Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:52, контрольная работа
В настоящее время криминальная обстановка в России продолжает оставаться сложной. Количество зарегистрированных преступлений возрастает, особенно тяжких и особо тяжких.
С учетом этого в настоящий период одной из главных задач, стоящих перед правоохранительными структурами, является формирование профессионального ядра наиболее квалифицированных следователей и дознавателей, улучшение методического обеспечения процессуальной работы, в особенности, с учетом значительного омоложения кадров.
Одной из острейших проблем остается обеспечение должного качества предварительного расследования.
Введение
1 Понятие, цель, мотивы и основания задержания
2 Основания освобождения подозреваемого
3 Порядок задержания, фиксация хода и результата задержания подозреваемого, уведомление о задержании
4 Пробелы норм уголовно-процессуального законодательства, связанные с задержанием
Заключение
Список используемых источников
Закрепленное в действующем законодательстве множество процессуальных форм фиксации признания лица подозреваемым (протокол, постановление) не обеспечивает надлежащих гарантий права на защиту и его статус. Основание для признания лица в качестве подозреваемого - наличие обоснованного подозрения, но отнюдь не применение к лицу мер процессуального принуждения, возбуждения в отношении конкретного лица уголовного дела, которые являются лишь одними из оснований для появления фигуры подозреваемого. «В настоящее время определение статуса лица по уголовному делу через меру принуждения выглядит явным анахронизмом, - подчеркивает А.А. Давлетов, - поскольку противоречит не только идее правового государства, но и многим положениям УПК, а также элементарной логике предварительного расследования». Давлетов А.А. Подозрение и защита: Учебно-практическое пособие. Екатеринбург, 1997. С.20
Юридическим основанием для признания лица подозреваемым должно быть именно постановление о его признании таковым. Только после вынесения соответствующего постановления лицо может быть водворено в ИВС или следственный изолятор на срок до 48 часов или к нему согласно УИК РФ может быть применена мера пресечения - заключение под стражу, домашний арест.
Сближение
России с другими странами мира обуславливает
необходимость более
Этимологически термин «подозрение» тесно связан с термином «подозреваемый» и означает предположение, основанное на сомнении в правильности, законности чьих - нибудь поступков. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1970. С.530. Подозрение в общеупотребительном значении слова может возникнуть у любого человека по поводу правильности каких - либо действий других лиц, независимо от того, окажутся ли эти действия противоправными или нет. В.И.Даль, разъясняя значение слова «подозрение» как «догадок на кого, сомнения, недоверия, обвинения», делает акцент на правовую сферу его применения: «На него падает подозрение в стычке с ворами. Оставить, кого по суду в подозрении, не обвинив и не оправдав, постановить, что есть повод считать его виновным». Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1982. Т.III. С.174
При
раскрытии и расследовании
Подозрение должно рассматриваться в различных аспектах:
а) как составная часть функции уголовного преследования;
б) как утверждение (вывод) органов предварительного расследования о причастности лица к совершению преступления, основанное на неполных знаниях о расследуемом противоправном деянии и лице, его совершившим;
в) как общее условие применения задержания, влекущее при наличии правовых оснований и других условий, прямо указанных в законе, появление подозреваемого.
Подозрение,
как общее условие для
Процедура предъявления подозрения во многом схожа с порядком предъявления обвинения и должна состоять из трех этапов:
1) ознакомление подозреваемого с постановлением о привлечении в качестве подозреваемого;
2)
разъяснение сущности
3)
разъяснение прав и
После ознакомления задержанного с постановлением о признании его подозреваемым его необходимо незамедлительно допросить в качестве подозреваемого.
Правовые нормы, регламентирующие задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, образуют самостоятельный процессуально - правовой институт, который получил определенное обоснование в теории. Петрухин И.Л. Неприкосновенность личности и принуждение в уголовном процессе. М.: Наука, 1989. С.9.
В статье 10 УПК РФ закреплено: «Никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных настоящим Кодексом». И.М.Гуткин отмечал, что: «:в неотложных случаях уголовно -процессуальное задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, допускается не иначе, как на основаниях и в порядке, предусмотренном в законе». Гуткин И.М. Актуальные вопросы уголовно - процессуального задержания. М., 1980. С.7
Задержание
заподозренного заключается в кратковременном
аресте лица, подозреваемого в совершении
преступления, за которое предусмотрено
наказание в виде лишения свободы.
