Правовые аспекты охраны здоровья осужденных, содержащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и личную безопасность осужденных при исполнении наказаний. Это означает, что права и свободы граждан могут быть ограничены лишь приговором суда и только в той мере, в какой предусмотрено уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Остальные права и свободы осужденных лиц подлежат охране и защите наравне со всеми гражданами России. Актуальностью темы является изучение права на охрану здоровья и медицинскую помощь, как и право на жизнь, являющуюся неотъемлемыми правами каждого человека. Забота о здоровье нации должна быть ключевым направлением социально-экономической политики государства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие правового статуса осужденных и его социально-правовое назначение………………………………………………………………………..7
1.1 Понятие правового положения осужденных………………………………7
1.2 Социально-правовое значение института правового положения
лиц, отбывающих наказание…………………………………………………..11
Глава 2. Содержание и нормативная регламентация правового положения
лиц, отбывающих наказание …………………………………………………..15
2.1 Государственно–правовой статус осужденных к лишению свободы……15
2.2Правовые аспекты охраны здоровья осужденных, содержащихся
в исправительных учреждениях………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………33
Библиографический список……………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

УИК курсовая.docx

— 67.63 Кб (Скачать файл)

      13 В случаях отказа осужденного от приема пищи и возникновения угрозы его жизни законом допускается его принудительное питание по медицинским показаниям. 
       14Ответственность за обеспечение охраны здоровья осужденных и выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований несет администрация исправительных учреждений.  
     15Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом не только их пола, возраста и, по возможности, специальности, но и состояния здоровья. Продолжительность рабочего времени в зонах, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии должны устанавливаться в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. 
       16Работающим осужденным должен предоставляться ежегодный оплачиваемый отпуск. Осужденным, перевыполняющим нормы выработки, или образцово исполняющим установленные задания на тяжелых работах, а также на работах с вредными или опасными условиями труда на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, либо работающим по своему желанию осужденным, являющимся инвалидами первой или второй групп, осужденным мужчинам старше 60 лет и осужденным женщинам старше 55 лет продолжительность ежегодного  оплачиваемого отпуска может быть увеличена  до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним осужденным - до 24 рабочих дней.  
     17Лица, страдающие психическими расстройствами, лишающими их возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими, а также лица, страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, могут быть судом освобождены от дальнейшего отбывания наказания. К таким лицам суд может применить принудительные меры медицинского характера, если их психическое расстройство связано с возможностью причинения иного существенного вреда, либо с их опасностью для себя и для других лиц.18Суд может передать необходимые материалы в отношении указанных лиц органам здравоохранения для решения вопроса об их лечении или направлении в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении, если по своему психическому состоянию они не представляют опасности .

       19Осужденный может быть освобожден от отбывания наказания и в связи с заболеванием иной тяжелой болезнью или инвалидностью, препятствующими отбыванию наказания.                                       . 
       Освобождение от наказания в связи с психическим расстройством лица, исключающим вменяемость, является обязательным и не зависит от усмотрения суда. Представление об освобождении от отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства вносится в суд начальником исправительного учреждения или органа, исполняющего наказание. Одновременно с указанным представлением в суд направляются заключение медицинской комиссии и личное дело осужденного.           20Освобождение от наказания ввиду заболевания иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, является правом, а не обязанностью суда. Порядок представления осужденного к освобождению от отбывания наказания в связи с иной тяжкой болезнью такой же, как и при психическом заболевании лица, только в представлении должны содержаться данные, характеризующие его поведение в период отбывания наказания.

      В случае выздоровления  лица, освобожденного от отбывания  наказания по болезни, оно может  подлежать уголовной ответственности  и наказанию, если при этом  не истекли сроки давности, предусмотренные  ст. 78 и 83 УК. Указание закона о  том, что после выздоровления  лицо может подлежать уголовной  ответственности, ориентирует суды  при решении вопроса целесообразности  применения наказания учитывать  не только характер заболевания,  но и личность виновного, его  поведение в период лечения.  По данным выборочного исследования, только к трем процентам освобожденных  по болезни осужденных после  выздоровления применялось не  отбытое ими наказание. Остальные  осужденные либо были освобождены  от отбывания наказания, либо  ранее назначенное им лишение  свободы заменялось другим, более  мягким видом наказания.  
И ещё одна немаловажная проблема. Большинство лиц, отбывших наказание, страдают тем или иным заболеванием. Им необходима медицинская и социальная помощь. Однако в настоящее время в России не созданы государственные реабилитационные центры. На местах не уделяется должного внимания проблемам освобожденных.                            .  

