Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:08, реферат
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров Республики Беларусь органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Введение
1 Общие принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь
2 Принципы единства и централизации органов прокуратуры
3 Принцип законности. Осуществление прокурорами полномочий в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и другими законами
4 Принцип независимости в деятельности прокуратуры
5 Принцип равенства всех граждан перед законом
6 Принцип взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами в деле укрепления законности и правопорядка
7 Принцип гласности в деятельности органов прокуратуры
8 Принцип обязательности исполнения требований прокурора
Заключение
Список использованных источников
Генеральный прокурор Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях коллегий министерств, государственных комитетов. На заседаниях коллегий Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, прокуратур областей, военной и транспортной прокуратур могут быть также заслушаны сообщения и объяснения руководителей министерств, государственных комитетов, других органов государственного управления, надзора и контроля, предприятий, учреждений, организаций о состоянии законности в подконтрольных и подведомственных организациях.
Взаимодействуя
с хозяйственными судами и юридическими
службами субъектов хозяйствования,
органы прокуратуры эффективнее
вскрывают и устраняют
Эффективны проверки,
проводимые прокурорами совместно
со специализированными органами контроля
и надзора за соблюдением трудового
законодательства о соблюдении законов
о труде и охране труда на промышленных
предприятиях и строительных объектах,
в учреждениях, организациях. Прокурорами
и специалистами отделов
7
Принцип гласности в
Принцип гласности в действующем Законе о прокуратуре закреплен следующим образом: прокурорский работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также законодательства о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны. Не допускаются разглашение прокурорским работником сведений, относящихся к личной жизни гражданина, унижающих его честь и достоинство или способных причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, могущих причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательными актами. Гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или организация, полагающие, что решением (действиями) прокурора ущемлены их права или законные интересы, вправе обжаловать его (их) вышестоящему прокурору и (или) в суд.
Важность принципа гласности определяется тем, что его реализация способствует информированности органов государственной власти и общества о состоянии законности и правопорядка в стране, повышению правосознания населения и, в конечном счете, укреплению законности. Последнее имеет важное значение для самой прокуратуры. Отчетность прокуратуры о проделанной работе по укреплению законности в целом, доступность информации о работе прокуратуры по конкретным уголовным и гражданским делам, размещение материалов о преступлениях и правонарушениях в средствах массовой информации способствуют недопущению нарушений законности в работе самой прокуратуры.
Реализация принципа
гласности обеспечивается созданием
в Генеральной прокуратуре
Анализ деятельности
органов прокуратуры в прошлые
годы показывает, какой вред приносила
«засекреченность» в
Принцип гласности означает открытость и доступность информации о деятельности органов прокуратуры для граждан, средств массовой информации. Посредством его реализации общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан, недостатках в этой работе и, как следствие, — позволяет им обращаться в органы прокуратуры. При этом и граждане, и средства массовой информации сообщают органам прокуратуры об известных им фактах правонарушений. В результате этого последовательное соблюдение принципа гласности активно работает на процесс укрепления законности.
Однако не вся
информация о работе прокуратуры
может быть предана гласности. Нормативное
ограничение принципа гласности
в деятельности органов прокуратуры
определяется конституционными требованиями,
а также нормами
Беларусь каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.
Указом Президента
Республики Беларусь от 12 апреля 2004 г.
№ 186 утвержден Перечень сведений, составляющих
государственную тайну
Приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 1 июня 2006 г. № 9 (с изм. от 12 февраля 2007 г.) утвержден Перечень сведений, относящихся к служебной информации ограниченного распространения, которым должны руководствоваться в своей деятельности все работники органов Прокуратуры Республики Беларусь.
Этот Перечень должен
применяться совместно с
Не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения:
– описание структуры прокуратуры республики, ее функций, направлений и форм деятельности, а также адреса нижестоящих прокуратур;
– порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан и юридических лиц;
– решения по обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренные в установленном порядке;
– сведения о нарушениях
законности, неправомерности действий
или бездействии
Практика подтверждает, что нередко на «волне гласности» средства массовой информации разглашают обстоятельства совершенного преступления, имеющие важное доказательственное значение, в связи с чем этих доказательств впоследствии органы предварительного следствия лишаются.
С принятием Закона от 9 июля 1999 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в Республике Беларусь» (с изм. и доп.) была легализирована деятельность органов внутренних дел и общественной безопасности и снят покров таинственности с этой деятельности органов внутренних дел. Возникает вопрос, какую информацию о ходе и результатах применения различного рода оперативно-розыскных мероприятий можно предать гласности. В этой связи прокурорам и следователям, использующим результаты оперативно-розыскной деятельности, необходимо руководствоваться приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 3 мая 2006 г. № 7 «Об организации надзора за исполнением Закона «Об оперативно- розыскной деятельности», согласно которому прокурор при санкционировании указанных мероприятий принимает меры по сохранению государственной и служебной тайны и несет установленную законом ответственность за разглашение известных ему сведений.
На практике в
каждой прокуратуре персонально
определены должностные лица, осуществляющие
надзор за законностью производимых
оперативно-розыскных
Такое исключение из общего правила одного из важнейших принципов преследует цель способствовать успешному и быстрому расследованию и раскрытию преступлений, установлению истины по делу и сохранению в неизменности установленных по уголовным делам доказательств.
Следует отметить, что в производстве органов расследования находится определенная категория уголовных дел, так или иначе связанных с государственной тайной. Расследование по таким делам осуществляется в порядке секретного производства, а их рассмотрение происходит в закрытых судебных заседаниях.
Согласно ч. 2 ст.
23 Уголовно-процессуального
В соответствии с ч. 4 ст. 23 УПК по делам, рассмотренным в закрытом судебном заседании, публично оглашается только резолютивная часть приговора, определения, постановления суда.
Сведения, составляющие
государственную тайну и
Генеральный прокурор 2–3 раза в месяц докладывает Президенту Республики Беларусь о работе органов прокуратуры по главным направлениям ее деятельности, о состоянии законности, о проведенных и проводимых прокурорских проверках в различных отраслях экономики, министерствах, на конкретных предприятиях республиканского значения, о ходе расследования уголовных дел особой категории, имеющих широкий резонанс в стране и за рубежом. Доклады Генерального прокурора Президенту страны каждый раз транслируются по Первому каналу национального телевидения.
Положительный опыт работы Генерального прокурора был распространен на нижестоящих прокуроров, что полностью отвечает требованиям Закона о прокуратуре.
В настоящее время
прокуроры выступают с
Проводя в жизнь принцип гласности, работники прокуратуры Республики Беларусь тем самым способствуют воспитанию у граждан честного отношения к труду, уважения к законам и правилам общежития, соблюдению норм морали и нравственности.
8
Принцип обязательности
Согласно ст. 10 Закона
о прокуратуре требования прокурора,
вытекающие из его полномочий и предъявленные
в соответствии с законодательными
актами, подлежат исполнению в установленный
срок всеми организациями, должностными
лицами и иными гражданами, в том
числе индивидуальными
Должностные лица и иные граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, по постановлению прокурора доставляются органами внутренних дел в принудительном порядке.
Лицам, вызываемым
в рабочее время в органы прокуратуры,
в случаях, предусмотренных п. 2 ст.
10 Закона о прокуратуре и