Понятие подозреваемого в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 00:45, контрольная работа

Описание работы

Подозреваемым признается лицо в отношении, которого есть предположение что он принимал участие в совершении преступления.
Подозреваемый – лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, а также лицо, к которому применена мера пресечения (любая) до предъявления ему обвинения.

Файлы: 1 файл

подозреваемый.docx

— 97.02 Кб (Скачать файл)

В ряде случаев личный обыск  предшествует задержанию. Более того, иногда именно результаты личного обыска лица, доставленного в связи с правонарушением, становятся основанием для возбуждения уголовного дела и задержания подозреваемого (обнаружение наркотиков, запрещенного к ношению оружия и т.д.).

Дальнейшее решение в  отношении доставленного принимается  лицом, которому поручено рассмотрение материала.

Результаты проверки, проведенной  работником дознания, докладываются начальнику органа внутренних дел, который, получив представленные материалы, при наличии к тому оснований принимает решение о возбуждении уголовного дела и задержании подозреваемого. В этом случае протокол задержания составляется лицом, которому поручено проведение дознания, и подлежит обязательному утверждению начальником органа дознания. Решение о задержании, принятое следователем, и протокол задержания утверждению не подлежат.

Протокол задержания составляется в трех экземплярах: один приобщается  к уголовному делу, другой вручается  администрации места содержания задержанных, третий хранится в дежурной части. При избрании задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу протокол задержания приобщается администрацией СИЗО, ИВС к личному делу арестованного. Это необходимо для правильного исчисления срока предварительного заключения под стражу, поскольку, согласно ст. 97 УПК РФ, в срок предварительного заключения под стражу входит и период задержания.

Содержание протокола  определено ст. 122 УПК РФ, а также  общими правилами составления протоколов следственных действий, регламентированных ст. 141 УПК РФ.

В протоколе задержания в  обязательном порядке должны быть указаны: дата (день, месяц, год), время (час), место  составления протокола, время доставления  в, орган дознания или время фактического задержания, должности, звание должностного лица, составившего протокол, анкетные данные задержанного, основания и мотивы задержания, объяснения задержанного, а также квалификация преступления, по подозрению в совершении которого он задержан.

Объяснения задержанного, подлежащие занесению в протокол - это устные заявления и пояснения, сделанные им по поводу задержания и подозрения его в совершении преступления. Они даются добровольно, не в порядке допроса и не заменяют его. Если задержанный не сделал никаких заявлений и пояснений по своей инициативе, то перед составлением или при составлении протокола следует спросить у него, не желает ли он дать каких- либо объяснений в связи с его задержанием. Если такое желание не выражено, то об этом делается соответствующая отметка в протоколе.

Протокол задержания подписывается  лицом, его составившим, и задержанным.

В органах внутренних дел  предусмотрена форма протокола  задержания, в которой содержатся реквизиты для отражения обязательных сведений. Согласно инструкции10 о работе изоляторов временного содержания, туда не принимаются лица, в отношении которых протоколы задержания оформлены с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства и Закона РФ «О содержании под стражей лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Протокол задержания является документом, на основании которого администрация ИВС помещает доставленного в камеру для задержанных или в иное помещение, специально оборудованное для этой цели и отвечающее требованиям Закона РФ «О содержании под стражей лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Администрация ИВС несет ответственность за соблюдение установленного порядка и условий содержания задержанного с момента принятия его для помещения в указанное место. Поэтому факт и момент принятия задержанного должны быть зафиксированы в учетной документации ИВС и подтверждены подписями лиц: передавшего и принявшего задержанного.

Тем не менее, при составлении  протокола задержания допускается немало ошибок. Зачастую в протоколах указывается одно время их составления и фактического задержания, хотя в большинстве случаев он составляется по истечении некоторого времени после доставления и фактического задержания. Нередко основания задержания, указываемые в протоколе, не соответствуют фактическим основаниям, вытекающим из материалов уголовного дела. Не всегда в протоколах задержания указываются мотивы задержания либо в графе «мотивы» содержится ссылка на факт совершения преступления. Например, «за злостное хулиганство», и т.д.

Ссылка на квалификацию преступления необходима прежде всего в связи  с тем, что задержание может применяться  не за все преступления, а лишь за те из них, санкция за совершение которых предусматривает лишение свободы. Правильная и своевременная квалификация деяния, в совершении которого подозревается лицо, позволяет избежать незаконного применения задержания.