Заключение

 

       В заключении  хотелось бы отметить - безусловно, далеко не все указанные требования  закона, направленные на охрану  здоровья осужденных, реализуются  на практике, но наличие прочной  законодательной базы образует  основу совершенствования деятельности  исправительных учреждений, их реконструкции  в направлении превращения в  социально-терапевтические клиники.                                                  .  
       Реализация предписаний закона, иных мероприятий требует времени и средств, которые необходимо учитывать в государственном бюджете. Для улучшения медицинского обеспечения подразделений ФСИН РФ, Медицинским управлением ФСИН РФ и медицинскими службами территориальных органов управления ФСИН РФ проводится активная работа по привлечению финансовых средств от сторонних, в том числе и международных организаций, а также гуманитарной помощи.  
      На основе изложенного можно прийти к выводу о том, что проблема охраны здоровья осужденных, содержащихся в местах лишения свободы и освобожденных из исправительных учреждений, стоит остро и требует безотлагательного решения. Это позволяет сформулировать ряд предложений, направленных на содействие изменению ситуации в местах изоляции от общества к лучшему. В частности, учитывая прямую зависимость между ростом заболеваемости в системе гражданского населения и в учреждениях ФСИН, работу по охране здоровья граждан России необходимо начинать с организации лечебно-профилактических и санитарно-профилактических мероприятий во всех сферах жизни общества (детских дошкольных учреждениях, в школах, по месту жительства и работы, учебы).  
      Особое внимание следует обратить на профилактические службы органов здравоохранения системы исправительных учреждений, проводя обязательные и систематические медицинские осмотры лиц с момента применения к ним мер процессуального принуждения. Важно повысить ответственность администрации исправительных учреждений за недостаточную или несвоевременную реакцию на факты ухудшения состояния здоровья осужденных (и подследственных) или нарушение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований содержания лиц, изолированных от общества.  
Должное внимание в работе по охране здоровья осужденных следует уделять развитию физической культуры и спорта, мероприятиям по оснащению исправительных учреждений спортивным инвентарем, выделению территорий для занятия спортом, а также обеспечению соблюдения требований техники безопасности на рабочих местах в зонах.  
      В сложившейся ситуации назрела острая необходимость создавать реабилитационные центры по месту жительства освобожденных из исправительных учреждений в целях повышения уровня их социальной защищенности.  
     Эти важные проблемы необходимо решать не откладывая, ведь речь идет об угрозе здоровью всего населения страны, поскольку осужденные после отбывания наказания возвращаются в общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Бородулин А. Медицинское обеспечение осужденных и подследственных. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2001. - № 3. – С. 50 – 55.
  2. Братко А.Г. Глава XI. Правовой статус физических лиц и организаций // Теория права и государства: Учебник. / Под ред. проф. В.В. Лазарева. – М.: Новый Юрист, 1997. – С. 120 – 153.
  3. Бриллиантов А.В., Курганов С.И. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: учебник / А. В. Бриллиантов, С. И. Курганов; Верховный Суд Российской Федерации, Высш. Арбитражный Суд Российской Федерации, Российская акад. правосудия. – М.: Проспект, 2008. - 340 с.
  4. Европейская конвенция “О защите прав человека и основных свобод” (Заключена в г. Риме 04.11.1950) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 2. – ст. 163.
  5. Зубков А.И. Глава 3. Правовое положение осужденных в свете законодательства об охране прав граждан и международных стандартов // Уголовно-исполнительное право России: Учебник и основные нормативные правовые акты / Под ред. заместителя начальника ГУИН Министерства Юстиции РФ, проф. О.В. Филимонова. – М.: Институт актуального образования «ЮрИнфоР-МГУ», 2004. – С. 57 – 68.
  6. Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации / А. И. Зубков. - 2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2008. - 271 с.
  7. Игнатьев А.А. Уголовно-исполнительное право: Учебник. – М.: Новый Кащеева Л. Исправление осужденных без изоляции от общества. // Российская Юрист, 1997. – 303 с.
  8. Князев А. Взаимодействие УИИ с другими органами и учреждениями по исполнению наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2005. – № 2. – С. 16 – 18.
  9. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / [Брезгин Н.И. и др.]; под ред. А.И. Зубкова. - 4-е изд., перераб. – М.: Норма, 2008. - 495 с.
  10. Комментарий Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. / Под общ. ред. П.Г. Мищенкова. – М.: Экспертное бюро-М, 2008. – 800 с.
  11. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  12. Корнев А.В. Тема 30. Государство, право, личность // Общая теория права и государства: Учебник. / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – С. 122 – 130.
  13. Кочешев С.П. Специальные виды наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим. // Закон и армия. – 2004. - № 4. – С. 26 – 30.
  14. Краснова О.К вопросу о содержании правового положения осужденных к лишению свободы. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2005. – № 8. – С. 16-21.
  15. Кузнецов А.В. Защита прав осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2004. N 2. – С. 18-19
  16. Лукьянова Е. Реализация принципа равенства осужденных перед законом в сфере труда. // Преступление и наказание. – 2005. - № 3. – С.25-27.
  17. Лукьянова Е. Реализация принципа равенства осужденных перед законом в сфере труда. // Преступление и наказание. – 2005. - № 3. – С.25-27.
  18. Маликов Б., Шибанкова О. Проблемы применения и исполнения исправительных работ в механизме правосудия. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2005. - № 4. – С. 7 – 11.
  19. Михлин А.С. Развитие уголовно-исполнительного законодательства РФ и направления его совершенствования // Журнал российского права. - 2005. - N 10. – С. 21-24.
  20. Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право: учебник. – изд. 7-е, испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2009. – 352 с.
  21. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / отв. ред. В.В. Лазарев. - 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2009. – 871,  с.
  22. Основные положения уголовно-исполнительного законодательства     Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ
  23. Основные принципы обращения с заключенными // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство НОРМА, 2002. – С. 30 – 40.
  24. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (в ред. от 12.02.09) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти – 2005. - № 47
  25. Интернет источник Консультант Плюс, 1992-2013

