Полномочия судебного представителя и защитника в разные периоды истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 23:43, контрольная работа

Описание работы

Во все времена судебное представительство, хоть и не всегда именовалось адвокатурой, но всегда являлось институтом гражданского общества, так как было последним пристанищем для ищущего защиты от государственного обвинения гражданина. И безусловно, что критерием власти и свободы граждан будет спектр полномочий адвоката. Именно широкие возможности и профессиональные способности адвоката противодействуют в судах (и не только) любому гнету и несправедливости со стороны власть имущих.

Содержание работы

Введение______________________________________________________________3
XV век________________________________________________________________3
XVIII век_____________________________________________________________6
Реформа 20 ноября 1864 года____________________________________________8
Советский период_____________________________________________________11
Полномочия современного судебного представителя в России_____________15
Список литературы___________________________________________________17

Файлы: 1 файл

Копия Контр.раб. Адвокатура.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Указанный социальный запрос на общение с государством общества выразил себя в распространении  т. н. «уличных адвокатов». Это было фактически повторное зарождение частных юристов (по тому же механизму, что и в Древнем Риме, Греции).

Таким образом, в  предреформенный период, в России исходя из практики политического управления, назрела объективная необходимость  структурирования сбалансированной социальной системы, позволяющей вернуть суду функцию снятия социальных противоречий, устранив его от репрессий как таковых, вернув тем самым государственной власти первейший метод принуждения — убеждение.

 

4. Реформа 20 ноября 1864 года

Крестьянская  реформа 1861 имела определяющее значение для правосознания в России, так как изначально «община» субъект уголовной ответственности по древнему русскому праву («круговая порука»). Надо сказать, что сами реформаторы не до конца владели информацией, что вообще происходит, собственно, в стране, реформы же затевались сразу и повсеместно, а это остается проблемой для территории России и по настоящее время, не говоря уже о позапрошлом веке.

Следует, однако, признать, что подготовка к реформе  была основательной. В 1861 г специальной Комиссией, образованной в 1857, были обнародованы результаты работы - «Основные положения преобразования судебной части в России». Данные положения в корне меняли институт профессионального представительства в суде, были по своему характеру идеалистически- революционными: вводили независимость суда от административной власти (элемент теории Ш. Монтескье о разделения властей), выборный мировой суд, суд присяжных, принцип состязательности, институт присяжных поверенных (адвокатура в собственном смысле). Законодательное закрепление данных положений нашло в «Учреждении судебных установлений» от 20 ноября 1864 г (официальное рождение адвокатуры).

Адвокаты приписывались  к окружным судебным палатам (отсюда современное заимствование Адвокатская  палата), осуществляя свою деятельность в Совете присяжных поверенных по территориальному признаку (норма сохранившаяся и в современном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», детализированная в Решениях Совета ФПА РФ от 2 апреля 2010г) .

«§356. Присяжные поверенные состоят при судебных местах для занятия делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц в деле участвующих, а также по назначению в определенных случаях советов присяжных поверенных и Председателей судебных мест» (ст. 353 Учр. суд. уст).

Независимость профессии, таким образом, гарантировалась  свободным выбором адвоката клиентом, оплатой его услуг непосредственно  адвокату по фиксированной таксе, зависящей  от исхода дела, самоуправлением, отсутствием  административного подчинения Председателям судов, руководству Совету присяжных поверенных палаты (Советы образовывались от 20 адвокатов на округ) в части ведения дела в суде, определения тактики и стратегии защиты, запрет на совмещение адвокатской деятельности с любой другой, в том числе и преподавательской. В рамках адвокатуры был полностью реализован принцип Джона Локка - «уважай не власть, а закон». Отсутствие административных отношений компенсировалось дисциплинарной практикой Совета присяжных поверенных. Политика дисциплинарного производства была профилактической, что в первую очередь выражалось в строгих критериях отбора ( требования приравнены к судьям) и самой дисциплинарной практики, как таковой. Кандидат в присяжные поверенные должен был иметь высшее государственное юридическое образование, или выдержать экзамен по праву, пятилетний стаж юридической работы, связанной с применением правовых знаний непосредственно (ст. 354). Основаниями, препятствующими к доступу в профессию являлись:

- возраст до 25 лет;

-отсутствие российского подданства;

-наличие не  выплаченных долгов (банкротство);

-жалование по  государственной и иной общественной  службе, выборная оплачиваемая должность;

-лица пораженные  в правах по приговору суда, а так же духовные особы,  лишенные сана по приговору  духовного суда;

-подследственные,  оставленные в подозрении (не  оправданные);

-лица уволенные  с государственной службы, духовного  ведомства по судебному решению,  тоже имеет отношение к исключению  из дворянских собраний внутренним  решением;

-ранее исключенные из адвокатуры или имеющие судебный запрет на хождение по чужим делам.

