Понятие, функции и основные требования режима в исправительных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 16:10, контрольная работа

Описание работы

Термин «режим» часто встречается в нормах действующего уголовно-исполнительного законодательства и его комментариях. Он вошел в практику работы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и употребляется в двойном смысле. Во-первых, как совокупность правил, определяющих порядок исполнения наказания администрацией исправительных учреждений. Во-вторых, как совокупность правил, определяющих порядок отбывания наказания осужденными.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………..3
1.Понятие режима в исправительных учреждениях…………………………….4
2.Функции режима в исправительных учреждениях……………………………6
3.Основные требования режима в исправительных учреждениях……………..8
Заключение………………………………………………………………………..…...12
4.Список источников и литературы …………..………………………...………13

Файлы: 1 файл

Контр работа уголовно-исполните право печать.docx

— 39.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОКУЗНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

Уголовно-исполнительное право

 

 

ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ РЕЖИМА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студента: 4 курса ЮЗВ 10-1(1)

(курс, группа)

                                                                                                                   Городкова  Александра Андреевича 

(Ф.И.О.)

                                                                                                                                        Научный руководитель: к.ю.н., доцент ВАК

Смирнов Александр Николаевич

(ученая  степень, должность,  фамилия, инициалы)

                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк,  2013г.

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………………..3

  1. Понятие режима в исправительных учреждениях…………………………….4
  2. Функции режима в исправительных учреждениях……………………………6
  3. Основные требования режима в исправительных учреждениях……………..8

Заключение………………………………………………………………………..…...12

  1. Список источников и литературы …………..………………………...………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В представленной работе необходимо раскрыть понятие режима в исправительных учреждениях, его содержание и основные требования режима.

Актуальность данной темы обусловлена  тем что, вопрос о режиме исполнения (отбывания) наказания - один из важных вопросов уголовно - исполнительного права. Он находится в центре внимания не только специалистов отрасли права, но и других ученых: юристов, психологов, педагогов, обществоведов. До принятия нового Уголовно-исполнительного кодекса РФ понятие режима в исправительном учреждении не было закреплено в законодательстве, а разрабатывалось лишь в теории уголовно-исполнительного права. 

Впервые правовая категория «режим»  появилась во Временной инструкции НКЮ РСФСР «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» (1918 г.), в которой употребляются слова «режим подследственных» (ст. 7). После 18 декабря 1996 года мы имеем законодательное определение режима.

Термин «режим» часто встречается в нормах действующего уголовно-исполнительного законодательства и его комментариях. Он вошел в практику работы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и употребляется в двойном смысле. Во-первых, как совокупность правил, определяющих порядок исполнения наказания администрацией исправительных учреждений. Во-вторых, как совокупность правил, определяющих порядок отбывания наказания осужденными. Так же режим как социально-правовое явление, характерное для мест лишения свободы, в процессе исполнения и отбывания наказания несет определенную функциональную нагрузку, т.е. имеет определенные функции, о которых непременно следует упомянуть в данной работе.

 

 

  1. Понятие режима в исправительных учреждениях

Термин  «режим» встречается в первых юридических документах, регулирующих исполнение и отбывание уголовного наказания в виде лишения свободы, изданных в период становления Советского государства. Он используется в текстах  Временной инструкции «О лишении  свободы как мере наказания и  о порядке отбывания такового» - 1918 г., «Положения об общих местах заключения РСФСР» - 1920 г., первых отечественных  исправительно-трудовых кодексах.

Анализ  правовой литературы, законодательства и ведомственных нормативных  актов показывает, что «режим» - категория  юридическая. Причем уголовно-исполнительное законодательство признает две его  составляющих. Это режим исполнения и режим отбывания лишения  свободы. «Режим исполнения» выступает  как система нормативно-правовых предписаний об исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы, адресованных персоналу учреждений уголовно-исполнительной системы.. «Режим отбывания наказания» как нормативно урегулированный процесс отражает уклад, образ жизни осужденного в период отбывания лишения свободы. В целом, по мнению Н.А. Стручкова, А.В. Папуашвили, «Режим - установление того, что нужно государству, а не отражение желаемых осужденными отношений»1.

Определение режима в исправительных учреждениях  закреплено в уголовно-исполнительном законодательстве. Согласно ч. 1 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях определяется как «установленный законом и соответствующими закону нормативными актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающей охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализация их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания»2.

В теории исправительно-трудового права режим  имел различные толкования. Учитывая законодательные нововведения уголовно-исполнительного кодекса, существо этого правового явления представляется возможным сформулировать как урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, соединенного с мерами исправительного воздействия, создающий условия для применения других средств исправления осужденных, обеспечивающий достижение целей и решение задач, постановленных законодателем перед учреждениями уголовно-исполнительной системы3. Нормы, относящиеся непосредственно к режиму исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, содержатся в главе 12 УИК РФ. Вместе с тем эти правила распространяют свое действие на исполнение такого вида наказания, как содержание осужденных военнослужащих в дисциплинарной воинской части в сфере обеспечения режима (ч. 1 ст. 157 УИК РФ). Здесь следует заметить, что законодатель по-прежнему режим относит к основным средствам исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ), поэтому все теоретические наработки в области научных исследований по проблемам режима сохраняют актуальность и в настоящее время.

