Отчет по производственной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 17:18, отчет по практике

Описание работы

Практика проходила с целью:
изучение нормативно – правовых актов, регулирующих деятельность Прокуратуры РФ, Следственного комитете при Прокуратуре РФ и следователей в частности;
ознакомления с работой следователя Следственного комитета при прокуратуре, присутствие при производстве следственных действий;
ознакомление с процессуальными документами, правилами их составления и оформления;

Файлы: 1 файл

Отчёт по практире в СК при Прокуратуре.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Введение      

 В период  с 04 мая по 12 июня 2009 года, я проходила преддипломную практику в Первомайском Межрайонном Следственном управлении следственном комитете при Прокуратуре по Кировской области.

Практика проходила  с целью:

    • изучение нормативно – правовых актов, регулирующих деятельность Прокуратуры РФ, Следственного комитете при Прокуратуре РФ и следователей в частности;
    • ознакомления с работой следователя Следственного комитета при прокуратуре, присутствие при производстве следственных действий;
    • ознакомление с процессуальными документами, правилами их составления и оформления;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Следственный комитет в системе органов прокуратуры.

Следственный  комитет при прокуратуре РФ был  образован в органах прокуратуре  и действует на основании Указа  Президента РФ от 01.08.2007 № 1004. Данным Указом было утверждено положение о Следственном комитете при прокуратуре РФ. На основании этого положения и в соответствии с законодательством РФ установлено, что Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации является органом прокуратуры, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

          В соответствии с ФЗ «О Прокуратуре  РФ» от 17.01.1992г. № 2202-1 ст.11 п.4. в  систему прокуратуры Российской Федерации входит Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, состоящий из Главного следственного управления, следственных управлений по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений, а также следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов, в том числе военных следственных отделов.

          Положение о Следственном комитете  при прокуратуре Российской Федерации  утверждается Президентом Российской  Федерации.

          В соответствии со ст. 20.1 п.1 ФЗ  «О прокуратуре РФ» и с ч.1 Положения о Следственном комитете  при прокуратуре РФ  Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации является органом прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве. Следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации проводят предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к их компетенции.

         Основными задачами Следственного комитета являются:

разработка  мер по формированию государственной  политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном  судопроизводстве; совершенствование  нормативно-правового регулирования своей деятельности; обеспечение законности при производстве предварительного следствия и защиты прав и свобод человека и гражданина; оперативное и качественное расследование преступлений; организация и выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению; обеспечение в пределах своих полномочий международно-правового сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

          Следственный комитет осуществляет следующие полномочия:

разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики; разрабатывает и представляет Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, подготавливает другие документы; самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики, разрабатывает меры по совершенствованию деятельности следственных органов Следственного комитета; организует и осуществляет производство предварительного следствия по уголовным делам и экспертно-криминалистическую деятельность, процессуальный контроль и проверку деятельности следственных органов Следственного комитета; организует и осуществляет защиту в судах интересов Следственного комитета; организует кадровое обеспечение следственных органов Следственного комитета; обеспечивает собственную безопасность и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов; организует работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Следственного комитета; осуществляет иные функции.

          Следственный комитет имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности; привлекать для выработки решений научные и другие организации, ученых и специалистов; формировать и вести федеральные учеты, базы данных криминалистической, статистической и иной информации, пользоваться  федеральными учетами, базами данных в этой области федеральных органов исполнительной власти; взаимодействовать с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности; учреждать в соответствии с законодательством РФ печатные и электронные средства массовой информации для опубликования нормативных правовых актов, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

иные права.

          Первомайский межрайонный следственный отдел при прокуратуре РФ по Кировской области относится к Следственному управлению при прокуратуре РФ по Кировской области.

          В состав территории (в зону  обслуживания) данного межрайонного  следственного отдела входят 3 района: Первомайский, Нововятский, Оричевский.

          Во главе следственного отдела  стоит руководитель. Аппарат составляют: заместитель руководителя, старшие  следователи, следователи, делопроизводство  осуществляет специалист, помощь  в работе следователя оказывают помощники, работающие на общественных началах.

          Работники Следственного комитета  при прокуратуре Российской Федерации  назначаются на должность и  освобождаются от должности в  порядке, устанавливаемом Председателем  Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации являются прокурорскими работниками. Следователи имеют звания и класс, присвоенные на основании аттестации, специалисту присваивается разряд.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Следователь  как участник уголовного процесса.

