Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 11:18, курсовая работа
По оценкам специалистов, в США ежегодно потери от преступности корпораций превышают 200 млрд., а от компьютерных преступлений - 6 млрд. долл. В Великобритании компьютерные преступления обходятся в 2 млн. фунтов стерлингов в день Во Франции общий ущерб от экономических преступлений вдвое превышает совокупный бюджет МВД, юстиции и здравоохранения, ежегодные потери от неуплаты налогов составляют 60 млрд. франков, а в ФРГ - 16 млрд. марок. Кроме материального ущерба рассматриваемые преступления причиняют большой физический вред, связанный с нарушением техники безопасности и законов об охране здоровья, а также с выпуском недоброкачественных продуктов питания и медикаментов. Сотни тысяч людей гибнут, получают увечья, травмы, отравления, становятся нетрудоспособными. В России, например, в 1994 году от травм на производстве потеряли трудоспособность 300 тыс. и погибли 6770 человек, а в 1996 году - соответственно 360 тыс. и 7600.
Введение…………………………………………………………………………...2
Преступления в сфере иной экономической деятельности…………………....6
Заключение……………………………………………………………………….23
Литература……………
Для написания курсовой работы мною была выбрана данная тема так, как масштабы экономической преступности в мире сегодня таковы, что эта проблема стала предметом обсуждения многих международных организаций ООН. Была разработана структура экономических преступлений. Однако статистических данных о них в мире собрать не удается. ООН предпринимала такие попытки сбора данных о присвоении имущества, взяточничестве и мошенничестве, но они оказались очень неполными. Как отмечает известный исследователь проблем преступности В.В.Лунеев, единственный вывод, который можно по ним сделать, это сказать, что эти преступления в мире тоже растут.
По оценкам специалистов, в США ежегодно потери от преступности корпораций превышают 200 млрд., а от компьютерных преступлений - 6 млрд. долл. В Великобритании компьютерные преступления обходятся в 2 млн. фунтов стерлингов в день Во Франции общий ущерб от экономических преступлений вдвое превышает совокупный бюджет МВД, юстиции и здравоохранения, ежегодные потери от неуплаты налогов составляют 60 млрд. франков, а в ФРГ - 16 млрд. марок. Кроме материального ущерба рассматриваемые преступления причиняют большой физический вред, связанный с нарушением техники безопасности и законов об охране здоровья, а также с выпуском недоброкачественных продуктов питания и медикаментов. Сотни тысяч людей гибнут, получают увечья, травмы, отравления, становятся нетрудоспособными. В России, например, в 1994 году от травм на производстве потеряли трудоспособность 300 тыс. и погибли 6770 человек, а в 1996 году - соответственно 360 тыс. и 7600.
В качестве примера, иллюстрирующего состояние проблемы, приведем показательные данные по России.
Реформирование народного хозяйства без создания адекватного механизма контроля и защиты от противоправных посягательств создало благоприятные условия для роста экономической преступности. В результате в период перехода к рынку экономическая преступность в России стала более организованной и профессиональной. Резкое сокращение сфер легальной интеллектуальной деятельности в результате длительного сжатия государственного финансирования повысило интеллектуальный уровень противоправной деятельности, расширило сферу криминального применения современной техники и технологий. Интересы криминальной среды активно устремляются прежде всего в сферу экономики, где возникли и сохраняются практически неограниченные возможности для быстрого обогащения, безнаказанного паразитирования на издержках и трудностях экономической реформы. При этом значительная часть преступных посягательств экономической направленности не имеет непосредственных потерпевших - физических лиц и потому выявляется с трудом.
Всего в 2008 году по линии борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями выявлено 6585 преступлений, без учета фактов фальшивомонетничества - 4792.
В сравнении с 2007 годом количество выявленных преступлений уменьшилось на 445 (-6%), что обусловлено снижением уделяемого внимания выявлению преступлений, не представляющих большой общественной опасности: на 167 меньше выявлено служебных подлогов и 141 - нарушений порядка осуществления сделок с драгоценными металлами и камнями.
Почти половину из зарегистрированных в 2008 г. преступлений (без учета фальшивомонетничества) составляют факты хищений, из них:
*кражи - 149, в том числе в крупных и особо крупных размерах - 23;
*мошенничества-703,в том числе в крупных, особо крупных размерах- 369;
*хищения путем злоупотребления властью либо служебными полномочиями - 639, в том числе в крупных и особо крупных размерах - 256;
*присвоение либо растрата - 839, в том числе в крупных и особо крупных размерах - 90.
Рост числа выявленных хищений составил 3,3%. При этом по преступлениям, предусмотренным ст.210 УК достигнуто увеличение на 3,2%.
Выявлено 692 хищения в крупных и особо крупных размерах. Сумма ущерба по таким преступлениям существенно возросла - до 76,7 млрд. рублей против 51,5 млрд. рублей в 2007 г. По ряду уголовных дел суммы похищенного исчисляется сотнями тысяч долларов США.
Более половины из учтенных по линии службы БКиЭП преступлений (без учета фальшивомонетничества) содержат элементы коррупции. Всего в республике зарегистрировано 2735 коррупционных преступлений, из которых органами внутренних дел выявлено 81,4%. При снижении количества вывяленных коррупционных преступлений всеми остальными правоохранительными органами на 11,3%, для ОВД снижение по данному направлению в 2 раза меньше - 5,4%. Отрицательная динамика имеется по документированию фактов взяточничества (-10,7%, выявлено 743 преступления), положительная по вскрытию хищений (+4,9%, 627) и злоупотребления властью либо служебными полномочиями (+12,1%, 222).
Установленный ущерб на стадии возбуждения уголовных дел по фактам злоупотребления властью либо служебными полномочиями превысил 29 млрд. рублей.
Имеются определенные положительные результаты в борьбе со взяточничеством. Более четверти уголовных дел - по фактам получения (дачи) взяток на сумму более 1000 долларов США, в том числе 13% - более 5000 долларов США.
По оконченным уголовным делам о коррупционных и экономических преступлениях установлен материальный ущерб 86,6 млрд. рублей, который возмещен на сумму 18,1 млрд. рублей, наложен арест на имущество на сумму 18,1 млрд. рублей, всего обеспечено возмещение ущерба на 42%.
Экономическая преступность тормозит развитие производства, отвлекает инвестиционный капитал, подстегивает инфляцию, лишает госбюджет значительной части доходов, обостряет все существующие экономические проблемы и таким образом становится фактором мощного противодействия происходящим в России преобразованиям. Уже сегодня можно сделать вывод о том, что экономическая преступность близка к выходу на уровень, угрожающий национальной безопасности России.
Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК) предполагает должностное неупотребление в сфере регулирования государством предпринимательской деятельности.
Непосредственный объект преступления - общественные отношения, связанные государственным регулированием предпринимательской деятельности со стороны органов государственной и муниципальной власти. Дополнительный объект - право на свободу законной предпринимательской деятельности.
Объективная сторона преступления состоит в действиях, направленных на воспрепятствование законной предпринимательской деятельности. К таким действиям могут относится: а)неправомерный отказ от регистрации предпринимательской деятельности; б)уклонение от регистрации предпринимательской деятельности; в)неправомерный отказ в выдаче разрешения (лицензии) на осуществление предпринимательской деятельности; г)уклонение от выдачи разрешения (лицензии) на осуществление предпринимательской деятельности; д)ограничение прав и законных интересов предпринимательской деятельности; е)иное незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельности.
Неправомерный отказ предполагает отказ от регистрации или выдачи разрешения (лицензии) по надуманным основаниям или без объявления причин такого отказа, несмотря на представление предусмотренных документов и выполнения всех иных требований законодательства.
Уклонение от регистрации предполагает затягивание, отсрочку от регистрации в установленный срок или выдачи разрешения (лицензии) по надуманным основаниям или без объявления причин, несмотря на представление предусмотренных документов и выполнения всех иных требований законодательства.
Ограничение прав и законных интересов предпринимательской деятельности может выражаться в принятии нормативных документов, запретов или совершении иных действий, существенно усложняющих предпринимательскую деятельность или ставящие отдельных граждан - предпринимателей и предпринимательские структуры в неравное с другими аналогичными структурами положение.
Иное незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность предполагает установление необоснованных препятствий в производстве определенных товаров, продаже, покупке, обмене, приобретении сырья или оборудования, а также товаров, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку данный состав является специальным видом должностного злоупотребления, то обязательным признаком объективной стороны является использование должностным лицом своего служебного положения.
Состав является формальным и признается оконченным при совершении одного из указанных действий, препятствующих законной предпринимательской деятельности.
Субъект преступления - специальный, наряду с признаками общего объекта, наделённый компетенцией должностного лица государственного или муниципального органа власти.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознаёт, что, используя должностное положение препятствует законной предпринимательской деятельности и желает этого.
Квалифицированный состав (часть 2 статьи 169 УК) предполагает воспрепятствование законной предпринимательской деятельности: а) в нарушение вступившего в законную силу судебного акта; б) причинившего крупный ущерб. В первом случае речь идёт о невыполнении соответствующим должностным лицом судебного решения, вступившего в законную силу и значит появляется дополнительный объект - интересы осуществления правосудия. Во втором случае закон предполагает причинение крупного ущерба, размеры которого законом не предусмотрены. Если ориентироваться на положение примечания к статьям 171 и 172 УК, то причинение крупного ущерба может быть ущерб превышающий двести минимальных размеров оплаты труда.
В зависимости от конкретных обстоятельств статья 169 УК может применяться в совокупности со статьями 290 УК -получение взятки и 291 УК - дача взятки.
Регистрация незаконных сделок с землёй (ст. 170 УК) - должностные преступления в сфере государственного регулирования порядка землепользования.
Непосредственный объект преступления предполагает дезорганизацию отношений государственного регулирования землепользования. Должностное лицо, используя своё служебное положение вопреки интересам службы, осуществляет незаконные операции с землёй, чем наносит ущерб авторитету государственной или муниципальной власти - дополнительный объект.
Объективная сторона преступления характеризуется действиями по регистрации незаконных сделок с землёй, искажение учётных данных Государственного земельного Кадастра, занижения размеров платежей за землю.
Регистрация незаконных сделок с землёй предполагает оформление сделок с нарушением действующего земельного и гражданского законодательства, определяющих условия и порядок купли - продажи земли, либо её аренды. Квалификация таких действий предполагает установление в чём конкретно выражается незаконность сделки, какие нормы закона (земельного и гражданского) были нарушены. Уголовная ответственность наступает после регистрации таких незаконных сделок должностным лицом государственного или муниципального органа власти.
Искажение учетных данных Государственного земельного Кадастра предполагает включение в него ложных сведений о природном, хозяйственном, правовом положении земель, либо внесение исправлений, не отражающих реальное положение. Искажение таких данных может быть стадией приготовления к незаконной сделки с землёй или занижения размеров платежей за землю.
Занижение размеров платежей - это уменьшение платежей за землю, их несоответствие ставкам, утверждённым законодательством. Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы должностное лицо фактически незаконно уменьшило платежи и оформило это документально.
Субъект преступления - специальный, должностное лицо органа государственной или муниципальной власти, формами действий должностного лица, применительно к данному составу, могут выступать злоупотребление или превышение служебных полномочий.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что использует своё служебное положение для регистрации незаконной сделки с землёй и желает совершения таких действий. Мотивы общественно опасных действий могут быть корыстными или иной личной заинтересованности. Данный состав предполагает возможность квалификации по совокупности с составом получения взятки (ст. 290 УК).
Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК) предполагает осуществление предпринимательской деятельности в нарушение установленного порядка регистрации (лицензирования) или нарушением условий лицензирования.
Непосредственный объект преступления - общественные отношения, регулирующие порядок занятия предпринимательской деятельностью.
Объективная сторона преступления выражается в следующих действиях: а) осуществления предпринимательской деятельности без регистрации; б) осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда оно является обязательным; в) осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензирования.
Данный состав является материальным и предполагает совершение общественно опасного деяния, с общественно опасными последствиями в виде крупного ущерба (возможно причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), материального вреда гражданам, организациям, государству или извлечением дохода в крупном размере свыше двухсот минимальных размеров оплаты труда) и причинной связи между ними.
Субъектом преступления может быть лицо, наряду с признаками общего объекта, занимающееся предпринимательской деятельностью без регистрации или специального разрешения (лицензии). Заниматься предпринимательской деятельностью в соответствии с гражданским законодательством (ст. 21 ГК РФ) может лицо, достигшее 18-летнего возраста, с 16-летнего возраста лицо может заниматься предпринимательской деятельностью только с разрешения родителей, усыновителей или попечителей (ст. 27 ГК РФ).
Субъективная сторона преступления предполагает прямой или косвенный умысел. Виновный осознаёт, что незаконно занимается предпринимательской деятельностью, предвидит возможность или неизбежность причинения крупного ущерба гражданам, организациям, государству или извлекает доход в крупном размере, желает (прямой умысел) или сознательно допускает (косвенный умысел) наступления указанного ущерба.
Информация о работе Преступления в сфере иной экономической деятельности