Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:43, курсовая работа
Текущее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает в Российской Федерации рассмотрение уголовных дел до судебного производства. Такое рассмотрение осуществляется путем производства предварительного расследования, которое в соответствии с уголовно-процессуальным законом представляет собой правоохранительную деятельность органов предварительного следствия и дознания, направленную на собирание доказательств, раскрытие и пресечение преступлений путем установления наличия или отсутствия преступного деяния, изобличения и привлечения виновных к уголов
План
Вступительная часть
1. Понятие предварительного расследования. Формы предварительного расследования.
2. Органы предварительного следствия: их организация, задачи и полномочия.
3. Органы дознания: их виды, структура и компетенция.
Заключительная часть (подведение итогов).
Судебные приставы являются органом дознания уже потому, что основной их задачей является обеспечение порядка и безопасности во время судебных заседаний и в здании суда, исполнение решений суда. Именно поэтому, при совершении преступного деяния на вверенном объекте или в связи с исполнением своих обязанностей, судебные приставы могут осуществлять дознание.
Командир воинской части,
соединения, начальник военного учреждения
действуют в качестве органа дознания
с момента поступления к ним
заявлений и сообщений о
В составе ФСБ РФ функционирует
Главное управление государственной
противопожарной службы, а в республиках,
краях и областях - субъектах Российской
Федерации - управления Государственной
противопожарной службы. Руководители
этих органов по должности являются
государственными инспекторами по пожарному
надзору, на которых в соответствии
с действующим уголовно-
В процессе освещения вопросов организации и деятельности различных органов дознания употреблялись термины “орган дознания” и “дознаватель”.По закону в качестве органа дознания по уголовному делу выступает соответствующий руководитель (начальник). Он вправе лично расследовать уголовное дело, принимать самостоятельно по нему любые предусмотренные уголовно-процессуальным законом решения. При поручении расследования подчиненному должностному лицу он имеет право осуществлять контроль за действиями и решениями лица, производящего дознание.
Дознаватель - это должностное лицо, уполномоченное законом осуществлять дознание по уголовным делам, по которым не обязательно предварительное следствие. Данное лицо принимает дело к своему производству, осуществляет уголовно-процессуальные действия, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и своим правосознанием. Обладая определенной самостоятельностью, дознаватель тем не менее по своему процессуальному статусу отличается от следователя.
Таким образом, предварительное
следствие осуществляют следователи
прокуратуры, следователи ФСБ, следователи
следственных подразделений при
ОВД и следователи
Заключение
В систему правоохранительных органов РФ входят органы предварительного расследования.
Предварительное расследование
- это деятельность уполномоченных
законом государственных
Предварительное расследование может осуществляться в двух формах: в форме предварительного следствия и в форме дознания.
Предварительное следствие осуществляют следователи при ОВД, прокуратуры, ФСБ и госнаркоконтроля. Предварительное следствие осуществляется в течении 2 месяцев. Этот срок может быть продлен прокурором города, субъекта РФ и Генеральным прокурором РФ до 6, 12 и 18 месяцев соответственно. Максимальный срок предварительного следствия законом не установлен. При направлении уголовного дела в суд итоговым решением является обвинительное заключение.
Дознание могут осуществлять дознаватели, следователи и органы дознания. Срок дознания - 20 суток. Он может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток. Т.е. максимальный срок дознания - 30 суток. При направлении уголовного дела в суд итоговым решением является обвинительный акт.
Прокурор, по своему усмотрению, может также принять уголовное дело к своему производству и произвести по нему предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя.
Процессуальный статус следователя
и дознавателя практически
Список используемой литературы
1. Комментарий к Конституции РФ. Изд-во БЕК., М., 1994.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ принятый 18.12.2001 г..
3. Гуценко К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: Учебник. - М., Зерцало. 2002. Гл. 15.
4. Правоохранительные органы
РФ: Учебник, под ред. В.П.
5. Правоохранительные органы РФ: Учебное пособие, под ред. В.К. Боброва. - ., Щит-М. 1998. Гл.2. параграф 5.
6. Воронцов С.А.
7. Правоохранительные органы РФ: Сборник нормативных актов. Составители: Сафронов А.Д., Сухинин А.В. -М., Щит-М. 2000.
8. Приказ МВД РФ от 20.06.96
г. №334 “Об утверждении Инструкции
по организации взаимодействия
подразделений и служб органов
внутренних дел в
9. Приказ МВД РФ от 04.01.99 г. №1 “О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23.11.98. №1422”.(Положение о Следственном комитете при Министерстве внутренних дел РФ).
10. В.А. Галков, С.Ф. Шумилин. Правоохранительные органы в Российской
Федерации. Учебное пособие. Белгород, 1996.
11. Зажицкий В. Таможенные органы - органы дознания // Российска
юстиция, 1994, № 11.
12. Крылов И.Ф., Бастрыкин А.М., Розыск, дознание, следствие - Л., Изд-во ЛГУ ,1986.