Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 09:27, курсовая работа
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и личную безопасность осужденных при исполнении наказаний. Это означает, что права и свободы граждан могут быть ограничены лишь приговором суда и только в той мере, в какой предусмотрено уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Остальные права и свободы осужденных лиц подлежат охране и защите наравне со всеми гражданами России. Актуальностью темы является изучение права на охрану здоровья и медицинскую помощь, как и право на жизнь, являющуюся неотъемлемыми правами каждого человека. Забота о здоровье нации должна быть ключевым направлением социально-экономической политики государства.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие правового статуса осужденных и его социально-правовое назначение………………………………………………………………………..7
1.1 Понятие правового положения осужденных………………………………7
1.2 Социально-правовое значение института правового положения
лиц, отбывающих наказание…………………………………………………..11
Глава 2. Содержание и нормативная регламентация правового положения
лиц, отбывающих наказание …………………………………………………..15
2.1 Государственно–правовой статус осужденных к лишению свободы……15
2.2Правовые аспекты охраны здоровья осужденных, содержащихся
в исправительных учреждениях………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………33
Библиографический список……………………………………………………..35
13 В
случаях отказа осужденного от приема
пищи и возникновения угрозы его жизни
законом допускается его принудительное
питание по медицинским показаниям.
14Ответственность
за обеспечение охраны здоровья осужденных
и выполнение установленных санитарно-гигиенических
и противоэпидемических требований несет
администрация исправительных учреждений.
15Администрация
исправительных учреждений обязана привлекать
осужденных к общественно полезному труду
с учетом не только их пола, возраста и,
по возможности, специальности, но и состояния
здоровья. Продолжительность рабочего
времени в зонах, правила охраны труда,
техники безопасности и производственной
санитарии должны устанавливаться в соответствии
с законодательством Российской Федерации
о труде.
16Работающим
осужденным должен предоставляться ежегодный
оплачиваемый отпуск. Осужденным, перевыполняющим
нормы выработки, или образцово исполняющим
установленные задания на тяжелых работах,
а также на работах с вредными или опасными
условиями труда на предприятиях, расположенных
в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях, либо работающим по своему
желанию осужденным, являющимся инвалидами
первой или второй групп, осужденным мужчинам
старше 60 лет и осужденным женщинам старше
55 лет продолжительность ежегодного
оплачиваемого отпуска может быть увеличена
до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним
осужденным - до 24 рабочих дней.
17Лица,
страдающие психическими расстройствами,
лишающими их возможности осознавать
фактический характер и общественную
опасность своих действий (бездействия),
либо руководить ими, а также лица, страдающие
психическими расстройствами, не исключающими
вменяемости, могут быть судом освобождены
от дальнейшего отбывания наказания. К
таким лицам суд может применить принудительные
меры медицинского характера, если их
психическое расстройство связано с возможностью
причинения иного существенного вреда,
либо с их опасностью для себя и для других
лиц.18Суд
может передать необходимые материалы
в отношении указанных лиц органам здравоохранения
для решения вопроса об их лечении или
направлении в психоневрологические учреждения
социального обеспечения в порядке, предусмотренном
законодательством РФ о здравоохранении,
если по своему психическому состоянию
они не представляют опасности .
19Осужденный
может быть освобожден от отбывания наказания
и в связи с заболеванием иной тяжелой
болезнью или инвалидностью, препятствующими
отбыванию наказания.
Освобождение от наказания
в связи с психическим расстройством лица,
исключающим вменяемость, является обязательным
и не зависит от усмотрения суда. Представление
об освобождении от отбывания наказания
в связи с наступлением психического расстройства
вносится в суд начальником исправительного
учреждения или органа, исполняющего наказание.
Одновременно с указанным представлением
в суд направляются заключение медицинской
комиссии и личное дело осужденного. 20Освобождение
от наказания ввиду заболевания иной тяжелой
болезнью, препятствующей отбыванию наказания,
является правом, а не обязанностью суда.
Порядок представления осужденного к
освобождению от отбывания наказания
в связи с иной тяжкой болезнью такой же,
как и при психическом заболевании лица,
только в представлении должны содержаться
данные, характеризующие его поведение
в период отбывания наказания.
В случае выздоровления
лица, освобожденного от отбывания
наказания по болезни, оно
И ещё одна немаловажная проблема. Большинство
лиц, отбывших наказание, страдают тем
или иным заболеванием. Им необходима
медицинская и социальная помощь. Однако
в настоящее время в России не созданы
государственные реабилитационные центры.