          В соответствии со ст. 38. УПК РФ следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а именно:

1) возбуждать уголовное дело;

2) принимать  уголовное дело к своему производству  или передавать его руководителю  следственного органа для направления  по подследственности;

3) самостоятельно  направлять ход расследования,  принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, кроме случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу  дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать  с согласия руководителя следственного органа решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять  иные полномочия.

          Значение следователя в уголовном процессе заключается в раскрытии преступления уголовно-процессуальными средствами и способами, привлечении в качестве обвиняемого лица, действительно совершившего преступление, и обосновании его виновности собранными уголовно-процессуальными доказательствами. Решая эти задачи, следователь совершает предусмотренные и урегулированные настоящим Кодексом действия и принимает решения. Если следователем собраны доказательства виновности лица в совершенном преступлении, то он, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляет материалы уголовного дела через прокурора в суд, который решает вопрос о виновности или невиновности лица в совершении преступления, а также о назначении виновному соответствующей меры наказания. От своевременных и квалифицированных действий следователя зависит законность, обоснованность и справедливость судебного приговора.

          Контроль за деятельностью следователя осуществляет руководитель следственного органа. В соответствии со ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа уполномочен: поручать производство предварительного следствия следователю, нескольким следователям, изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с указанием оснований передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству; проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя; давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении; давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства; разрешать отводы, заявленные следователю, его самоотводы; отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ; отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа; продлевать срок предварительного расследования; утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу; давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование решения прокурора; возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; осуществлять иные полномочия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Отчет  о проделанной работе за время прохождения практики.

          В начале прохождения практики  я в первую очередь ознакомилась  со структурой следственного  органа, изучила нормативную базу, регулирующую его деятельность: Конституция РФ, ФЗ РФ «О Прокуратуре»  от 17.01.1992г. № 2202-1, Положение о Следственном Комитете при прокуратуре РФ № 1004, утвержденное Указом Президента РФ от 01.08.2007г., приказы, письма, инструкции, методические рекомендации, касающиеся работы следователей, а также нормативно-правовые акты, которыми руководствуется в своей деятельности следователь: например, методические рекомендации по разрешению сообщений о преступлениях и расследованию уголовных дел по фактам невыплаты заработной платы; информационное письмо о практике расследования уголовных дел об убийствах несовершеннолетних и т.д.).

          Кроме того я ознакомилась  с находящимися в производстве  следователя уголовными делами: против личности (ст. 105, 110, 111, 112,116), против  свободы личности (ст. 127), против  половой неприкосновенности (ст. 131, 133); против конституционных прав человека (ст. 145.1),общественной безопасности (ст. 222), против государственной власти, интересов государственной службы (ст. 286,290,291), против порядка управления (ст. 318, 319). В ходе изучения я обратила внимание на порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовных дел, привлечения лица в качестве обвиняемого, основания и порядок проведения следственных действий, практику применения законодательства. Мною были составлены ряд процессуальных документов. Большинство этих уголовных дел возбуждается в связи с получением следственным отделом рапортов об обнаружении признаков преступления, а также по жалобам и заявлениям потерпевших, количество явок с повинной ограничено. Каждое сообщение о преступлении регистрируется специалистом отдела в книге учета, а затем направляется следователю для проведения проверки. Каждый следователь также ведет книги учета расследуемых им преступлений, выездов на места происшествий.

          Помимо текущих материалов в  производстве следователя находятся приостановленные материалы прошлых лет. Одно из таких дел – по факту причинения тяжких телесных повреждений (ст.111 УК РФ), было возобновлено ввиду вновь открывшихся обстоятельств (один из свидетелей указал на лицо, совершившее преступление). По данному делу были проведены ряд допросов, очная ставка и проверка показаний на месте. В ходе этих мероприятий мною были составлены проекты протоколов.

          По одному из уголовных дел мне было предложено составить план-проект расследования по конкретному уголовному делу. Планы мероприятий составляются практически по каждому делу и способствуют поэтапно упорядочить работу следователя, кроме того лучше соблюдаются сроки расследования преступлений, и материалы постоянно находятся под наблюдением руководителя следственного отдела, что способствует повышению раскрываемости.

Информация о работе Отчет по производственной практике