Цель - выяснение его причастности
к совершению преступления, обоснованности
выдвинутого подозрения и разрешение
вопроса о признании его
Правовую основу задержания составляют соответствующие статьи УПК РФ, предусматривающие понятия, условия и порядок задержания (п.11 ст.5, п.3 ст.38, ст.91, 92), и подзаконные акты правоохранительных органов, в компетенцию которых входит задержание. Глава 12 УПК РФ базируется на принципах и нормах ст.5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней» // СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1514. Сегодня закон не требует для задержания применения санкции прокурора или решения суда. В то же время он устанавливает ряд гарантий законности и обоснованности осуществления этой меры принуждения, четко регламентируя условия, основания, мотивы и сроки ее применения. Согласно пунктам 3 и 4 ст.5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., лицо, задержанное по уголовному обвинению, вскоре после ареста представляется судебному или иному органу, определенному законом. Такой орган должен без промедления принять решение относительно законности и необходимости задержания. Никто не может быть задержан на период проведения следствия или судебного разбирательства без письменного постановления этого органа.
Федеральное
Собрание РФ сделало оговорку в отношении
введения в действие норм, предусматривающих
право каждого человека на свободу
и личную неприкосновенность. Оно
указало, что положения указанной
Конвенции не препятствуют применению
санкционированного абз.2 п.6 раздела
второго Конституции РФ 1993 г. временного
применения установленного уголовно -
процессуальным законодательством
порядка ареста, содержания под стражей
и задержания лиц, подозреваемых
в совершении преступления. Следовательно,
установленный в Конвенции
Одна из острейших проблем проявилась и в том, что в результате правовой неопределенности на практике продолжают действовать два вида задержания лица по подозрению в совершении преступления:
- задержание физическое, когда человек фактически ограничивается в свободе (поимка, захват, доставление в правоохранительные органы),
-
задержание юридическое, при
Между
фактическим задержанием и
Задержание в уголовно - процессуальном смысле могут осуществлять лишь уполномоченные на то законом органы государства - участники уголовного судопроизводства, указанные в ч.1 ст.91 УПК РФ. Расширение круга лиц, которые могут осуществлять уголовно - процессуальное задержание, не обладая на это полномочиями, определенными законом, и достаточными знаниями, недопустимо. Поэтому действия граждан, связанные с доставкой задержанных ими лиц в правоохранительные органы, следует рассматривать лишь как содействие в осуществлении законности и правопорядка, но не как процессуальное задержание.
В
ситуациях непосредственного
Момент
фактического задержания лица по подозрению
в совершении преступления, его доставление,
оформление протокола должны стать
составной частью уголовно - процессуального
задержания. Данные действия должны иметь
процессуальный характер в рамках начала
существования института
Совершенствование правовой системы России, осуществляемое прежде всего в целях укрепления гарантий прав личности, в уголовном судопроизводстве ставит на первый план проблему статуса участников уголовно - процессуальной деятельности и прежде всего - подозреваемого в совершении преступления. Отсутствие четкой регламентации рассматриваемого вопроса в уголовно - процессуальном законодательстве является на протяжении длительного времени одной из причин существования различных точек зрения о понятии подозреваемого. Дорохов В.Я. Участники уголовно-процессуальной деятельности. М.: ВШ ГБ, 1962. С.42-46.
Основанием для задержания должны являться фактические данные, формулирующие основание для подозрения о причастности конкретного лица к совершению преступления, наказуемого по закону лишением свободы, которые могут быть получены из источников и обстоятельств, указанных в ч.1 ст.91 УПК РФ. Их объединяет один общий признак - очевидная обоснованность подозревать конкретное лицо в совершении преступления. Однако они дают лишь основание подозревать лицо в совершении преступления, а также возможность сделать вероятный вывод об этом на момент принятия решения о задержании. Степень обоснованности и достоверность таких данных должна быть оценена и проверена, а причастность лица к совершению преступления должна подлежать установлению.
Основания задержания, указанные в ч.2 ст.91 УПК РФ, отличаются от перечисленных в ч.1 этой же статьи, степенью очевидности причастности лица к преступлению. Согласно процессуальной форме «иные данные» идентичны со сведениями о других основаниях задержания. Проведенные исследования показывают, что формулировка ч.2 ст.91 УПК РФ «:либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу» у практических работников вызывает вопросы. Например, что понимать под этой формулировкой - наличие пятого основания для задержания или дополнительное условие, относящееся к «иным данным», при котором можно задерживать подозреваемого. По нашему мнению, сам факт направления в суд такого ходатайства не может быть самостоятельным основанием для задержания. Он должен служить в рамках действующего законодательства лишь дополнительным условием при наличии «иных данных», дающих основание задерживать заподозренное лицо. Комментарий к Уголовно - процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной. М., 2002. С. 226. В случае задержания заподозренного лица его сразу необходимо доставить в суд для решения вопроса о применении меры пресечения - заключение под стражу.
Информация о работе Понятие, цель, мотивы и основания задержания