Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:40, реферат
Возбуждение уголовного дела – акт уголовного преследования. Поэтому в случае, если оно возбуждено в отношении конкретного лица, последнее может обжаловать этот акт в суд, обладающий правомочием его отмены. Но отказ в возбуждении уголовно дела может нарушить законные интересы потерпевшего, поэтому последний имеет право добиваться отмены такого решения через суд. Тем самым обеспечивается доступ потерпевшего к правосудию. Возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица имеет и то значение, что это лицо приобретает статус подозреваемого. Возбуждение уголовного дела – это рубеж, отделяющий деятельность процессуальную от непроцессуальной
Введение …………...…………………………………………………………….3
Общая характеристика поводов возбуждения уголовного дела…..6
Основания для возбуждения уголовного дела…………..…………..15
Сущность правовой регламентации и порядка возбуждения уголовного дела……………………………..…………………………17
Заключение ………………………………………...…………………………...20
Список используемой литературы ………………………………………..22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Поводы и основания для возбуждения уголовного дела.
Порядок возбуждения уголовного дела.
Реферат
Выполнил:
Проверил:
____-2013
Содержание
Введение …………...……………………………………………………………
Заключение ………………………………………...…………………………..
Список используемой литературы ………………………………………..22
Введение
Стадия возбуждения
уголовного дела делится на три этапа:
1) получение сведений о вероятно
совершенном преступлении; 2) проверка
этого сообщения
Возбуждение уголовного дела – акт уголовного преследования. Поэтому в случае, если оно возбуждено в отношении конкретного лица, последнее может обжаловать этот акт в суд, обладающий правомочием его отмены. Но отказ в возбуждении уголовно дела может нарушить законные интересы потерпевшего, поэтому последний имеет право добиваться отмены такого решения через суд. Тем самым обеспечивается доступ потерпевшего к правосудию. Возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица имеет и то значение, что это лицо приобретает статус подозреваемого. Возбуждение уголовного дела – это рубеж, отделяющий деятельность процессуальную от непроцессуальной. Для обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела в законе установлены некоторые условия. Процессуальными условиями для возбуждения уголовного дела является наличие повода и основания, предусмотренных в ч.1 и 2 ст. 140 УПК РФ, и отсутствие обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела.
В УПК РФ предусмотрены понятие повода и основания возбуждения уголовного дела: первое есть сообщение о признаках преступления; второе – фактическая данные, составляющие содержание этого сообщения (ст.140 УПК РФ). Не соответствует закону широко распространенная практика, когда, с одной стороны, уголовные дела возбуждаются не при наличии признаков преступления, а при полной его доказанности (расследование проводится путем доследственной проверки). С другой – на практике распространены случаи отказа в возбуждении уголовных дел при наличии признаков преступления (самоубийство, хотя не исключено доведение до самоубийства).
Актуальность данной темы связан, с тем, что в многообразии проблем демократического обновления современного общества особое место занимают задачи, разрешаемых на указанном этапе уголовного процесса, имеющие общественно-политическое значение. Законное разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела надежно обеспечивает защиту интересов граждан от преступных посягательств. В стадии возбуждения дела обеспечивается необходимое реагирование органов власти на каждый преступный факт. Предлагаемая работа не претендует на исчерпывающее рассмотрение всех аспектов данной темы. В ней лишь предпринимается попытка рассмотреть путем анализа отечественного законодательства, правоприменительной практики и литературы основные теоретические и практические проблемы данной темы.
Целью работы является рассмотрение поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. В соответствии с поставленной целью, в работе ставятся следующие конкретные задачи:
Возбуждение уголовного дела - обязательная стадия уголовного процесса. В этой стадии подлежат выяснению как обстоятельства, влекущие за собой возбуждение уголовного дела, так и исключающие производство по делу. Принимаются так же меры к предупреждению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления. Закон требует, что бы по каждому заявлению или сообщению было принято решение либо о возбуждении, либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Поэтому возбуждение уголовного дела, есть предусмотренный законом способ реагирования суда, прокурора, следователя, органов дознания на ставшее им известным событие, как на преступление, которое необходимо установить, а лицо его совершившее подвергнуть наказанию
1 Общая характеристика поводов возбуждения уголовного дела
Поводы к возбуждению уголовного дела – это источники информации о совершенном или готовящемся преступлении, которым закон придает значение юридических фактов, обязывающих дознавателя, органа дознания, следователя в пределах установленных УПК РФ, рассмотреть их и решить вопрос о возбуждении уголовного дела при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Поводы к возбуждению уголовного дела в уголовно-процессуальном законе объединены общим понятием «сообщение о преступлении».
Поводом к возбуждению уголовного дела является заявление о преступлении (п.1 ч.1 ст. 140 УПК РФ), явка с повинной (п.2, ч.1 ст.140 УПК РФ), сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (п.3 ч.1 ст.140 УПК РФ).
Заявление – наиболее распространенный повод к возбуждению уголовного дела. Заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела представляет собой сообщение о совершенном или готовящемся преступлении независимо от того, причинен ли преступным деянием вред заявителю. Исключение составляют дела, возбуждаемые по заявлению потерпевшего (его законного представителя, представителя) о признаках преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 115, ч.1 ст.116, ч.1 ст.129, ст. 130, ч.1 ст.131, ч.1 ст.132, ч.1 ст.136, ч.1 ст.137, ч.1 ст.138, ч.1 ст.139,ст. 145, ч.1 ст.146 и ч.1 ст.147 УК, т.е. по делам частного и частно-публичного обвинения.
