Понятие предварительного расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Текущее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает в Российской Федерации рассмотрение уголовных дел до судебного производства. Такое рассмотрение осуществляется путем производства предварительного расследования, которое в соответствии с уголовно-процессуальным законом представляет собой правоохранительную деятельность органов предварительного следствия и дознания, направленную на собирание доказательств, раскрытие и пресечение преступлений путем установления наличия или отсутствия преступного деяния, изобличения и привлечения виновных к уголов

Содержание работы

План

Вступительная часть

1. Понятие предварительного расследования. Формы предварительного расследования.

2. Органы предварительного следствия: их организация, задачи и полномочия.

3. Органы дознания: их виды, структура и компетенция.

Заключительная часть (подведение итогов).

Файлы: 1 файл

21.3.docx

— 44.14 Кб (Скачать файл)

Предварительное расследование осуществляется в  двух формах:

1. предварительное следствие,

2. дознание.

Предварительное следствие  и дознание различаются органами расследования, сроками и процессуальным порядком их производства.

Предварительное следствие - основная форма предварительного расследования. Это объясняется  тем обстоятельством, что предварительное  следствие обязательно по всем уголовным  делам, за исключением уголовных  дел о преступлениях, указанных  в ч.3 ст.150 УПК РФ, так как по ним производится дознание. Однако и по таким делам, в предусмотренных законом случаях, возможно проведение предварительного следствия.

Предварительное следствие  представляет собой систему процессуальных действий и решений следователя, которые связаны с:

-принятием уголовного  дела к своему производству (ст.156 УПК РФ);

-выполнением следственных  действий (ст.176-207 УПК РФ);

-привлечением в качестве  обвиняемого, предъявлением обвинения  и допроса обвиняемого (ст.171-173 УПК РФ);

-применением мер процессуального  принуждения(ст.91, 98, 111 УПК РФ);

-приостановлением предварительного  следствия (ст.208 УПК РФ);

-составлением итоговых  решений по уголовному делу, а  именно обвинительного заключения (ст.215 УПК РФ), постановления о  прекращении уголовного дела (ст.213, п.1 ч.1 ст.439 УПК РФ), постановления  о направлении уголовного дела  в суд для применения принудительной  меры медицинского характера  (п.2 ч.1 ст.439 УПК РФ).

Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом. Подробнее об этом мы поговорим при рассмотрении следующего вопроса лекции.

На предварительном следствии  реализуется восемь функций:

1) исследование обстоятельств  дела (или доказывание);

2) разрешение уголовного  дела;

3) уголовное преследование;

4) защита;

5) предупреждение и пресечение  преступлений;

6) обеспечение прав участников  процесса и охрана их законных  интересов;

7) возражение против гражданского  иска;

8) отстаивание интересов,  нарушенных преступлением.

Предварительное следствие  должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяца со дня возбуждения  уголовного дела (ч.1 ст.162 УПК РФ).

В срок предварительного следствия  включается время со дня возбуждения  уголовного дела и до дня его направления  прокурору с обвинительным заключением  или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса  о применении принудительных мер  медицинского характера либо до дня  вынесения постановления о прекращении  производства по уголовному делу (ч.2 ст.162 УПК РФ)

Срок предварительного следствия  может быть продлен до 6-ти месяцев  прокурором района, города и приравненным к нему военным прокурором и их заместителями (ч.4 ст.162 УПК РФ). По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12-ти месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями (ч.5 ст.162 УПК РФ). Предельного срока расследования (в отличие от срока содержания под стражей в стадии предварительного расследования) закон не устанавливает.

По общему правилу предварительное  следствие по уголовному делу производится следователем единолично. Однако в  случае его сложности или большого объема производство предварительного следствия может быть поручено следственной группе, которая впервые выделена законодателем в качестве коллективного  субъекта расследования (ст.163 УПК РФ).

Что же касается второй формы  предварительного расследования - дознания, то словарь русского языка определяет «дознание» как «предварительное административное расследование».

Действительно, дознание возникло именно как административная деятельность полиции на первоначальном этапе  досудебного производства, которая  осуществлялась не по процессуальным правилам, обязательным только для  производства предварительного следствия. Все нужные сведения полиция собирала посредством розысков, словесными расспросами  и негласными наблюдениями, не производя  ни обысков, ни выемок. При осуществлении  дознания полиция не имела права  на составление какого-либо протокола, а полученные сведения должна была заносить в один общий акт за подписью лица, производящего дознание. Полиция  собирала не доказательства, а только сведения о них. Сенат не рекомендовал читать акты дознания в судебном заседании  и в особенности подчеркивал, что признание обвиняемого на дознании, не подтвержденное в присутствии суда, не имеет доказательственного значения.

Согласно п.8 ст.5 УПК РФ дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

Дознаватель - должностное  лицо органа дознания, правомочное  осуществлять предварительное расследование  в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.

Срок дознания - 20 суток  со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток (ч.2 ст.223 УПК РФ). Закон не предусматривает возможность дальнейшего продления срока дознания по истечении 30 дней.

Необходимо запомнить, что предварительное следствие осуществляется в двух формах:

1.в форме предварительного  следствия;

2.в форме дознания.

3. Органы предварительного следствия: их организация, задачи и олномочия.

Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие, которое осуществляется по большинству уголовных дел. Предварительное следствие производят следователи:

1. прокуратуры;

2. ФСБ;

3. следственных подразделений  при ОВД;

4. следователи Государственного  комитета по контролю за оборотом наркотических средств (далее госнаркоконтроль).

Компетенция следователей указанных ведомств (подследственность) определена УПК РФ по предметному принципу (т. е. с учетом квалификации совершаемых преступных деяний). В то же время следователи прокуратуры помимо дел о преступлениях, отнесенных к их исключительной подследственности, наделены также правом производства предварительного следствия и по делам, подследственным следователям следственных подразделений при органах внутренних дел, ФСБ и госнаркоконтроля.

Следователи - уполномоченные государством должностные лица, которые призваны, в соответствии с законом, устанавливать событие преступления, заниматься розыском и изобличением виновного (виновных) в совершении преступления, принимать меры по возмещению причиненного преступлением ущерба, устранению причин и условий совершенного преступления, предупреждению совершения новых преступных деяний.

Для выполнения этого  следователи наделены специальными полномочиями, перечень которых дан  в УПК. И если следователем собраны доказательства виновности лица в совершенном преступлении, то он, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляет затем материалы уголовного дела через надзирающего прокурора в суд, который решает вопрос о виновности или невиновности лица в совершении преступления, а также о назначении виновному соответствующей меры наказания.

С учетом указанных полномочий следователя можно сделать вывод  о важности его деятельности не только по осуществлению предварительного следствия по уголовным делам, но и созданию предпосылок для реализации судом предоставленной ему Конституцией РФ судебной власти.

Именно от своевременных, квалифицированных и в соответствии с законом проведенных следственных действий во многом зависят законность, обоснованность и справедливость судебного  приговора.

Согласно Закону о прокуратуре  прокуратура осуществляет уголовное  преследование и проводит расследование  по делам о преступлениях, отнесенных законом к ее компетенции. В соответствии с этим же Законом прокурор вправе принять к своему производству или  поручить подчиненному ему прокурору, следователю расследование любого преступления, предусмотренного УК РФ. Кроме этого, прокурору предоставлено  право лично участвовать в производстве предварительного следствия и в необходимых случаях проводить отдельные следственные действия или же расследование в полном объеме по любому уголовному делу.

В последних случаях, т.е. при производстве предварительного следствия, прокурор в полном объеме пользуется правами следователя, одновременно сохраняя при этом за собой полномочия, предоставленные исключительно  прокурору. Все эти права, предоставленные  прокурору, вытекают из полномочий по осуществлению надзора за исполнением  законов органами предварительного следствия и дознания.

К компетенции следователей прокуратуры относится расследование  уголовных дел о наиболее тяжких преступлениях против жизни (различные  виды убийств), о половых преступлениях, о должностных преступлениях  и о некоторых иных преступных деяниях, перечисленных в ч. 3 ст. 126 УПК, а также по уголовным делам  о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами ОВД, ФСН и таможенных органов, и по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

В составе прокуратуры  имеется военная прокуратура, следователи  которой расследуют уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими  Вооруженных Сил Российской Федерации, а также призванными на сборы  военнообязанными; военными строителями; другими лицами, приравненными по своему правовому положению к  военнослужащим Вооруженных Сил, Федеральной  службы безопасности и Службы внешней  разведки Российской Федерации; лицами гражданского персонала Вооруженных  Сил Российской Федерации в связи  с выполнением ими служебных  обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения, военного образовательного учреждения, предприятия или организации  Вооруженных Сил.

Следственный  аппарат при органах внутренних дел был образован на основании  Указа Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка». Следователям этого аппарата подследственны уголовные дела о преступлениях против жизни и здоровья граждан, против собственности, против общественной безопасности и общественного порядка, в сфере компьютерной информации и о некоторых иных преступлениях, указанных в ч. 1,2 и 5 ст.126 УПК.

В соответствии со ст.12 Федерального закона “Об органах Федеральной  службы безопасности в Российской Федерации”, принятого Государственной Думой 22 февраля 1995 г., правом производства предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным уголовно-процессуальным законом к  их компетенции, наделены следователи  органов Федеральной службы безопасности. В соответствии с ч. 4 ст. 126 УПК следователи этих органов ведут предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых отнесено к их ведению, а именно: об особо опасных государственных и некоторых иных государственных преступлениях, посягающих на безопасность Российской Федерации; о преступлениях против мира и безопасности человечества; а также о других преступлениях, борьба с которыми осуществляется органами Федеральной службы безопасности. Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков, терроризма, бандитизма и других преступлений, предварительное следствие и дознание по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию групп и сообществ, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 6.07.03г. была образована Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, одним из подразделений которой является следственное управление. На следователей этой службы возложено проведение предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ на территории РФ, т.е. их незаконное приготовление, приобретение, хранение, перевозка, сбыт, использование поддельных рецептурных бланков и т.д. Помимо этого, следователи ФСН могут производить предварительное следствие и по ряду других преступлений, если их расследование связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, и оно не может быть выделено в отдельное производство.

Следователи не вправе производить оперативно-розыскную  деятельность. В случае необходимости производства оперативно-розыскных мероприятий по расследуемым ими уголовным делам они в соответствии с УПК и Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности” обязаны направить отдельное поручение об их проведении руководителям соответствующих органов.

Информация о работе Понятие предварительного расследования