Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:34, курсовая работа
В большинстве случаев в производстве находятся дела различных категорий, о разнообразных преступлениях, расследование которых требует разносторонних знаний. При этом следователь не должен выходить за рамки уголовно-процессуального законодательства, поскольку несоблюдение требований закона при осуществлении предварительного следствия может повлечь за собой признание доказательств недопустимыми, что в некоторых случаях может помочь виновному лицу избежать ответственности за содеянное. В этом заключается актуальность выбранной темы. Целью работы является исследование вопросов, касающихся правовых основ деятельности следователя.
Введение 2
Глава 1. Правовое положение следователя 3
1.1 Правовая основа деятельности следователя, уголовно-процессуальная регламентация деятельности следователя 3
1.2 Правовое положение следователя 8
Глава 2. Понятие, содержание и соотношение процессуальных функций следователя 16
2.1. Функции следователя 16
2.2 Соотношение процессуальных функций следователя 23
Заключение 27
Список использованной литературы: 29
Процессуальная
Исключением являются указания руководителя следственного органа: о передаче уголовного дела; привлечении лица в качестве обвиняемого; квалификации преступления; об объеме обвинения; избрании меры пресечения; о производстве следственных действий, которые допускаются только по судебному решению; направлении дела в суд или его прекращении. Не соглашаясь с такими указаниями, следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на них. Обжалованию не подлежат также письменные указания руководителя следственного органа, которым этот руководитель предписывает исполнить поступившие в его адрес требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия (ч. 3 и 4 ст. 39 УПК РФ).
Существенным нововведением являются правила, согласно которым указания прокурора сами по себе не являются обязательными для следователя; все зависит от позиции руководителя следственного органа. Если следователь не согласен с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, и начальник следственного органа солидарен со своим подчиненным, он под свою ответственность информирует прокурора о письменных возражениях следователя, представленных руководителю следственного органа (ч. 3 ст. 38 УПК РФ), и только.
А если следователь не согласен с возвращением прокурором поступившего к нему с обвинительным заключением уголовного дела для производства дополнительного расследования, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков и руководитель следственного органа солидарен с ним, следователь вправе обжаловать решение прокурора вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением - Генеральному прокурору РФ с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти), т.е. Следственного управления Федеральной службы безопасности РФ, Следственного комитета при МВД РФ или Главного следственного управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ РФ.
Вышестоящий прокурор в течение 72 часов с момента поступления соответствующих материалов обязан вынести одно из следующих постановлений:
1) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя;
2) об отмене постановления
нижестоящего прокурора о
В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд. В последнем случае нижестоящий прокурор принимает функцию уголовного преследования под свою единоличную власть и ответственность и должен быть готов к тому, чтобы государственное обвинение в суде поддерживать на основании следственных материалов, которые он считает не готовыми к судебному разбирательству.
По отношению к органу дознания следователь обладает определенной властью. По расследуемым им делам он вправе давать органам дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также требовать содействия при их производстве самим следователем (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).
В случае отсутствия такого правила, следователь в целом ряде случаев, прежде всего при расследовании крупных и сложных дел об организованных групповых преступлениях, оказался бы не в состоянии выполнить свои обязанности, поскольку в одиночку невозможно производство трудоемких обысков, выемок, следственных экспериментов, проверок показаний с выездом на место, задержаний подозреваемых. Следователь в своей работе повседневно нуждается в помощи военизированного органа государства, располагающего и оперативно-розыскными, и силовыми полномочиями, средствами и возможностями, а также людьми, способными решать разнообразнейшие задачи, диктуемые современной криминальной обстановкой.
Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Следователь не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он:
1) является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу;
2) участвовал в качестве
3) является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу;
4) в случаях если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что они лично, прямо или косвенно заинтересованы в исходе данного уголовного дела (ст. 61 УПК РФ).
При наличии указанных обстоятельств следователь обязан устраниться от участия в производстве по уголовному делу (ч. 1 ст. 62 УПК РФ), подав об этом рапорт руководителю следственного органа.
По указанным в законе основаниям отвод следователю может быть заявлен подозреваемым, обвиняемым, защитником, а также потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями. В этих случаях вопрос об отводе следователя разрешается руководителем следственного органа (ч. 1 ст. 67 УПК РФ). Участие следователя в предварительном следствии, которое производилось ранее по данному делу (например, до возвращения дела прокурором для дополнительного расследования), основанием для отвода не является.