С целью обеспечения защиты прав и законных интересов задержанных закон предусматривает подпись задержанного, а также возможность дачи им письменного собственноручного объяснения по поводу задержания. На оборотной стороне протокола содержатся также отметки о сообщении прокурору и об уведомлении родственников задержанного.

В случае если подозреваемый  отказывается от подписи, то применяется правило, предусмотренное ст. 142 УПК РФ, то есть об этом делается отметка в протоколе задержания, а подозреваемому предоставляется возможность занести в протокол письменное объяснение относительно причины отказа от подписи.

При наличии протокола  задержания составления дополнительных процессуальных документов не требуется.

Вместе с тем закон  предусматривает возможность применения данной меры процессуального принуждения  на основании постановления о задержании. Постановление о задержании выносится следователем или органом дознания в том случае, если исполнение его возлагается на иных лиц, например, в другом городе, районе. В соответствии с п. 4 ст. 29 Закона о прокуратуре РФ, аналогичное постановление может быть вынесено и прокурором. Исполнение его в этих случаях поручается органу дознания.

Иногда в этих случаях  выносится и отдельное поручение. Однако поскольку в целях обеспечения единообразия составления такого рода процессуальных документов для них более предпочтительна форма постановления с указанием в резолютивной части органа, которому поручено его исполнение.

Наличие постановления не избавляет лицо, которому поручено проведение задержания, от необходимости составления протокола с заполнением всех необходимых реквизитов.

Чаше всего задержание на основании постановления производится дежурным органа внутренних дел. В отдельных регионах широко применяется задержание оперативными дежурными и в других случаях, однако такая практика нежелательна. Задержание, производимое лицом, которому поручено расследование, как правило, более продумано и обосновано.

 

5.1 Обеспечение  прав и законных интересов  задержанного.

 

Следователь или лицо, производящее дознание, обязаны разъяснить задержанному его права, установленные законом. Об этом делается отметка в протоколе задержания. Задержанный имеет право: знать, в чем его подозревают;

  • требовать проверки прокурором правомерности задержания; обжаловать действия лица, производящего дознание, следователя или прокурора, давать объяснения и заявлять ходатайства;
  • обращаться с жалобами и заявлениями в государственные органы, общественные организации и к должностным лицам11;
  • пользоваться своей одеждой и обувью, а также другими необходимыми предметами и вещами, перечень которых определяется Правилами внутреннего распорядка в местах содержания задержанных.

Задержание лица является процессуальным актом, официально ставящим лицо в положение подозреваемого. Подозреваемый является участником уголовного процесса, который имеет определенное правовое положение (ст. 52 УПК РФ). Помимо указанных выше прав, он как подозреваемый вправе также представить доказательства, давать показания и заявлять ходатайства на родном языке, пользоваться услугами переводчика (ст. 17 УПК РФ), собственноручно написать свои показания (ст. 152 УПК РФ), заявлять отводы лицу, производящему дознание, следователю (ст. 64 УПК РФ), переводчику (ст. 66 УПК РФ), специалисту и эксперту.

Право задержанного знать, в  чем его подозревают, обеспечивается прежде всего обязанностью лица, производящего расследование, ознакомить подозреваемого с протоколом задержания (ст. 141 УПК РФ), где указаны основания задержания и сведения о преступлении, в совершении которого подозревается задержанный. Если задержанный дал какие-то объяснения по поводу его подозрения и задержания, то они заносятся в протокол. Ознакомление задержанного с протоколом удостоверяется его подписью.

Закон предусматривает подозреваемому возможность защищаться от подозрения. Как уже отмечалось, он вправе знать, в чем его подозревают, давать показания. Поэтому лицо, производящее расследование, обязано немедленно допросить задержанного. Если произвести допрос немедленно не представляется возможным, подозреваемый должен быть допрошен не позднее двадцати четырех часов с момента задержания (ч. 3 ст. 123 УПК РФ).

Перед допросом задержанному должны быть еще раз разъяснены его права как подозреваемому. Ему объявляется, в совершении какого преступления он заподозрен, о чем делается отметка в протоколе допроса (ч. 2 ст. 123 УПК РФ).

Давать показания - это  право, а не обязанность подозреваемого. На него не возлагается бремя доказывания своей невиновности. Уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний подозреваемый не несет.

Недопустимо добиваться признательных  показаний путем насилия, угроз или иных незаконных действий. Получение показаний таким способом наказывается в уголовном порядке.

Информация о работе Понятие подозреваемого в уголовном процессе