Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:34, курсовая работа
В большинстве случаев в производстве находятся дела различных категорий, о разнообразных преступлениях, расследование которых требует разносторонних знаний. При этом следователь не должен выходить за рамки уголовно-процессуального законодательства, поскольку несоблюдение требований закона при осуществлении предварительного следствия может повлечь за собой признание доказательств недопустимыми, что в некоторых случаях может помочь виновному лицу избежать ответственности за содеянное. В этом заключается актуальность выбранной темы. Целью работы является исследование вопросов, касающихся правовых основ деятельности следователя.
Введение 2
Глава 1. Правовое положение следователя 3
1.1 Правовая основа деятельности следователя, уголовно-процессуальная регламентация деятельности следователя 3
1.2 Правовое положение следователя 8
Глава 2. Понятие, содержание и соотношение процессуальных функций следователя 16
2.1. Функции следователя 16
2.2 Соотношение процессуальных функций следователя 23
Заключение 27
Список использованной литературы: 29
План
Расследование уголовного дела представляет собой сложную творческую деятельность следователя, направленную на познание прошедших событий, установление имевших место фактов, в процессе выполнения которой он должен собрать доказательства, необходимые для решения вопроса о наличии преступного деяния и виновности конкретных лиц.
В большинстве случаев в производстве находятся дела различных категорий, о разнообразных преступлениях, расследование которых требует разносторонних знаний. При этом следователь не должен выходить за рамки уголовно-процессуального законодательства, поскольку несоблюдение требований закона при осуществлении предварительного следствия может повлечь за собой признание доказательств недопустимыми, что в некоторых случаях может помочь виновному лицу избежать ответственности за содеянное. В этом заключается актуальность выбранной темы.
Объектом исследования данной курсовой работы являются правовые основы деятельности следователя, процессуальные и организационные правоотношения, возникающие в рамках осуществления предварительного следствия.
Целью работы является исследование вопросов, касающихся правовых основ деятельности следователя.
Предмет исследования. В настоящей работе, изучая и раскрывая правовые основы деятельности следователя, рассматривается правовая основа деятельности следователя.
Согласно ст.38 УПК РФ следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной уголовно-процессуальным законом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
В настоящее время следователи состоят на службе в Следственном комитете Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах внутренних дел и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Независимо от ведомственной принадлежности и занимаемой должности процессуальные полномочия всех следователей одинаковы. Их компетенция, конкретная сфера профессиональной деятельности определяются в соответствии с правилами подследственности, установленными ст.151 УПК РФ.
Осуществляемое следователем
предварительное следствие
Основная роль в построении плана предварительного расследования принадлежит следователю, поскольку он является основной и самостоятельной процессуальной фигурой, полностью отвечающей за объективность и всесторонность проведённого расследования.
С точки зрения осуществляемых функций следователь – это должностное лицо, обязанностью которого является проведение предварительного расследования, а также доказывание всех вопросов, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством к предмету доказывания.
Независимо от ведомственной
принадлежности каждый следователь
обязан руководствоваться
Правовую основу деятельности следователя и органов предварительного следствия составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы и указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации, по вопросам предварительного следствия, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также Положение о Следственном комитете РФ, Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Деятельность органов предварительного следствия осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности, а также на основе взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
Уголовно-процессуальный закон относит следователя к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Наряду с прокурором, органом дознания и дознавателем, следователь осуществляет от имени государства уголовное преследование, реализуя обязанность в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления1.
Деятельность следователя по уголовному делу носит исследовательский, познавательный характер, однако она подчинена решению практической задачи выяснения всех обстоятельств расследуемого преступления, в том числе получения ответа на вопрос, кто его совершил.
Однако предусмотренный уголовно-процессуальным законом правовой статус следователя, содержание и значение осуществляемого им предварительного следствия не должны восприниматься однозначно и, тем более, упрощенно. Мотив уголовного преследования неизбежен в исследовательской деятельности следователя, но он не должен чрезмерно преобладать, вести к обвинительному уклону. Отнесение следователя к стороне обвинения вовсе не означает, что следователь вправе ограничивать свою деятельность собиранием по уголовному делу исключительно обвинительных доказательств.
Во-первых, сохраняющееся построение отечественного уголовного процесса по смешанному типу предопределяет возможность полной реализации принципа состязательности (ст.15 УПК РФ) только применительно к производству в судебном разбирательстве. В стадии предварительного расследования, служащей преимущественно для создания доказательственной базы выдвигаемого прокурором перед судом обвинения, с учетом ограниченных возможностей стороны защиты в осуществлении доказывания следователь обязан устанавливать все без исключения обстоятельства, подлежащие доказыванию согласно ст.73 УПК РФ. В том числе обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение подозреваемого, обвиняемого от уголовной ответственности и наказания.
