Преступления не связанные с лишением свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:32, реферат

Описание работы

Среди основных направлений уголовной политики, на наш взгляд, нужно особенно отметить настоятельную потребность в реконструкции законодательства в сфере борьбы с преступностью и устранение пробелов, связанных с регламентацией отдельных уголовно-правовых институтов. В этой связи многие авторы неоднократно обращали внимание на необходимость усовершенствования системы наказаний в русле проводимого реформирования уголовного законодательства. Однако все немногочисленные предложения в этом направления можно свести к тезису об отсутствии взаимосвязи

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и особенности построения системы наказаний в Российском уголовном праве…………………………………………………………………..5
История возникновения и развития альтернативных мер наказания……...5
Проблемы реализации международных стандартов при применении наказаний, не связанных с лишением свободы в Российской Федерации……………………………………………………………………..8
Глава 2. Применение наказаний, не связанных с лишением свободы……….13
Обязательные работы………………………………………………………..13
Исправительные работы……………………………………………………..16
Сравнительная характеристика обязательных и исправительных работ…………………………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Pavel_UIP.docx

— 47.04 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие и особенности  построения системы наказаний в  Российском уголовном праве…………………………………………………………………..5

    1. История возникновения и развития альтернативных мер наказания……...5
    2. Проблемы реализации международных стандартов при применении наказаний, не связанных с лишением свободы в Российской Федерации……………………………………………………………………..8

Глава 2. Применение наказаний, не связанных с лишением свободы……….13

    1. Обязательные работы………………………………………………………..13
    2. Исправительные работы……………………………………………………..16
    3. Сравнительная характеристика обязательных и исправительных работ…………………………………………………………………………..18

Заключение……………………………………………………………………….21

Список используемой литературы……………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Среди основных направлений  уголовной политики, на наш взгляд, нужно особенно отметить настоятельную  потребность в реконструкции  законодательства в сфере борьбы с преступностью и устранение пробелов, связанных с регламентацией отдельных уголовно-правовых институтов. В этой связи многие авторы неоднократно обращали внимание на необходимость  усовершенствования системы наказаний  в русле проводимого реформирования уголовного законодательства. Однако все немногочисленные предложения  в этом направления можно свести к тезису об отсутствии взаимосвязи  элементов в системе и выводам  о должном содержании перечня  видов наказаний. Думается, если устранить  все негативные моменты, на которые  обращается внимание в ученых кругах, то даже в том случае было бы сложно признать решенной проблему системы  наказаний. Ведь еще совсем недавно  общепризнанное и широко распространенное в теории уголовного права определение  понятия системы наказаний как  установленного уголовным законом, обязательного для суда и исчерпывающего перечня наказаний, расположенных  в определенном порядке в зависимости  от степени их тяжести, уже слишком  устарело и не отвечает современным  требованиям.

Наказания, не связанные  с лишением свободы, и иные меры уголовно-правового  характера выполняют важную роль в борьбе с преступностью. Их применение наиболее целесообразно для достижения целей уголовной ответственности  в отношении лиц, впервые совершивших  преступления небольшой или средней  тяжести, не нуждающихся для своего исправления в изоляции от общества. Вопросы применения наказаний, не связанных  с лишением свободы, и иных мер  приобретают все более выраженное международно-правовое звучание в связи  с тем, что во многих странах повышается актуальность проблем, связанных с  переполнением пенитенциарных учреждений. VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности (Гавана, 1990 г.) уделил особое внимание поиску альтернатив изоляции заключенных от общества. В «Токийских правилах» содержится  свод основных принципов для содействия использованию минимальных мер, не связанных с лишением свободы, а также гарантии для лиц, в отношении которых они применяются. Так, согласно ст. 2.3 Токийских правил «система уголовного правосудия должна предусматривать широкий выбор мер, не связанных с тюремным заключением, от досудебных до после судебных мер». В соответствии с ст. 2.4, «следует поощрять разработку новых мер, не связанных с тюремным заключением, и внимательно следить за этим процессом, а также систематически оценивать практику их применения».1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  и особенности построения системы  наказаний в Российском уголовном  праве

1.1 История возникновения и развития альтернативных мер наказания

Современная уголовная политика нашего государства направлена на усиление борьбы с тяжкими и особо тяжкими  преступлениями при одновременном  смягчении уголовной ответственности  за преступления небольшой и средней  тяжести. Проявляется это прежде всего в увеличении предусмотренных  Уголовным кодексом РФ видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества, расширении круга оснований их применения и совершенствовании регламентации  исполнения.

Статьей 44 Уголовного кодекса  РФ предусмотрено новое для законодательства России наказание - обязательные работы, которые заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы время бесплатных общественно  полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления.