Примечательно, что, как неоднократно разъяснялось Советом присяжных поверенных, само по себе принятие в адвокатуру не означает «покров забвения» и если в  последствии выяснится, что принятый в сословие что- то утаил или развращен нравственно, то долг Совета избавиться от него. Долг государства в данном случае был — придать суду ( при прошении в Совет кандидатом давалась подписка - ст. 379 Уч. суд. уст.).

О принятии в  присяжные поверенные выдавалось свидетельство, сведения списка обнародовались силами судебной палаты, никаких экзаменов кандидата при приеме не проводилось (ст. 382 Уч. суд. Уст).

Вместе с тем уже 19 октября 1865 кандидатура присяжного поверенного  подлежала согласованию с Министерством  юстиции в обязательном порядке. А с конца 1874 по 1904 кадровое развитие института присяжных поверенных было заморожено путем запрета создавать  Советы присяжных поверенных.

Основаниями к дисциплинарному  взысканию (предостережение, запрет на профессию до 1 года, исключение) являлось нарушение этических норм профессии, которые в предельности правого  регулирования регулирования основывались на принципе «разрешено все, что не запрещено». К запретам относились:

- выступать бенифициаром по  основаниям, вытекающим из дел,  находящихся в производстве адвоката (ст. 400 Уч. суд. Уст);

- разглашать доверенные тайны  ( в то время аналог тайны  исповеди)-ст. 403 Уч. суд. Уст;

-вести дела в качестве поверенного  против своих родителей, жены, детей, братьев, сестер,дядей,  двоюродных братьев и сестер(ст. 401 Уч. суд. Уст );

- быть поверенным обоих тяжущихся  или переходить от одной стороны  к другой в одном и том  же процессе (ст. 402 Уч. суд. Уст );

Среди нормативных предписаний  обнаруживаем: учетность адвокатских  производств в том числе для  возможности проверки Советом присяжных  поверенных (ст. 406 Уч. суд. Уст), преемственность  в ведении дела при изменении  места жительства, обусловленную согласием доверителя (ст. 385 Уч. суд. Уст ), процентное отчисление с полученного гонорара в пользу тех, кто осуществляет защиту по назначению, распределяемое министерством юстиции, (ст. 398,) догмы поведения , вытекающие из представления об адвокатской деятельности, как форме общественного служения, не связанного с корыстной заинтересованностью, халдейством перед клиентом. В традиции присяжной адвокатуры представление о том, что защищая отдельное лицо — защищаешь прежде всего его общественный статус, сообщаемый ему естественными правами и законами, а не пособничаешь ему в стремлении уйти от заслуженного наказания (В.Д. Спасович, К.К. Арсеньев, А.И. Урусов, С.Ф. Морошкин, Ф.Н. Плевако, М.Ф. Громницкий) .

Нельзя не отметить то воодушевление, которое царило в обществе в связи и по поводу реформ Александра II. Наиболее, о живой и неподдельной заинтересованности в реформах, свидетельствует уникальное аутентичное толкование «Судебные уставы 20 ноября 1864г. С изложением рассуждений на коих они основаны, изданные Государственною канцелярию» в Санкт-Петербурге 1867г. Текст данного «комментария» просто сквозит растерянностью и искренним желанием поправить и направить ход реформирования. Авторы, являясь законодателями реформ, пытаются управлять социальными процессами посредством все того же законотворчества, объясняясь с читателем так, как будто бы держат перед ним непосредственный служебный отчет. Так уже в 1867г Государственный совет высказывает мнение о том, что в коммерческих судах при рассмотрении дела вполне могут участвовать посторонние лица, так как «коммерческий суд есть, по преимуществу суд местный, производящий расправу между наличными тяжущимися».

