Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:08, реферат
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров Республики Беларусь органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Введение
1 Общие принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь
2 Принципы единства и централизации органов прокуратуры
3 Принцип законности. Осуществление прокурорами полномочий в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и другими законами
4 Принцип независимости в деятельности прокуратуры
5 Принцип равенства всех граждан перед законом
6 Принцип взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами в деле укрепления законности и правопорядка
7 Принцип гласности в деятельности органов прокуратуры
8 Принцип обязательности исполнения требований прокурора
Заключение
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Общие принципы
организации и деятельности
2 Принципы единства
и централизации органов
3 Принцип законности.
Осуществление прокурорами
4 Принцип независимости в деятельности прокуратуры
5 Принцип равенства всех граждан перед законом
6 Принцип взаимодействия
органов прокуратуры с другими
правоохранительными органами
7 Принцип гласности
в деятельности органов
8 Принцип обязательности
исполнения требований
Заключение
Список использованных источников
Введение
Прокуратура –
это система государственных
органов, которые следят за соблюдением
законов прочими
Прокуратура является
одним из важнейших правоохранительных
органов государства. Все органы
прокуратуры подчиняются
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров Республики Беларусь органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Прокурорский надзор, вся многогранная деятельность прокуратуры Республики Беларусь являются важной гарантией защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц и государства в целом.
В своей деятельности органы прокуратуры и должностные лица руководствуются принципами закрепленными в Конституции Республики Беларусь и Законе «О прокуратуре».
1
Общие принципы организации и
деятельности прокуратуры
Важным элементом в деятельности органов прокуратуры являются принципы положенные в основу организации и деятельности прокуратуры. Под принципами понимаются основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение прокурорской системы.
Принципы организации и деятельности прокуратуры могут быть классифицированы по различным основаниям.
В зависимости от уровня их можно подразделить на два вида:
1) конституционные;
2) отраслевые.
По предметной направленности:
1) общие (базовые);
2) индивидуальные
(характерные только для
Основные принципы организации и деятельности закреплены в ст. 126 Конституции Республики Беларусь и ст. 5 Закона о прокуратуре:
– принцип единства прокурорской системы;
– ее централизация и как одно из проявлений – подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь. Ряд принципов имеют универсальный характер, так как на них базируется как организация построения системы органов прокуратуры, так и сама их деятельность. Некоторые же принципы носят характер специфический, будучи основанием либо организации построения системы органов прокуратуры, либо их деятельности.
Закрепленные в Законе о прокуратуре принципы организации и деятельности органов прокуратуры носят общеобязательный характер. Чтобы глубже понять назначение каждого из перечисленных выше принципов организации и деятельности прокуратуры, необходимо подробнее остановиться на содержании каждого из них.
2
Принципы единства и
Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие в Республике Беларусь, составляют единую систему. Поэтому создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Республики Беларусь, не допускаются.
Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере соответствующих правовых отношений от имени Республики Беларусь в целом как единая система. В пределах своей компетенции каждый прокурор наделен едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации. Так, любой прокурор, от районного до Генерального, вправе и обязан реагировать на выявленный незаконный правовой акт, принятый органом, на который распространяется его компетенция. Для устранения таких нарушений используются одни и те же правовые средства: внесение протеста, представления, вынесение постановлений, направление предписаний, объявление письменного официального предупреждения. Такие акты имеют одинаковую обязательную юридическую силу и подлежат исполнению соответствующими органами и должностными лицами.
Действие принципа единства проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных в законе.
Централизация системы
органов прокуратуры
Генеральный прокурор по вопросам организации деятельности системы прокуратуры, обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры.
Единоначалие в
деятельности органов прокуратуры
находит сочетание с
На заседании
также заслушиваются сообщения
и объяснения руководителей и
иных должностных лиц
Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора.
Положение о коллегии
Генеральной прокуратуры
В прокуратурах областей, города Минска и приравненных к ним специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора, возглавляющего соответствующую прокуратуру (председатель), его заместителей и иных прокурорских работников. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором Республики Беларусь по представлению соответствующего прокурора.
В случае необходимости принятия решения по кардинальным вопросам, имеющим значение для всех органов прокуратуры, проводятся расширенные заседания коллегий Генеральной прокуратуры с участием руководителей нижестоящих прокуратур.
Единство и централизация
органов прокуратуры
3
Принцип законности. Осуществление
прокурорами полномочий в
При выполнении своих полномочий по надзору за исполнением законов прокуратура действует на основе законности, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, другими законами страны.
Принцип законности заключается в том, что вся деятельность прокуроров должна осуществляться на основе закона и в точном соответствии с ним, при строжайшем соблюдении всеми лицами, осуществляющими прокурорский надзор, правовых норм, регулирующих их деятельность и подлежащих применению в процессе осуществления прокурорского надзора.
Законность как принцип прокурорского надзора означает, что все органы прокуратуры осуществляют свои надзорные функции в строгих рамках закона, соблюдая предусмотренные законом права и интересы юридических и физических лиц. Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры могут действовать только в пределах своих полномочий.
Принцип законности имеет особое значение для прокурорского надзора. На прокурорский надзор возложена обязанность следить за исполнением законов всеми юридическими и физическими лицами. Поэтому и сама прокуратура, выполняя эту функцию, обязана предельно точно и неукоснительно соблюдать законы.
Выполняя функцию
надзора, прокуратура действует
на основе законов, определяющих организацию
и порядок ее деятельности: Конституции
Республики Беларусь, Закона о прокуратуре,
других законодательных актов
В соответствии со ст. 7 Конституции в Республике Беларусь устанавливается верховенство права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.
Это конституционное
предписание для органов
Принцип законности в деятельности нижестоящих прокуроров означает также, что каждый правовой акт, исходящий от них, каждое их процессуальное действие должны быть основаны на законе, исходить из его требований, выполняться в тех формах, которые предусмотрены законом.
Любой акт прокурора, противоречащий закону или приказам Генерального прокурора Республики Беларусь, подлежит отмене вышестоящим прокурором или приведению его в соответствие с требованиями закона и общими принципами деятельности прокуроров.
Особо строгие требования
к законности прокурорского надзора
предъявляются в сфере
Прокурорам надлежит
организовать надзор таким образом,
чтобы исключить случаи незаконных
задержаний, арестов, обысков, необоснованного
привлечения к уголовной
4
Принцип независимости в
Принцип независимости
органов прокуратуры состоит
в том, что все свои функциональные
решения и действия (по осуществлению
надзора, расследованию преступлений
и др.) каждый прокурор и следователь
осуществляют только на основе закона,
своего внутреннего убеждения и
материалов проверок и расследований,
проведенных в соответствии с
требованиями полноты, всесторонности
и объективности. Согласно ст. 8 Закона
о прокуратуре прокурор при осуществлении
своих полномочий независим. Какое-либо
вмешательство в его
Воздействие в какой-либо
форме органов государственной
власти, органов местного самоуправлении,
политических партий, общественных объединений
или их представителей на прокурора
или следователя с целью
Воздействие на прокуроров
и следователей на практике может
осуществляться в различных формах:
от завуалированных до открытых –
через средства массовой информации
(путем инспирированных