Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение уголовно-процессуальной характеристики стадии возбуждения уголовного дела, а также анализ проблем, возникающих в этой сфере. Также можно отметить ряд задач, реализация которых может способствовать раскрытию поставленной цели:
1. Определение понятия и значения стадии возбуждения уголовного дела.
2. Изучение порядка возбуждения уголовного дела.
3. Рассмотрение органов и должностных лиц, имеющих право возбуждать уголовные дела.
4. Исследование поводов и оснований к возбуждению уголовного дела.
5. Выявление проблемных моментов в сфере правового регулирования данной стадии уголовного процесса.
Введение
1. Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела 5
2. Порядок возбуждения уголовного дела 8
2.1 Органы и должностные лица, имеющие право возбуждать уголовные дела
2.2 Поводы и основания к возбуждению уголовного дела 16
2.3 Отказ в возбуждении уголовного дела 22
2.4. Судебная практика 24
Заключение 26
Список использованных источников и литературы
Как отмечает Парфенова М.В.,: «Возбуждение уголовных дел частного обвинения имеет свою специфику – уголовное преследование возбуждается не иначе как по заявлению потерпевшего (либо его законного представителя), который выступает в качестве обвинителя с определенным набором процессуальных прав и обязанностей, позволяющих принять активное участие в уголовном преследовании. Волеизъявление потерпевшего является движущей силой уголовного судопроизводства по делам данной категории. Дела частного обвинения в отличие от дел частно-публичного обвинения могут быть прекращены в связи с примирением сторон».3
К делам частного обвинения законодатель отнес дела о преступлениях, предусмотренных ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116 УК РФ (побои), ч. 1 ст. 128 УК РФ (клевета). Все они относятся к преступлениям небольшой тяжести. Это исчерпывающий перечень, и он не подлежит расширительному толкованию.
Ч. 4 ст. 20
УПК РФ Руководитель следственного органа,
следователь, а также с согласия прокурора
дознаватель возбуждают уголовное дело
частного обвинения при наличии, и при
отсутствии заявления потерпевшего или
его законного представителя, если данное
преступление совершено в отношении лица,
которое в силу зависимого или беспомощного
состояния либо по иным причинам не может
защищать свои права и законные интересы.
Кроме
того, дело частного обвинения может быть
возбуждено следователем, а также с согласия
прокурора дознавателем, в случае смерти
потерпевшего, путем подачи заявления
его близким родственником (ч. ч. 2 и 3 ст. 318
УПК РФ). При этом следователь приступает
к производству предварительного расследования,
а дознаватель - дознания.
Прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. Кроме этого в законе сказано: «что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом» 4.
Следователь возбуждает уголовные дела в пределах своей компетенции, исходя из правил о подследственности (ст. 151УПК). Следователь возбуждает уголовное дело, если данные о преступлении получены непосредственно им. И в этом случае он выносит постановление о возбуждении уголовного дела и принимает его к своему производству для расследования. В данном случае следователь выносит одно постановление, но в нем юридически содержатся два постановления, которые относятся к различным стадиям уголовного процесса: 1) постановление о возбуждении уголовного дела, относящееся к стадии возбуждения уголовного дела, 2) постановление о принятии дела к своему производству, составляющее начальный момент предварительного следствия. О возбуждении уголовного дела следователь должен сообщить прокурору.
Орган дознания в пределах компетенции, возбуждает уголовные дела. Вместе с тем орган дознания вправе возбудить и дело, по которому обязательно производство предварительного следствия . Однако после выполнения неотложных следственных действий такое дело должно быть передано по подследственности следователю. Например, в вооруженных силах командиры частей, как орган дознания, возбуждают уголовные дела в отношении военнослужащих, уклонившихся от военной службы (ст. 337 УК РФ), принимают их к своему производству, проводят неотложные следственные действия, и в дальнейшем передают их по подследственности военному прокурору.
Судья возбуждает
уголовное дело единолично своим
постановлением, если соответствующее
заявление или сообщение о
преступлении подано непосредственно
в суд и в нем усматривается
основание к возбуждению
Кроме вышеперечисленных, никакие другие органы государства таким правом не обладают, а их обращение о привлечении лица к уголовной ответственности может рассматриваться только как повод к возбуждению уголовного дела.
Перечень органов и должностных лиц, уполномоченных возбуждать уголовные дела, является исчерпывающим.
Багаутдинов Ф.Н. отмечает, что необходимо обратить внимание и на ряд новых положений, касающихся отказа в возбуждении уголовного дела. В ст. 148 УПК РФ указано, что при отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления допускается лишь в отношении конкретного лица.5
Наряду
с общим порядком возбуждения
уголовных дел
Решение о возбуждении уголовного дела оформляется постановлением руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, дознавателя.
УПК РФ, так же как и УПК РСФСР, практически не регламентирует порядок приема, регистрации и учета заявлений и сообщений о преступлениях. Статья 144 нового УПК лишь обязывает дознавателя, орган дознания, следователя и прокурора принимать их и выдавать заявителю документ о принятии сообщения с указанием даты и времени его принятия. Но какова должна быть форма этого документа, закон не регламентирует.