С 1874 г, как следствие неутоленной  народной жажды коммуникации государства  и общества, получает развитие институт частных поверенных, которые были дисциплинарно подчинены судам, от них же получали свидетельство на право частной практики, не имели никакого корпоративного устройства. Надо сказать, что этот эксперимент был так же неудачным, по историческим свидетельствам уровень квалификации частных поверенных был совершенно недостаточен. Давал знать о себе устоявшийся в России инквизиционный процесс, одно лишь то, что по уголовным делам на предварительном следствии участие защитника вообще не предусматривалось, а роль суда была нивелирована (за исключением суда присяжных) красноречиво свидетельствует о недостаточности принимаемых мер к действительному реформированию системы правосудия. При этом формы предварительного расследования остались теми же, что и сегодня (розыск, дознание, предварительное следствие -ст. 219-287 Устава уголовного судопроизводства).

Равенство сторон (обвинения и защиты) только лишь перед судом на деле было фикцией и в достаточной  степени желаемым, чем действительным положением.

Государству в целом не удается реформировать правосудие таким образом, чтобы оно стало системой безболезненного снятия социальных противоречий. Оправдательные приговоры суда присяжных по политическим процессам при всеобщем ликовании публики во властных кругах встречают раздражение и агрессию. Адвокатуру именно терпят из последних сил. Известен диалог, состоявшийся между автором Манифеста от 29 апреля 1881 г об укреплении самодержавия членом Государственного совета, в затем обер- прокурором Синода К.П. Победоносцевым и Государем, на вопрос Государя по какой же причине нельзя уже ничего сделать с этими треклятыми реформами Константин Петрович Победоносцев, стремясь успокоить, в свойственной ему очаровательной шутливой риторической манере отвечает - по той же причине, Государь, по какой невозможно зашить человеку задницу.

Следует отметить, что 1901 г министром  юстиции Н.В. Муравьевым делается отчаянная  попытка исправить положение  вещей, разрабатываются законопроекты, содержащие принципиально новые  положения судопроизводства (участие на предварительном следствии защитника, статус единого представителя в суде на всей территории России, развитие гласности, зрелищности и состязательности судебного процесса), но дальше законопроекта дело не пошло.

Неудача судебной реформы окончательно подорвала доверие к судебным органам, утратившим к моменту революции какую — либо возможность путем постановления справедливых решений влиять на положение дел в стране. Предпринятых реформаторами мер вполне хватило для нивелирования суда, как карательного органа, превращения его решений в свидетельство бессилия власти, но совершенно не хватило для формирования системы правосудия, снимающей социальные противоречия. Можно со всей уверенностью сказать, что Судебная реформа стала трамплином к революции в России.

 

5. Советский период

Большевики резко негативно  относились к институту присяжных  поверенных, не видя в нем никакой  целесообразности и пользы. С одной  стороны, это объяснялось тем, что  идеологическая и методологическая платформа марксизма не предполагала и не упоминала адвокатуру как механизм гражданского общества, предполагая в перспективе «управление народом посредством самого народа», эволюционное отмирание государства в целом, а, с другой стороны, деятельность присяжных поверенных убедительнейшим образом доказала свою несовместимость с административным, политическим и прочим контролем над судом со стороны высшей государственной власти. В эпоху революционных преобразований, структурирования новых социальных систем, В.И. Ленин, И.В. Сталин, так же, как и Петр I ранее, просто не могли себе этого позволить. Дополнительным фактором выступало и то обстоятельство, что, по сути своей, В.И. Ленин, И.В. Сталин — это оперативные революционные подпольные псевдонимы настоящие имена В.И. Ульянов, И.В. Джугашвилли — неоднократно привлекались к уголовной ответственности, получали реальные сроки лишения свободы в Царской России. В.И. Ульянов был арестован в период, когда был помощником присяжного поверенного М.В. Волькенштейна, последний не защищал его в суде, ограничившись сострадательным общением с родственниками. Помимо прочего брат В.И. Ульянова был казнен по обвинению в политическом преступлении, при сомнительнейших доказательствах вины и безуспешной защите. Все это не могло не сказываться на отношении к адвокатуре в советский период.

