Принципы деятельности прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:08, реферат

Описание работы

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров Республики Беларусь органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Содержание работы

Введение
1 Общие принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь
2 Принципы единства и централизации органов прокуратуры
3 Принцип законности. Осуществление прокурорами полномочий в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и другими законами
4 Принцип независимости в деятельности прокуратуры
5 Принцип равенства всех граждан перед законом
6 Принцип взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами в деле укрепления законности и правопорядка
7 Принцип гласности в деятельности органов прокуратуры
8 Принцип обязательности исполнения требований прокурора
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.71 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Общие принципы  организации и деятельности прокуратуры  Республики Беларусь

2 Принципы единства  и централизации органов прокуратуры

3 Принцип законности. Осуществление прокурорами полномочий  в соответствии с Конституцией  Республики Беларусь и другими  законами

4 Принцип независимости  в деятельности прокуратуры

5 Принцип равенства  всех граждан перед законом

6 Принцип взаимодействия  органов прокуратуры с другими  правоохранительными органами в  деле укрепления законности и  правопорядка

7 Принцип гласности  в деятельности органов прокуратуры

8 Принцип обязательности  исполнения требований прокурора

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Прокуратура –  это система государственных  органов, которые следят за соблюдением  законов прочими государственными органами, организациями, предприятиями  и простыми гражданами.

Прокуратура является одним из важнейших правоохранительных органов государства. Все органы прокуратуры подчиняются Генеральному прокурору Республики Беларусь.

В соответствии с  Конституцией Республики Беларусь на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным  исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов  министерствами и другими подведомственными  Совету Министров Республики Беларусь органами, местными представительными  и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными  объединениями, должностными лицами и  гражданами.

Прокурорский надзор, вся многогранная деятельность прокуратуры  Республики Беларусь являются важной гарантией защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц и  государства в целом.

В своей деятельности органы прокуратуры и должностные  лица руководствуются принципами закрепленными в Конституции Республики Беларусь и Законе «О прокуратуре».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Общие принципы организации и  деятельности прокуратуры Республики  Беларусь

Важным элементом  в деятельности органов прокуратуры  являются принципы положенные в основу организации и деятельности прокуратуры. Под принципами понимаются основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение прокурорской системы.

Принципы организации  и деятельности прокуратуры могут  быть классифицированы по различным  основаниям.

В зависимости от уровня их можно подразделить на два  вида:

1) конституционные;

2) отраслевые.

По предметной направленности:

1) общие (базовые);

2) индивидуальные (характерные только для прокуратуры).

Основные принципы организации и деятельности закреплены в ст. 126 Конституции Республики Беларусь и ст. 5 Закона о прокуратуре:

– принцип единства прокурорской системы;

– ее централизация  и как одно из проявлений – подчиненность  нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь. Ряд принципов имеют универсальный характер, так как на них базируется как организация построения системы органов прокуратуры, так и сама их деятельность. Некоторые же принципы носят характер специфический, будучи основанием либо организации построения системы органов прокуратуры, либо их деятельности.

Закрепленные в  Законе о прокуратуре принципы организации  и деятельности органов прокуратуры  носят общеобязательный характер. Чтобы  глубже понять назначение каждого из перечисленных выше принципов организации  и деятельности прокуратуры, необходимо подробнее остановиться на содержании каждого из них.

2 Принципы единства и централизации  органов прокуратуры

Принцип единства означает, что все территориальные  и специализированные прокуратуры, действующие в Республике Беларусь, составляют единую систему. Поэтому  создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в  единую систему прокуратуры Республики Беларусь, не допускаются.

Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере соответствующих  правовых отношений от имени Республики Беларусь в целом как единая система. В пределах своей компетенции  каждый прокурор наделен едиными  полномочиями и правовыми средствами их реализации. Так, любой прокурор, от районного до Генерального, вправе и обязан реагировать на выявленный незаконный правовой акт, принятый органом, на который распространяется его компетенция. Для устранения таких нарушений используются одни и те же правовые средства: внесение протеста, представления, вынесение постановлений, направление предписаний, объявление письменного официального предупреждения. Такие акты имеют одинаковую обязательную юридическую силу и подлежат исполнению соответствующими органами и должностными лицами.

Действие принципа единства проявляется также в  том, что вышестоящий прокурор может  поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных в законе.

Централизация системы  органов прокуратуры проявляется  в том, что нижестоящие прокуроры  подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Республики Беларусь. Прокуроры областей, города Минска и специализированных прокуратур назначаются на должность только Генеральным прокурором. Независимо от порядка назначения все прокуроры  освобождаются от должности Генеральным  прокурором, они подчинены ему  и подотчетны. Вышестоящие прокуроры  руководят деятельностью нижестоящих  прокуроров и осуществляют контроль за ней. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, которые издает

Генеральный прокурор по вопросам организации деятельности системы прокуратуры, обязательны  для исполнения всеми работниками  органов и учреждений прокуратуры.

Единоначалие в  деятельности органов прокуратуры  находит сочетание с коллегиальностью при принятии решений по актуальным проблемам прокурорской и следственной работы. Коллегия Генеральной прокуратуры  на своих заседаниях рассматривает  состояние работы по основным направлениям деятельности органов прокуратуры, обсуждает вопросы проверки исполнения, подбора, расстановки и воспитания кадров, проекты важнейших приказов и инструкций, заслушивает отчеты Белорусского военного прокурора, Белорусского транспортного прокурора, прокуроров областей, начальников управлений и  отделов Генеральной прокуратуры.