На местах не уделяется должного внимания
проблемам освобожденных.
Заключение
В заключении
хотелось бы отметить - безусловно,
далеко не все указанные
Реализация предписаний
закона, иных мероприятий требует времени
и средств, которые необходимо учитывать
в государственном бюджете. Для улучшения
медицинского обеспечения подразделений
ФСИН РФ, Медицинским управлением ФСИН
РФ и медицинскими службами территориальных
органов управления ФСИН РФ проводится
активная работа по привлечению финансовых
средств от сторонних, в том числе и международных
организаций, а также гуманитарной помощи.
На основе изложенного
можно прийти к выводу о том, что проблема
охраны здоровья осужденных, содержащихся
в местах лишения свободы и освобожденных
из исправительных учреждений, стоит остро
и требует безотлагательного решения.
Это позволяет сформулировать ряд предложений,
направленных на содействие изменению
ситуации в местах изоляции от общества
к лучшему. В частности, учитывая прямую
зависимость между ростом заболеваемости
в системе гражданского населения и в
учреждениях ФСИН, работу по охране здоровья
граждан России необходимо начинать с
организации лечебно-профилактических
и санитарно-профилактических мероприятий
во всех сферах жизни общества (детских
дошкольных учреждениях, в школах, по месту
жительства и работы, учебы).
Особое внимание следует
обратить на профилактические службы
органов здравоохранения системы исправительных
учреждений, проводя обязательные и систематические
медицинские осмотры лиц с момента применения
к ним мер процессуального принуждения.
Важно повысить ответственность администрации
исправительных учреждений за недостаточную
или несвоевременную реакцию на факты
ухудшения состояния здоровья осужденных
(и подследственных) или нарушение установленных
санитарно-гигиенических и противоэпидемических
требований содержания лиц, изолированных
от общества.
Должное внимание в работе по охране здоровья
осужденных следует уделять развитию
физической культуры и спорта, мероприятиям
по оснащению исправительных учреждений
спортивным инвентарем, выделению территорий
для занятия спортом, а также обеспечению
соблюдения требований техники безопасности
на рабочих местах в зонах.
В сложившейся ситуации
назрела острая необходимость создавать
реабилитационные центры по месту жительства
освобожденных из исправительных учреждений
в целях повышения уровня их социальной
защищенности.
Эти важные проблемы необходимо
решать не откладывая, ведь речь идет об
угрозе здоровью всего населения страны,
поскольку осужденные после отбывания
наказания возвращаются в общество.
Библиографический список
1 Основные принципы обращения с заключенными // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство НОРМА, 2002. – С. 30 – 40.
2 Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право: учебник. – изд. 7-е, испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2009. – 352 с.
3 Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право: учебник. – изд. 7-е, испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2009. – 352 с.
4 Корнев А.В. Тема 30. Государство, право, личность // Общая теория права и государства: Учебник. / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – С. 122 – 130.
5 Уголовный - исполнительный кодекс Российской Федерации коментарии и Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. / Под общ. ред. П.Г. Мищенкова. – М.: Экспертное бюро-М, 2008 – 800 с
6 Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право: учебник. – изд. 7-е, испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2009. – 352 с
7 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
8 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / отв. ред. В.В. Лазарев. - 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2009. – 871, с
9 ч. 5 ст. 12 УИК РФ)
10 ст. 29 - 33 Конституции РФ
11 Зубков А.И. Глава 3. Правовое положение осужденных в свете законодательства об охране прав граждан и международных стандартов // Уголовно-исполнительное право России: Учебник и основные нормативные правовые акты / Под ред. заместителя начальника ГУИН Министерства Юстиции РФ, проф. О.В. Филимонова. – М.: Институт актуального образования «ЮрИнфоР-МГУ», 2004. – С. 57 – 68.
12 ч. 1 и 5 ст. 101 УИК
13 ч. 4 ст. 101 УИК
14 ч. 3 ст. 101 УИК
15 ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 104 УИК
16 ч. 4 и
5 ст. 104 УИК
17 п. "б", "в" ч. 1 и ч. 2 ст. 97 УК РФ
18 ч. 4 ст. 97 УК
19 п. "е" ст. 172 УИК
20 ч. 5, 6
ст. 175 УИК
Информация о работе Правовые аспекты охраны здоровья осужденных, содержащихся