Однако следует отметить, что  ликвидировали не просто адвокатуру, а юриспруденцию вообще. Так, повсеместного  повально закрывали юридические  факультеты классических университетов. Непосредственно по поручению Ленина было снято полноценное обсуждение в ВЦИК вопросов реформирования судебной власти (инициаторы П.П. Стучкой и М.Ю. Козловский), форсировав события Ленин просто вынудил Совнарком в пожарном порядке принять Декрет от 24 ноября 1917 г «О суде», которым упразднялись совершенно все суды в России, приостанавливалось течение всех процессуальных сроков, отменялось следствие, прокурорский надзор, частная и присяжная адвокатура. В дальнейшем планировалось, расширяя принцип народовластия на фоне временного сохранения институтов государственного устройства, допускать к участию в суде любых лиц, возжелавших этого. Нельзя думать, что это от мракобесия и невежества политических деятелей, от их добросовестного заблуждения, В.И. Ленин указывает «…безусловной обязанностью пролетарской революции было не реформировать судебные учреждения.., а совершенно уничто¬жить, смести до основания весь старый суд и его аппарат. Эту необ¬ходимую задачу Октябрьская революция выполнила, и выполнила успешно».

Дальнейшее правовое регулирование, обнаруживавшее себя в Инструкции от 19 декабря 1917г «О революционном трибунале, его составе, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний», Декрете «О суде» № 2 от 1918 г, вводит организационно- правовую форму — «коллегия правозаступников». Запись в коллегию была свободная, с ограничительным условием благонадежности кандидата, подтвержденным соответствующим уровнем Совета депутатов. Положение ВЦИК о народном суде РСФСР детализировало название, уравняв при этом впервые в истории права защиту и обвинение по статусу правового регулирования: «коллегия защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе».

Однако система принудительного  активного народного участия  в судопроизводстве (имитация все  того же Римского права) не прижилась,- уже Положением о народном суде РСФСР 1920 г устанавливался ценз квалифицированности защитника («способность исполнять эту обязанность»). У большевиков не получалось упразднить процессуальную форму , суд по принципу народного собрания Древних Афин просто не работал в начале ХХ века, становилось очевидным, что без профессиональных защитников, символизировавших собой противоречие обвинению a priori правосудия не получится. В итоге Постановлением ВЦИК от 26 мая 1922 г «Об адвокатуре» была признана несостоятельность государственного управления защитой в уголовном деле, представительством в суде. Окончательно утверждается форма коллегии адвокатов, с самоуправляемым центром — президиумом. Государственное управление осуществляется через кадровую политику: возможность губисполкома отменить принятие в члены коллегии любого лица, вступительный экзамен, запрет на занятие любой иной деятельностью (кроме выборных и преподавательских должностей),финансовую политику (формирование таксы по оплате труда), собственную юрисдикцию (Постановление Президиума коллегии можно было обжаловать в губисполком).

Власть принимала самое активное участие в коллективизации адвокатуры, 27 февраля 1932 было утверждено «Положением  о коллективах членов коллегии защитников», в адвокатуре регулярно производились чистки, аресты, вместе с тем наладить полноценное политической управление не удавалось, адвокаты, являясь следствием естественных законов мышления в такой когнитивной системе познания, как суд, не поддавались должному регулированию, продолжая раздражать государственную власть. Система правосудия опять не работала.

Реакцией стало такое усиление правоохранительной системы, которое  гарантировало бы полный контроль судопроизводства и на фоне, которого бы адвокатура была лишь видимостью и фикцией. В 1932 создается Главное управление милиции при Отделе государственного политического управления (ОГПУ), в 1933 г утверждается Положение о Прокуратуре СССР, в 1934 создается НКВД СССР. В 1936 заканчивается формирование единой прокуратуры СССР. Формируется система уголовного преследования, противостоять которой невозможно по определению, начинаются массовые репрессии. На этом фоне СНК СССР 16 августа 1939 утверждается Положение об адвокатуре СССР, которое содержит самые демократические принципы организации адвокатуры, начиная от добровольности объединения и заканчивая принципами самоуправления. Участие защитника в уголовном судопроизводстве окончательно приняло характер камуфлирования судебных расправ. Адвокат мог позволить себе в уголовном процессе только одно- присутствовать и просить только об одном - смягчении наказания и только в отношении тех, кто не вызывал в нем классовой отчужденности, противной духу социалистической законности, принципам марксизма. Представительство по гражданским делам было весьма купировано в силу отсутствия частной собственности в СССР и сводилось в основном все к тому же формально- правильному составлению судебных документов, не более, сильно напоминая положение профессиональных поверенных до 1864г.

Информация о работе Полномочия судебного представителя и защитника в разные периоды истории России