Это наказание было известно уголовному законодательству России конца  XIX - начала XX века как общественные работы. Нормативную базу такого наказания составляли Общие положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861 г. (далее - Общие положения о крестьянах), Сельский судебный устав для государственных крестьян, включенный в Свод законов Российской империи издания 1857 г. (далее - Сельский судебный устав), Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями от 21 ноября 1864 г. (далее - Устав о наказаниях) и другие нормативно-правовые акты, а также решения Правительствующего Сената, циркуляры МВД и разъяснения Министерства юстиции2.

В нашей стране штраф применялся в качестве уголовного наказания  еще на заре отечественного права. Истоки возникновения штрафа можно увидеть  в самых древних памятниках российского  законодательства. Одним из таких  памятников является Русская Правда. И в ней довольно значительное место уделено денежным штрафам.

Преобладающим видом наказания  по Русской Правде были денежные взыскания  с преступника, слагавшиеся из двух частей: штрафа и компенсации; штраф  поступал князю, компенсация за причиненный  преступлением ущерб шла потерпевшей  стороне, а именно: за убийство - вира (в пользу князя) и головничество (родственникам потерпевшего), за прочие преступления - продажа (князю) и урок (потерпевшему). Тяжким наказанием в  виде денежного взыскания была вира - денежный штраф, взыскивавшийся в  пользу князя за убийство свободного человека. Слово "вира", не встречающееся  в других славянских языках, считают  заимствованным из немецкого языка.

Величина виры постоянна: за свободных людей вообще - 40 гривен. Двойная вира в размере 80 гривен полагалась вначале за убийство огнищанина, а позднее - за убийство княжих мужей, конюшего, старосты и тиуна (ст. 19, 22 Краткой редакции Русской Правды; ст.3 Пространной редакции Русской  Правды), что свидетельствовало об усиленной защите жизни феодалов. За совершение таких преступлений, как отсечение ноги, руки, носа, выкалывание  глаза, убийство свободной женщины, взималось "полувирье" - т.е. штраф  в размере 20 гривен (ст. ст.27, 88 Пространной  редакции Русской Правды). За убийство лиц рабского сословия взыскивался  штраф в 12 гривен. Родственникам  убитого полагалось денежное вознаграждение, именовавшееся головничеством. По мнению большинства исследователей, размер головничества был равен размеру виры.3

Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью имеет, как вид  наказания, свои истоки - карательные  системы Древнего Рима, древних германцев, средневекового французского законодательства.

В России подобная мера была введена постановлениями Петра  I о шельмовании. Ошельмованный публично объявлялся вором, шельмой, исключался из общества добрых людей, не мог быть приводим к верноподданнической присяге, имя его прибивалось к виселице или над ним переламывалась шпага (в случае принадлежности к дворянскому сословию).

Исправительные работы как  самостоятельный вид наказания  появился в уголовном праве России в 1917 году. Инструкция Народного комиссариата юстиции от 19 декабря 1917 года "О  революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке проведения заседаний", впервые установила наказание в виде исправительных работ. Менялось их название (обязательные, общественные, принудительные, исправительно-трудовые), отпадали или возникали некоторые право ограничения, но основные черты оставались неизменными. Необходимо отметить, что на протяжении истории развития наказания в виде исправительных работ уровень кары в этом наказании постепенно снижался, но возрастала профилактическая направленность.

Таким образом, можно сделать  вывод наказания не связанные  с лишением свободы имеют достаточно давнюю историю, кроме того они содержат в себе значительный потенциал для  исправления осужденного.

 

 

 

    1. Проблемы реализации международных стандартов при применении наказаний, не связанных с лишением свободы в Российской Федерации

Международные стандарты  в сфере применения наказаний, альтернативных лишению свободы, и обращения  с осужденными - это наиболее общие  правила, единые межгосударственные требования, которые предъявляются к национальному  уголовно-исполнительному (пенитенциарному) законодательству и практике применения наказаний, не связанных с изоляцией  осужденного от общества.

Большая часть данных стандартов представлена в двух международных  нормативных актах - Стандартных  минимальных правилах ООН в отношении  мер, не связанных с тюремным заключением (Токийских правилах), 1990 г. и Европейских  правилах применения общественных (альтернативных) санкций и мер 1992 г. Отдельные  вопросы, относящиеся к исполнению наказаний, не связанных с изоляцией  от общества, содержатся и в иных международных правовых актах.

В соответствии со ст.2.3 Токийских  правил "система уголовного правосудия должна предусматривать широкий  выбор мер, не связанных с тюремным заключением, от досудебных до послесудебных  мер". Кроме того, в ст.2.4 особо  подчеркивается, что "следует поощрять разработку новых мер, не связанных  с тюремным заключением, и внимательно  следить за этим процессом, а также  систематически оценивать практику их применения". Так, на основании  п.8.2 Токийских правил при назначении наказания в качестве мер, альтернативных тюремному заключению, возможны следующие  санкции:

1) устные санкции, такие  как замечание, порицание и  предупреждение;

2) условное освобождение  от ответственности;

3) поражение в гражданских  правах;

4) экономические санкции  и денежные наказания, такие  как разовые штрафы и поденные  штрафы;

5) конфискация или постановление  о лишении права собственности  на имущество;

6) возвращение имущества  жертве или постановление о  компенсации;

7) условное наказание  или наказание с отсрочкой;

8) условное освобождение  из заключения и судебный надзор;

9) постановление о выполнении  общественно полезных работ;

10) направление в исправительное  учреждение с обязательным ежедневным  присутствием;

11) домашний арест;

12) любой другой вид  обращения, не связанный с тюремным  заключением;

13) какое-либо сочетание  перечисленных выше мер.

В соответствии с уголовным  законодательством РФ суд, назначая наказание за совершенное преступление, из наказаний, не связанных с лишением свободы, в качестве основного может  назначить денежный штраф, исправительные работы, обязательные работы, лишение  права занимать определенные должности  и заниматься определенной деятельностью. Кроме того, суд вправе назначить  лишение свободы условно. И хотя условное осуждение не является самостоятельным  видом наказания (условно может  быть назначено лишение свободы или исправительные работы), тем не менее, возможность его назначения расширяет перечень послесудебных мер, не связанных с тюремным заключением. При сравнительном анализе приведенных выше мер с системой действующих уголовных наказаний, приведенных в ст.44 УК РФ, можно заметить, что отечественному законодательству неизвестны виды наказания, связанные с вынесением устных санкций, замечаний, внушений, порицаний или предупреждений. К санкциям, связанным с поражением в гражданских правах, можно отнести наказание в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, так как осужденный лишается свободы выбора работы и в некоторой степени - права распоряжения своими трудовыми способностями. На современном этапе в УК РФ отсутствуют санкции, связанные с конфискацией имущества или лишении права собственности на имущество. Не предусмотрено действующей системой наказаний возвращение имущества жертве или постановление о компенсации. Кроме того, существенным недостатком действующей системы наказаний является и отсутствие возможности назначения наказаний, связанных с ограничением свободы (таких, как домашний арест и направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием).

Следует отметить, что в  настоящее время в России практически  отсутствуют механизмы воздействия  на правонарушителя силами общественности. К мерам общественного воздействия  на преступника можно было бы отнести  систему "товарищеских судов" с "передачей  на поруки", существовавшую в советское  время. Однако можно утверждать, что  они были утрачены в переходный период, хотя, по нашему мнению, преемственность  могла бы быть сохранена и общественные меры воздействия на преступника  успешно могли бы применяться  и на современном этапе. Кроме  того, передача на поруки и применение мер общественного воздействия к некоторым лицам, совершившим преступления небольшой тяжести, может помочь снизить нагрузку на уголовно-исполнительные инспекции. Несмотря на то, что подобные механизмы могут оказать эффективное воздействие на преступника, они требуют достаточно высокого уровня нравственных ценностей и правовых представлений лиц, осуществляющих процедуру товарищеского суда, а также лиц, выступающих поручителями правонарушителя, с тем, чтобы они могли оказывать действенную помощь в исправлении осужденного и служить для него примером правопослушного поведения.

Обязательные работы представляются наказанием, имеющим большие перспективы  в отечественной уголовной юстиции. Однако, для того чтобы это наказание  эффективно воздействовало на осужденного, требуется ряд мер, связанных  с увеличением штата уголовно-исполнительных инспекций, с механизмом взаимодействия данных подразделений УИС с органами местного самоуправления по определению  осужденным конкретного вида работ, а также контролю за их выполнением4.

Особенная часть УК РФ содержит 115 санкций, предусматривающих исправительные работы (19,3% всех санкций). Но это наказание, так же как и обязательные работы, имеет ряд положительных моментов. Во-первых, материальное положение  осужденного не только не ухудшается, а напротив, улучшается, при этом он получает постоянный источник дохода при добросовестном отношении к  труду. Во-вторых, осужденные привыкают  работать днем и отдыхать в вечернее и ночное время, то есть учатся жить обычной жизнью, которая свойственна  большей части правопослушных граждан.

Международные правовые акты, а в частности Токийские и  Европейские правила, особое внимание уделяют последствиям уклонения  осужденного от отбывания наказания. Так, в данных документах отмечается, что осужденный должен быть детально информирован относительно оснований замены первоначально назначенного ему наказания и иметь полный доступ ко всем связанным с этим документам. Решение о замене лицу наказания может быть принято только органом, вынесшим первоначальное решение, но не исполняющим приговор. Правила особо подчеркивают, что замена первоначально назначенного наказания на наказание, связанное с лишением свободы, может быть осуществлена только при отсутствии других подходящих альтернативных мер. С учетом этого следует признать недостатком отечественной системы видов уголовных наказаний отсутствие действующих наказаний в виде ограничения свободы и ареста, так как при уклонении от отбывания наказаний, альтернативных лишению свободы, практически отсутствует возможность назначения иных мер, не связанных с лишением свободы5.

Информация о работе Преступления не связанные с лишением свободы