 

 

1 Основные принципы обращения с заключенными // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство НОРМА, 2002. – С. 30 – 40.

2 Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право: учебник. – изд. 7-е, испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2009. – 352 с.

3 Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право: учебник. – изд. 7-е, испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2009. – 352 с.    

4 Корнев А.В. Тема 30. Государство, право, личность // Общая теория права и государства: Учебник. / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – С. 122 – 130.

5 Уголовный - исполнительный кодекс Российской Федерации коментарии и Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. / Под общ. ред. П.Г. Мищенкова. – М.: Экспертное бюро-М, 2008 – 800 с

6 Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право: учебник. – изд. 7-е, испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2009. – 352 с

7 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

8 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / отв. ред. В.В. Лазарев. - 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2009. – 871, с

9 ч. 5 ст. 12 УИК РФ)

10 ст. 29 - 33 Конституции РФ

11 Зубков А.И. Глава 3. Правовое положение осужденных в свете законодательства об охране прав граждан и международных стандартов // Уголовно-исполнительное право России: Учебник и основные нормативные правовые акты / Под ред. заместителя начальника ГУИН Министерства Юстиции РФ, проф. О.В. Филимонова. – М.: Институт актуального образования «ЮрИнфоР-МГУ», 2004. – С. 57 – 68.

12 ч. 1 и 5 ст. 101 УИК

13 ч. 4 ст. 101 УИК

14 ч. 3 ст. 101 УИК

15 ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 104 УИК

16 ч. 4 и 5 ст. 104 УИК  

17 п. "б", "в" ч. 1 и ч. 2 ст. 97 УК РФ

18 ч. 4 ст. 97 УК

19 п. "е" ст. 172 УИК

20 ч. 5, 6 ст. 175 УИК 


Информация о работе Правовые аспекты охраны здоровья осужденных, содержащихся