На заседании  также заслушиваются сообщения  и объяснения руководителей и  иных должностных лиц государственных  органов, иных юридических лиц и  граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, по вопросам исполнения законодательства. Персональный состав коллегии

Генеральной прокуратуры  Республики Беларусь утверждается Президентом  Республики Беларусь по представлению  Генерального прокурора.

Положение о коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается Президентом  Республики Беларусь.

В прокуратурах областей, города Минска и приравненных к ним  специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора, возглавляющего соответствующую прокуратуру (председатель), его заместителей и иных прокурорских работников. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором Республики Беларусь по представлению  соответствующего прокурора.

В случае необходимости  принятия решения по кардинальным вопросам, имеющим значение для всех органов  прокуратуры, проводятся расширенные  заседания коллегий Генеральной  прокуратуры с участием руководителей  нижестоящих прокуратур.

Единство и централизация  органов прокуратуры обеспечиваются исключительным правом Генерального прокурора  Республики Беларусь в пределах выделенной ему штатной численности и  фонда оплаты труда устанавливать  штат и структуру Генеральной  прокуратуры Республики Беларусь, а  также подчиненных ему прокуратур, определять их права и обязанности, разграничивать компетенцию органов  прокуратуры.

3 Принцип законности. Осуществление  прокурорами полномочий в соответствии  с Конституцией Республики Беларусь  и другими законами

При выполнении своих  полномочий по надзору за исполнением  законов прокуратура действует  на основе законности, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, другими законами страны.

Принцип законности заключается в том, что вся  деятельность прокуроров должна осуществляться на основе закона и в точном соответствии с ним, при строжайшем соблюдении всеми лицами, осуществляющими прокурорский надзор, правовых норм, регулирующих их деятельность и подлежащих применению в процессе осуществления прокурорского  надзора.

Законность как  принцип прокурорского надзора  означает, что все органы прокуратуры  осуществляют свои надзорные функции  в строгих рамках закона, соблюдая предусмотренные законом права  и интересы юридических и физических лиц. Осуществляя надзор за исполнением  законов, прокуроры могут действовать  только в пределах своих полномочий.

Принцип законности имеет особое значение для прокурорского  надзора. На прокурорский надзор возложена  обязанность следить за исполнением законов всеми юридическими и физическими лицами. Поэтому и сама прокуратура, выполняя эту функцию, обязана предельно точно и неукоснительно соблюдать законы.

Выполняя функцию  надзора, прокуратура действует  на основе законов, определяющих организацию  и порядок ее деятельности: Конституции  Республики Беларусь, Закона о прокуратуре, других законодательных актов Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 7 Конституции в Республике Беларусь устанавливается верховенство права. Государство, все его органы и  должностные лица действуют в  пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов  законодательства.

Это конституционное  предписание для органов прокуратуры  имеет особо актуальное значение: как блюстители законности в государстве  прокуроры не должны допускать произвола, нарушений или отступлений от закона. Этому подчинена прежде всего деятельность самого Генерального прокурора Республики Беларусь, который издает приказы и указания руководящего характера на основе и во исполнение закона. Это обеспечивает законность деятельности подчиненных прокуроров, которые руководствуются этими приказами и указаниями.

Принцип законности в деятельности нижестоящих прокуроров означает также, что каждый правовой акт, исходящий от них, каждое их процессуальное действие должны быть основаны на законе, исходить из его требований, выполняться  в тех формах, которые предусмотрены  законом.

Любой акт прокурора, противоречащий закону или приказам Генерального прокурора Республики Беларусь, подлежит отмене вышестоящим  прокурором или приведению его в  соответствие с требованиями закона и общими принципами деятельности прокуроров.

Особо строгие требования к законности прокурорского надзора  предъявляются в сфере уголовного судопроизводства. Любое нарушение  или отступление от закона в стадии предварительного следствия и дознания, судебного разбирательства уголовных  дел влечет за собой существенные нарушения или ограничения прав и законных интересов граждан: незаконные задержания и аресты, необоснованное привлечение граждан к уголовной  ответственности и т.д.

Прокурорам надлежит организовать надзор таким образом, чтобы исключить случаи незаконных задержаний, арестов, обысков, необоснованного  привлечения к уголовной ответственности. Каждый прокурор должен нести всю  полноту ответственности за законность принимаемых решений.

4 Принцип независимости в деятельности  прокуратуры

Принцип независимости  органов прокуратуры состоит  в том, что все свои функциональные решения и действия (по осуществлению  надзора, расследованию преступлений и др.) каждый прокурор и следователь  осуществляют только на основе закона, своего внутреннего убеждения и  материалов проверок и расследований, проведенных в соответствии с  требованиями полноты, всесторонности и объективности. Согласно ст. 8 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении  своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой  установленную законодательными актами ответственность. Деятельность прокуратуры  осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим  прокурорам, в том числе Генеральному прокурору Республики Беларусь. Прокурорские работники не могут быть членами  политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Воздействие в какой-либо форме органов государственной  власти, органов местного самоуправлении, политических партий, общественных объединений  или их представителей на прокурора  или следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения или  воспрепятствовать его деятельности недопустимо и влечет установленную  законом ответственность.

Воздействие на прокуроров и следователей на практике может  осуществляться в различных формах: от завуалированных до открытых –  через средства массовой информации (путем инспирированных заказных публикаций) и вплоть до угроз и  реальных мер физического воздействии (побоев, анонимных и прямых угроз  и др.). Поэтому государство осуществляет специальные меры по защите прокуроров и следователей. Порядок, основания и условия их государственной защиты определяются Законом Республики Беларусь от 12 декабря 1999 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Законом о прокуратуре (ст. 67). В органах прокуратуры созданы также инспекция поличному составу, отдел, обеспечивающий средствами личной безопасности.

Информация о работе Принципы деятельности прокуратуры