«Для
того чтобы учет заявлений и сообщений
о преступлениях был всеобщим,
единым и гарантировал бы регистрацию
каждого заявления и сообщения
о преступлении, основные положения,
касающиеся приема и регистрации
поступающей в
В нем
же должна отражаться и всякая другая
информация о совершенных и готовящихся
преступлениях, поступающая из сообщений,
полученных из иных источников. В настоящее
время учет сведений о преступлениях,
поступивших из иных, кроме заявлений
граждан и сообщений
Помимо всего прочего, хотелось бы затронуть проблему института отводов на стадии возбуждения уголовного дела. Институт отводов служит мерой защиты от злоупотреблений участниками уголовного процесса властными полномочиями. Однако недостатки нормативного регулирования в этой сфере создают условия для ограничения прав личности при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.
Беспристрастность должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, во многом достигается за счет их независимости от обстоятельств исследуемого события. Для того чтобы обеспечить эту независимость, судья, прокурор, следователь и дознаватель в определенных случаях подлежат отводу (ст. 61 УПК). Основания, сформулированные в этой статье, в принципе позволяют создать необходимые условия для независимого и справедливого расследования и разрешения уголовных дел. Однако буквальное толкование требований, сформулированных в ч. 1 ст. 61 УПК, позволяет прийти к выводу, что они не распространяются на стадию возбуждения уголовного дела.
«В первых же строчках рассматриваемого установления законодатель недвусмысленно обозначает этап, на котором возможно устранение заинтересованных должностных лиц от уголовно-процессуальной деятельности. Коль скоро речь идет о «производстве по уголовному делу», очевидно, что отвод возможен лишь после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела и, вероятно, согласованного с прокурором. Этот вывод дополнительно подтверждается тем, что ст. 61 УПК ориентирует правоприменителей лишь на участников уголовного процесса, которые опять же появляются только в рамках возбужденного уголовного дела». 7
Отсутствие в гл. 9 УПК оснований для отвода заинтересованных должностных лиц, принимающих решение по результатам рассмотрения заявлений или сообщений о преступлении, ничем не компенсируется в разделе VII УПК, регламентирующем процедуру возбуждения уголовных дел. Такое положение позволяет говорить о пробеле в законодательстве, который создает предпосылки для умышленного ограничения доступа пострадавших к правосудию либо, наоборот, для незаконного уголовного преследования. В конечном итоге сложившаяся ситуация негативным образом может сказаться на защите интересов личности в уголовном судопроизводстве.
Недостатки
правового регулирования
«Исследуя проблемы осуществления отвода в стадии возбуждения уголовного дела, нельзя обойти вниманием требования гл. 52 УПК. Она содержит особые правила начала производства в отношении специального круга субъектов. Например, возбудить уголовное дело в отношении районного или мирового судьи может лишь Генеральный прокурор на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей суда субъекта Федерации. Дополнительным условием принятия такого решения выступает соответствующее согласие квалификационной коллегии судей (п. 5 ч. 1 ст. 448 УПК). Столь сложный порядок возбуждения уголовного дела в отношении судьи предполагает вовлечение в этот процесс довольно большого количества должностных лиц, имеющих властные полномочия. Их возможная заинтересованность в результатах проверки не рассматривается законодателем как условие, препятствующее участию в принятии итогового решения. Этот же тезис можно отнести и к условиям возбуждения уголовных дел в отношении иных субъектов, указанных в ст. 448 УПК. Такое положение явно вступает в противоречие с охранительной сущностью нынешнего уголовного судопроизводства.»8.
2.2 Поводы и основания к возбуждению уголовного дела
В соответствии с уголовно-процессуальным законом необходимыми условиями для возбуждения уголовного дела являются наличие законного повода и достаточного основания, а также отсутствие данных о наличии обстоятельств, исключающих производство по делу.
В юридической литературе нет однозначного понимания юридической природы поводов к возбуждению уголовного дела, хотя выяснение именно этого вопроса имеет существенное значение при возбуждении уголовного дела.
Одни
ученые рассматривают поводы к возбуждению
уголовного дела как источники первичных
сведений о преступлении, другие, напротив,
считают их юридическими фактами. В
научной литературе высказываются
и другие мнения о правовой природе
поводов к возбуждению
Более распространена
первая точка зрения. Следует отметить,
что сторонниками взглядов на поводы
к возбуждению уголовного дела как
на установленные законом
Иные
точки зрения представляют собой
попытки найти компромисс между
двумя вышеизложенными
Так, например, В.П. Малков определяет повод как поступивший сигнал, который, с одной стороны, содержит сведения о признаках преступления, а с другой – являет собой юридический факт, требующий от соответствующего органа совершения определенных, предусмотренных законом действий. 9
Козилов Е.Н., отмечает, что «исходя из научно обоснованного положения о том, что источником сведений о преступлении является человек, который в результате непосредственного или опосредованного восприятия события преступления и сохранения его субъективного образа в сознании, стал носителем этой информации, заявитель, обратившийся в компетентные органы с заявлением о преступлении для органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора будет являться источником сведений о преступлении» 10.
Информация о работе Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела