Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:28, курсовая работа
Уголовный процесс - строго регламентированная законом деятельность специально уполномоченных государственных органов в целях выявление преступления, установления лица его совершившего, привлечения его к уголовной ответственности, а также деятельность суда по рассмотрению и разрешению уголовных дел.
Сущность - организация и осуществление государственного противодействия преступности.
В качестве
гарантии правосудия, прав и интересов
личности в уголовном процессе в
широком смысле выступает установленный
законом порядок осуществления
уголовно-процессуальной деятельности
(процессуальная форма), а также надзор
вышестоящих судов за деятельностью
нижестоящих, прокурорский надзор за деятельностью
органов предварительного расследования,
широкая возможность
9. Уголовный процесс (уголовное судопроизводство) и правосудие: сравнительная характеристика.
Уголовное судопроизводство представляет собой производство по уголовному делу в суде. Оно является одновременно разновидностью правосудия (ч. 1 ст. 118). Уголовный процесс (уголовное судопроизводство, производство по уголовному делу) является по сути предусмотренной уголовно- процессуальным законом формой применения уголовного закона , представляет собой процессуальный порядок привлечения к уголовной ответственности и применения мер уголовно-правового характера.
По задачам, предмету деятельности правосудие шире уголовного процесса, поскольку судебная власть осуществляется не только посредством уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ).
По кругу органов, осуществляющих
производство по делу, уголовный
процесс шире правосудия. Правосудие
исчерпывается деятельностью
суда (ст. 118 Конституции), тогда
как уголовный процесс помимо
суда ведется органами
10.
Соотношение уголовного
Наиболее
разносторонними и глубокими
являются связи уголовно-
Близким
к уголовно-процессуальному
Тесно взаимодействующим
с уголовно-процессуальным правом является
законодательство о судебной системе,
судоустройстве и судебной власти.
Суды, как единственные носители судебной
власти, - обязательные субъекты процесса,
без которых уголовный процесс
не может существовать и теряет смысл,
так как уголовное
Несомненна связь уголовно-
Гражданское процессуальное право
также взаимодействует с
Трудно переоценить значение криминологии
в уголовном судопроизводстве. Данные
криминологии о параметрах и методике
изучения личности обвиняемого, о причинах
и условиях, способствовавших совершению
преступлений, обогащают возможности
уголовного процесса. Исследование указанных
и других вопросов, практика органов
дознания, следователей, прокуроров, судов
по внесению представлений, вынесению
частных определений и
11.
Источники уголовно-
Конституция Российской Федерации. Конституционные положения, которые касаются уголовного судопроизводства, преимущественно сосредоточены в гл. 2 и 7, где получили свое закрепление права и свободы человека и гражданина, а также компетенция судебной власти. Эти предписания содержат базисные институты, лежащие в основе уголовного процесса в целом: равенство всех перед законом и судом; неприкосновенность личности, частной жизни, жилища; охрана тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; презумпция невиновности и т. д.
Уголовно-процессуальный кодекс. Развивая конституционные положения, он формулирует общие задачи и компетенцию органов дознания, следствия, прокуратуры и суда в борьбе с преступностью.
Иные
федеральные законы. УПК является
хотя и основным, но не единственным
законом, регулирующим уголовное судопроизводство.
Источниками уголовно-
Общепризнанные
принципы и нормы международного
права и международные договоры
Российской Федерации. Согласно Конституции
(ч. 4 ст. 15) общепризнанные принципы и
нормы международного права и
международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
ее правовой системы. Если международным
договором Российской Федерации
установлены иные по сравнению с
предусмотренными законом правила,
то применяются правила
Постановления
Конституционного Суда Российской Федерации.
Все более заметную роль в формировании
уголовно-процессуального
Указы Президента
Российской Федерации. Источником уголовно-процессуального
права могут быть Указы Президента
РФ. Согласно ст. 80 Конституции России
он является гарантом Основного закона
страны, т.е. высшим должностным лицом,
которое обязано реально
12.
Структура Уголовно-
В УПК содержится 5 частей, 17 разделов, 55 глав, 475 статей. По частям:
Общие положения - содержатся нормы, определяющие понятие самого уголовно-процессуального законодательства и пределы его действия.
Досудебное производство - нормы, регулирующие порядок стадий возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, с момента возбуждения уголовного дела, вплоть до его направления с обвинительным заключением или с обвинительным актом (выносится дознавателем) в суд для его дальнейшего рассмотрения по существу, либо до прекращения производства по уголовному делу.
Судебное производство - нормы, регулирующие порядок подготовки к судебному заседанию, назначение судебного заседания, проведение предварительного слушания, а также проведение самого судебного заседания, вплоть до вынесения приговора.
Особый порядок уголовного судопроизводства - нормы, регулирующие производство по отдельным категориям дел и в отношении отдельных категорий лиц.
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства - нормы которой регулируют порядок взаимодействия субъектов Российского уголовного процесса с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями.
13.
Роль и значение постановлений
Конституционного Суда РФ в
регламентации уголовного
В сфере
уголовного судопроизводства, как и
в других сферах правоприменения, наряду
с постановлениями
В связи с характеристикой роли решений Конституционного Суда РФ в регламентации уголовного судопроизводства, как и иных правовых институтов, следовало бы иметь в виду, что решениям такого рода давать окончательную оценку пока что рано. Анализ его практики показывает, что он, несмотря на то, что существует уже около 15 лет, находится еще в состоянии поисков своего места в судебной системе. Не все его решения могут быть приняты без комментариев.
В некоторых вынесенных в последние годы постановлениях и многих определениях Конституционного Суда РФ прослеживается почти не скрываемое его стремление поставить себя в особое положение по отношению к другим высшим судам страны, хотя по Конституции РФ предпочтение не отдается никакой высшей судебной инстанции - у каждой из них есть свое поле деятельности.
В соответствии
со ст. 125-127 Конституции РФ этим инстанциям
четко указано вполне определенное
свое место в государственном
механизме и судебной системе. Во
всяком случае, Конституционному Суду
РФ не предоставлено право давать
разъяснения судам общей
Примечательно и то, что в последнее время Конституционный Суд РФ настойчиво и многократно в своих решениях выразил свое требование, обращенное ко всем, в том числе к судам общей юрисдикции, чтобы они неукоснительно исполняли не только итоговые решения, фиксируемые более или менее ясно в резолютивных частях его постановлений, но и излагаемые им, нередко крайне сложно и нечетко, "правовые позиции". А это уже претензия на роль никем не уполномоченного правотворческого органа. Такая тенденция нуждается в осторожных оценках. Ни Конституция РФ, ни иные законы не знают подобной разновидности обязательных к исполнению правовых предписаний. О "правовой позиции" Конституционного Суда РФ в законе об этом суде (см. ст. 73) упомянуто лишь в связи с определением порядка пересмотра им своих решений.
14.
Разъяснения Пленума
Применение
норм уголовно-процессуального
В этих актах в строгом соответствии с законом разъясняются отдельные положения уголовно-процессуальных правоотношений, содержатся указания по организации работы, даются рекомендации, обращается внимание на их недостатки в применении закона, предлагаются конкретные меры для их устранения.
Информация о работе Понятие, сущность и назначение уголовного процесса