Вместе с тем при
определении особенностей процессуального
положения следователя приходит
Следователь не вправе отказать подозреваемому, обвиняемому, его защитнику в допросе свидетелей, производстве судебной экспертизы и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для данного уголовного дела (ч.2 ст.159 УПК РФ).
Во-вторых, при производстве предварительного следствия в ходе исследования следователем обстоятельств совершения преступления недопустимо игнорирование одного из основных правил логики доказывания, в соответствии с которым тот или иной выдвигаемый в качестве вывода по уголовному делу тезис, в том числе связанный с утверждением о виновности подозреваемого, обвиняемого, не может считаться доказанным, пока не опровергнут противоположный тезис. Собирание доказательств, которые могут оправдать подвергаемое уголовному преследованию лицо, следователю необходимо не только ради интересов данного участника уголовного процесса или его защитника, а главным образом с целью проверки выводов по уголовному делу и во избежание ошибки при решении вопроса о привлечении лица в качестве обвиняемого. Доказывая обвинение, следователь всегда должен учитывать версию о невиновности обвиняемого. И если следователь в ходе расследования убедится в несостоятельности своей обвинительной версии, он должен прекратить уголовное дело или уголовное преследование. Иной подход ведет к следственным и судебным ошибкам, способным приводить вопреки назначению уголовного судопроизводства к незаконному и необоснованному ограничению прав и свобод личности, в том числе осуждению невиновного.
Таким образом, при расследовании
уголовного дела следователь должен
проводить исследование обстоятельств
дела объективно, полно и всесторонне,
собирая как обвинительные, так
и оправдательные доказательства. В
этих целях следователю
В современном мире уголовный процесс - своего рода визитная карточка государства, поэтому многие традиционно отраслевые нормы, начиная с середины прошлого века, активно возводятся в ранг конституционных. Конституция России по своей структуре, совокупности демократических институтов максимально приближена к общепризнанным стандартам. Согласно Конституции Российской Федерации в государственном устройстве воспринят принцип разделения властей (ст. 10), довольно детально прописана роль суда в уголовном судопроизводстве, высказаны определенные суждения о месте прокуратуры в механизме государства. В то же время вопрос о предварительном расследовании авторами Конституции Российской Федерации признан частным и своего разрешения не получил.
При рассмотрении вопроса о правовом положении следователей, необходимо отметить, что в 2007 году перечень участников уголовного процесса со стороны обвинения пополнился новым субъектом - руководителем следственного органа, имеющим право на производство предварительного следствия, что значительно повлияло на правовое положение органов следствия.
По этому поводу Н.А. Колоколов отмечает, что указанными изменениями в УПК и Закон «О прокуратуре» процессуальный статус прокурора пересмотрен настолько кардинально, что имеются все основания утверждать: в УПК РФ под прежним названием появилось абсолютно новое лицо. Если ранее власть прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса была практически беспредельна, то теперь он утратил свое самое главное качество - право на дискреционное вмешательство в деятельность следователя. Впрочем, природа пустоты не терпит. Законодатель, изъяв у прокурора комплекс прерогатив по процессуальному руководству предварительным следствием, тут же одарил данными правами вновь назначенных руководителей следственных органов2.
Формально статус следователя практически не изменился, однако теперь следователь защищен от произвола прокурора. Однако от произвола руководителя органа предварительного расследования следователь законом не защищен, более того, избранная следователем с согласия последнего мера пресечения не может быть отменена или изменена без согласия руководства.
Полномочия руководителя следственного органа осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководитель Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, специализированных следственных управлений Следственного комитета при РФ, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета РФ по военным округам, следственных отделов Следственного комитета при РФ по районам, городам, специализированных следственных отделов Следственного комитета РФ, в том числе военных следственных отделов по гарнизонам и иным учреждениям, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, районам, городам, их заместители, иные приравненные к ним руководители следственных органов (ч. 5 ст. 39 УПК РФ).
Сказанное позволяет утверждать, что начиная с 7 сентября 2007 г. предварительное следствие в России осуществляется Председателями следственных комитетов, подчиненными им руководителями следственных органов и подчиненными последним следователями.
С учетом вышеизложенного современное процессуальное положение российского следователя выглядит следующим образом.
Круг уголовных дел,
расследование которых
При наличии законных
поводов и оснований
Информация о работе Правовые основы деятельности следователя