Режим выражает сущность и содержание наказания, поскольку  в нем осуществляется кара, то есть совокупность применяемых к осужденным мер принуждения и правоограничений. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношении, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания, а также порядок реализации правоограничений. Основным элементом режима, образующим содержание лишения свободы, является физическая изоляция осужденных от общества. Она выражается в лишении их права свободного передвижения вне пределов территории исправительного учреждения, ограничении их социальных связей и общения с лицами, находящимися на свободе. Им запрещено нарушать границы исправительных учреждений.

  1. Функции режима исполнения наказания

Режим как  социально-правовое явление, характерное  для мест лишения свободы, в процессе исполнения и отбывания наказания  несет определенную функциональную нагрузку. В теории уголовно-исполнительного  права принято выделять несколько  ключевых функций режима.

Карательная функция. Здесь следует заметить, что прямого указания на карательные элементы режима уголовно-исполнительное законодательство не содержит. Вместе с тем под карой традиционно понимают некий объем правоограничений, выраженный в режиме, который установлен законодателем для различных исправительных учреждений. В части четвертой ст. 10 УИК РФ записано, что «Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ, исходя из порядка и условий отбывания (режим отбывания) конкретного вида наказания». Кроме того, объем правограничений может существенно изменяться в пределах одного исправительного учреждения. В зависимости от поведения осужденные могут содержаться в строгих, обычных и облегченных условиях, а в воспитательных колониях дополнительно – на льготных условиях содержания, и в помещениях камерного типа. Объем правоограничений меняется и в связи с переводом осужденных по положительным или отрицательным мотивам за пределы исправительного учреждения, например, в колонию-поселение или тюрьму.

Воспитательная функция. Режим как организованный на правовой основе порядок исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы является основным средством исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). В силу этого урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок исполнения и отбывания наказания приобщает осужденных к цивилизованным взаимоотношениям, формирует у них чувство уважительного отношения к человеку, обществу, труду, позволяет усваивать правила и традиции человеческого общежития, стимулирует правопослушное поведение, обеспечивает реализацию основных требований режима.

Функция обеспечения рационального и эффективного применения к осужденным мер исправительного воздействия. В этом смысле “Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных” (ч. 2 ст. 82 УИК РФ). Кроме того, «Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определенных администрацией исправительного учреждения» (ч. 1 ст. 103 УИК РФ). Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, в которых обязательно участие осужденных (ч. 3 ст. 104 УИК РФ), а также их обязанностью является получение основного общего образования, если лицо не достигло возраста 30 лет (ч. 1 ст. 112 УИК РФ). Реализацию этих обязанностей.

Регулятивная функция. Ее суть заключается в том, что объем правограничений зависит от условий и порядка исполнения и отбывания лишения свободы в учреждениях конкретного вида, вида режима исправительного учреждения и индивидуального поведения осужденного (ст.ст. 113, 115, 120-134 УИК РФ).

Функция частного и общего предупреждения нашла отражение в части 1 ст. 1 УИК РФ. Здесь речь идет о превентивном значении должным образом организационного порядка исполнения и отбывания наказания, обеспечивающего предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные требования режима в исправительных учреждениях

 Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. Все это является основными требованиями режима в исправительных учреждениях.

Режим создает  условия для применения других средств  исправления осужденных:

1. В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

2. Администрация исправительного учреждения обязана обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. Личный обыск проводится лицами одного пола с осужденными. Обыск жилых помещений при наличии в них осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательства.

4. Администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

5. Порядок производства обысков и досмотров определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

6. Перечень и количество вещей и предметов, которые осужденным разрешается иметь при себе, устанавливаются Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Хранение осужденными при себе денег, ценных бумаг и иных ценностей, а также предметов, не указанных в перечне, не допускается.

7. Обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений администрацией исправительного учреждения до освобождения осужденного без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания. Запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на хранение либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения, о чем составляется соответствующий акт.

8. Хранение приобретенных осужденными в установленном порядке ценных бумаг обеспечивается администрацией исправительного учреждения.

Нормативные правовые акты федеральных органов  исполнительной власти (в том числе  издаваемые МВД) подлежат регистрации  в Министерстве юстиции. К числу  таких актов относятся, например, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, Инструкция о порядке охраны, надзора и  конвоирования осужденных. Эти и  другие подобные акты закрепляют наиболее значимые черты режима, обозначая  тот предельно допустимый уровень  ограничений, которым могут подвергаться осужденные в процессе исполнения наказания.

Информация о работе Понятие, функции и основные требования режима в исправительных учреждениях