнению, такая постановка вопроса была правильной. Процессуальная фигура подозреваемого очень кратковременная. Если к подозреваемому применена мера пресечения, то обвинение ему должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения (ст. 100 УПК РФ). Если же в качестве меры пресечения была избрана мера пресечения – заключение под стражу, то по истечении 10-дневного срока при непредъявлении обвинения эта мера пресечения немедленно отменяется.
УПК РСФСР (ст.196 – «розыск обвиняемого» не допускал объявления в розыск подозреваемого. Данное мероприятие очень дорогое. Подозреваемый отличается от обвиняемого тем, что в отношении подозреваемого лицо, производящее расследование, не смогло собрать доказательства, бесспорно свидетельствующие о совершении преступления именно этим лицом, до приостановления производства по делу. Возникает следующий вопрос: а сможет ли следователь собрать недостающие доказательства после возобновления расследования по делу?
Приостановления производством по делу годами находятся у следователя, и трудно надеяться, что по истечении значительно времени доказательства вины подозреваемого будут собраны.
Представляются логичным, что по делам, по которым в двухмесячный срок не удалось собрать доказательства для предъявления обвинения, следует продлевать срок расследования. Если после исчерпывания всех возможностей по собиранию доказательств не выявлены основания для привлечения лица в качестве обвиняемого, такие дела не приостанавливаться, а прекращаться по п. 2 ч. 1 ст. УПК РФ. Представляется недопустимым приостановление производства по делу в отношении подозреваемого еще и потому, что такое лицо будет без достаточных доказательств находиться длительное время в состоянии подозрения, что не может согласовываться с тенденцией усиления защиты прав и законных интересов личности. Это состояние противоречит международным стандартам, исключающим неопределенные задержки в производстве по уголовным делам.13Сказанное позволяет высказать за отмену этого нововведения, так как оно не согласуется с нормами международного права, ущемляет права и законные интересы не только обвиняемого, но и потерпевшего, ограничивая ему доступ к правосудию.14
Раскрывая понятие приостановления предварительного расследования по делу, все ученые, исследовавшие этот уголовно-процессуальный институт, что это вынужденный перерыв производства по делу, обусловленный фактом невозможности участия в расследовании обвиняемого. Он или не установлен вообще, и тогда преступление считается не раскрытым, или личность его установлена, но он реально не имеет возможности участвовать в производстве следственных действий по делу. Следователь или дознаватель не имеют возможности своевременно устранить обстоятельства, препятствующие участию обвиняемого в производстве по делу, и принимают решение о приостановлении производства следственных действий по делу.
Основная цель в приостановлении
– это устранение препятствий
к участию обвиняемого в