По уголовному делу, принятому им к своему производству, следователь на основе собранных доказательств во взаимодействии с органом дознания обязан достоверно установить все факты, образующие предмет доказывания (ст. 73 УПК РФ): событие преступления; виновность лица в его совершении; обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; характер и размер вреда, причиненного преступлением; обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказания; обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности; обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
Установив подозреваемого,
следователь обязан объявить
и разъяснить последнему
Причем вся эта следственная деятельность осуществляется им не только по собственной инициативе, но и под воздействием позиции стороны защиты (подозреваемого, обвиняемого, их защитников и законных представителей) - ее замечаний, заявлений и ходатайств, каждое из которых следователь не только обязан рассмотреть в кратчайший срок (не позднее трех суток со дня обращения), но и удовлетворить ходатайство, если обстоятельства, об установлении которых путем производства следственных действий просит сторона защиты, а равно потерпевший или гражданский истец и их представители, имеют значение для данного дела (ст. 159 УПК РФ). Иными словами, следственная деятельность протекает в условиях состязательности сторон.
По окончании предварительного следствия следователь
при наличии к тому законных оснований,
предусмотренных ст. 24, 25, 27 и 28 УПК РФ, вправе,
а в определенных случаях, когда такое
основание представляет из себя обстоятельство,
исключающее дальнейшее производство
по уголовному делу, обязан прекратить
уголовное преследование или же уголовное
дело в целом, а уголовное преследование
в отношении данного лица в частности.
Причем прекращение уголовного преследования
за отсутствием события преступления,
за отсутствием состава преступления,
ввиду непричастности обвиняемого к совершению
преступления во всех отношениях абсолютно
равнозначно постановлению оправдательного
приговора и означает разрешение уголовного
дела по существу с реабилитацией обвиняемого,
порождающей целый комплекс восстановительно-
Признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, следователь, выполнив необходимые предшествующие процессуальные действия, составляет обвинительное заключение и направляет уголовное дело (материалы следственного производства) прокурору для последующего направления его в суд.
В деятельности следователя, можно выделить такие функции, как: обвинение, защита, исследование обстоятельств дела и разрешение уголовного дела.
Функция обвинения представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на изобличение виновного лица в совершении преступления, обеспечение применения к данному лицу мер наказания. Существует специальный институт, призванный материализовать вывод следователя о наличии достаточных доказательств для обвинения лица в совершении преступления. Применение этого института и образует функцию обвинения.
Функция защиты представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на опровержение обвинения, на установление невиновности обвиняемого или на смягчение его ответственности. Институт защиты является неотъемлемой составной частью предварительного расследования и необходим для обеспечения правильного применения закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечён к уголовной ответственности и осуждён.
Противопоставление защиты
расследованию неизбежно
Участие следователя в осуществлении функции защиты гарантирует обеспечение конституционного права обвиняемого на защиту, а также выполнение одной из задач уголовного судопроизводства, заключающейся в непривлечении к уголовной ответственности невиновного лица. Функция защиты в деятельности следователя заключается в принятии процессуальных решений, в той или иной степени реабилитирующих обвиняемого (подозреваемого) или содержащих вывод о наличии обстоятельств, смягчающих его ответственность. Следователь заинтересован в том, чтобы при реализации функции защиты его действия по защите обвиняемого не были расценены как неосновательное выгораживание виновного, но при этом все же должен учесть имеющиеся обстоятельства, освобождающие от ответственности либо смягчающие ответственность.
Реализация функций обвинения, защиты и разрешения дела предопределяется результатами исследования обстоятельств дела. Наибольший удельный вес во всей деятельности следователя приходится именно на исследование обстоятельств дела и установление истины. Таким образом, исследование обстоятельств дела является одной из процессуальных функций в деятельности следователя.
Кроме того, следователь выполняет и функцию разрешения уголовного дела.При наличии основании и в порядке, предусмотренном законом, следователь может прекратить, а следовательно, разрешить уголовное дело. В ст. 209, 211 УПК РФ постановление о прекращении уголовного дела прямо рассматривается как одна из форм разрешения уголовного дела. Функция разрешения дела свойственна следователю лишь в форме прекращения уголовного дела, а в некоторых случаях прекращение дела только с согласия прокурора.
Информация о работе Правовые основы деятельности следователя