Анонимное заявление, согласно ч.7 ст.141 УПК, не является поводом к возбуждению уголовного дела, что не исключает проверку вне уголовно-процессуальных отношений сведений, содержащихся в анонимном заявлении. Употребляемый в данном случае термин "анонимное заявление", в УПК РФ не расшифровывается. Тем не менее, таковыми признаются обращения, не содержащие сведений о фамилии и месте жительстве заявителя либо содержащие ложные данные о заявителе. Обычно такие заявления остаются без рассмотрения, но при наличии в них сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях, такие обращения направляются в соответствующие правоохранительные органы. В приказе МВД России "Об организации делопроизводства и порядке работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России" от 1 марта 1999 г. N 150 (п.71.2 приказа) говорится, в частности, что "обращения граждан, в которых не указана или неразборчиво написана фамилия и которые не содержат данных о месте жительства заявителя (либо о его работе или учебе), признаются анонимными. Как правило, они не регистрируются и подлежат уничтожению.
На практике заявления такого рода зачастую являются клеветническими. Например, П.Н. Никифоров в течение трех лет клеветнически обвинял в хулиганстве, рукоприкладстве, пьянстве и т.п. работников школ. Только в Министерство образования РФ он написал 209 анонимных клеветнических заявлений. Для проверки жалоб представители Министерство образования РФ выезжали 13 раз, РОНО - 31 раз, из правоохранительных органов - 10 раз. Вывод всегда был один: изложенное в жалобах клевета. При обыске у Никифорова было обнаружено 100 конвертов без марок с написанными на них адресами в различные органы. Клеветник был привлечен к уголовной ответственности.1
В учреждениях, организациях, предприятиях должны приниматься меры к обеспечению законности. Поэтому их руководители и другие должностные лица обязаны сообщать о преступлении, обнаруженном по месту их работы. Как пишет Здир Я.А. « в данном случае должностные лица не предупреждаются об уголовной ответственности за ложный донос. В случае сообщения заведомо ложных сведений они несут ответственность как за должностные преступления».2
Правомерность
проверки анонимных заявлений
Заявления о преступлениях, дела по которым относятся к категории дел частного обвинения, рассматриваются судьей. Однако это не основание для отказа в принятии такого заявления. Заявителю следует разъяснить порядок рассмотрения дел частного обвинения, но если он настаивает, то заявление следует принять и в установленные сроки принять по нему соответствующее решение.
Явка с повинной представляет собой добровольное, обращенное к дознавателю, следователю, прокурору, заявление лица о совершенном им уголовно наказуемом деянии. Обязательным признаком такого заявления является его добровольность и указание в нем о собственных преступных деяниях. Поэтому не будет рассматриваться явка с повинной признание лица в совершении преступления, сделанное им во время допроса.
Для явки с повинной
как повода к возбуждению уголовного
дела имеют немаловажное значение соблюдение
формы и порядка
Правила приема заявления о явке с повинной аналогичны предусмотренным ст. 141 УПК РФ.
Любая информация о совершенном или готовящемся преступлении может рассматриваться в качестве повода для возбуждения уголовного дела с того момента, как будет получена компетентным должностным лицом. Кодексом предусмотрена форма, в которую должна быть облечена такая информация, чтобы считаться законным поводом. Это заявление о преступлении ( ст.141 УПК РФ), явка с повинной (ст.142 УПК РФ) и рапорт об обнаружении признаков преступления (ст.143 УПК РФ).
Статья 143 УПК РФ не конкретизирует лиц, полномочных составлять рапорт об обнаружении признаков преступления. Очевидно, что к таковым относятся помимо дознавателя, следователя и прокурора сотрудники органа дознания, наделенные определенными полномочиями по приему и регистрации информации, по осуществлению оперативных или розыскных мер и др.
Так, органам дознания при проведении оперативно-розыскных мероприятий становятся известны факты преступных действий. Прокурор, проводя проверку соблюдения законов в учреждении, организации вскрывает случаи нарушений, носящие преступный характер. Следователю, расследующему уголовное дело, становится известно о совершении другими лицами преступных деяний, не связанных с расследуемым им делом.
При определенных условиях (ч.3 ст.40 УПК РФ) функции дознания возлагаются также на:
1) капитанов морских и
речных судов, находящихся в
дальнем плавании, - по уголовным
делам о преступлениях,
2) руководителей
3) глав дипломатических
представительств и
Эти лица при необходимости возбуждают уголовное дело, поводом для чего может послужить рапорт кого-либо из подчиненных. Однако при обнаружении признаков преступления и наличии возможности передать материалы по подследственности указанные субъекты составляют рапорт, адресуемый руководителю соответствующего органа предварительного следствия или дознания.
Перечень источников поступления информации законом не ограничен (коммент. к ст.140 УПК РФ). Соответственно, компетентному лицу о преступлении становится известно в результате принятия соответствующего сообщения, которое может быть передано любым способом, например по телефону, в почтовой корреспонденции. Допустимо получение информации при анализе сообщений СМИ. Федеральным законом регламентирован порядок получения соответствующей информации оперативным путем.
В процессе работы по проверке такой информации возможно возникновение иных (т.е. кроме рапорта) предусмотренных ч.1 ст.140 УПК РФ поводов для возбуждения уголовного дела. Так, если информация о преступлении поступила от конкретного лица и имеется возможность обеспечить его участие в составлении необходимых документов, то в материалах проверки появляется (наряду с рапортом) предусмотренное ст.141 УПК РФ заявление о преступлении.