Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 17:57, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить существующие и используемые уголовно-правовые меры борьбы с компьютерными преступлениями, определить их недостатки и привести предложения по совершенствованию этих мер.
Задачи курсовой работы:
определить понятие и дать характеристику компьютерного преступления;
пояснить важность исследуемой темы для общества в целом и российского - в частности;
определить природу киберпреступлений и изучить способы борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации и соответствующую уголовную ответственность;
выявить проблемы и пути совершенствования отечественной правоприменительной практики в области компьютерных преступлений, основываясь в том числе на международной уголовной правоприменительной практике.
Введение 3
Глава I. Киберпреступления 6
1.1. Общая характеристика и история 6
1.2. Влияние киберпреступлений на общественные отношения и современные тенденции. 8
1.3. Сущность и классификация киберпреступлений 12
Глава II. Правовые основы борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации и уголовная ответственность за киберпреступления. 19
2.1. Обзор и характеристика статей главы 28 УК РФ. 19
2.2. Мировая практика правовой борьбы с киберпреступлениями. Международное сотрудничество. 23
Глава III. Проблемы и пути совершенствования отечественной правоприменительной практики в области компьютерных преступлений. 27
3.1. Общие проблемы правового регулирования главы 28 Уголовного кодекса РФ. Оценка достаточности изменений, внесенных в главу Федеральным законом от 07 декабря 2011г. 27
3.2. Проблемы при квалификации преступлений по статьям главы 28 УК РФ на примере DoS-атак. 29
3.3. Пути совершенствования отечественной правоприменительной практики в области компьютерных преступлений. 32
Заключение 37
Библиографический список 40
Среди современных ученых, представителей ветвей власти, юристов существует несколько точек зрения и подходок к необходимости изменения уголовного законодательства в сфере киберпреступлений. Некоторые подходы схожи между собой, а некоторые являются кардинально противоположными. Ниже коротко представлю 4 наиболее интересных из них и отражающие «картинку» о современных взглядах на необходимость изменений в общем.
ВАРИАНТ 1. Начну с подхода, предлагающего не вносить изменения в гл. 28 УК, а добавить необходимые квалифицирующие признаки, касающиеся киберпреступлений, в другие статьи УК, по соответствующим преступлениям.
Например, Чекунов И.Г. предлагает20 внести в Уголовный кодекс РФ следующие изменения и дополнения:
1) ч. 2 ст. 158 УК РФ ("Кража") дополнить следующим квалифицирующим признаком:
"д) с несанкционированным
доступом к компьютерной
2) ч. 2 ст. 159 УК РФ ("Мошенничество") изложить в следующей редакции:
"2. Мошенничество, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) с несанкционированным
доступом к компьютерной системе
и информационно-
в) с причинением значительного ущерба гражданину, - далее по тексту";
3) ч. 2 ст. 163 УК РФ ("Вымогательство") дополнить следующим квалифицирующим признаком:
"д) с несанкционированным
доступом к компьютерной
4) ч. 2 ст. 205 УК РФ ("Террористический акт") дополнить следующим квалифицирующим признаком:
"г) с несанкционированным
доступом в компьютерные
5) дополнить ст. 242.1 ("Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних") третьей частью:
"3. Изготовление и
оборот материалов или
- наказываются лишением свободы на срок до восьми лет с конфискацией средств совершения преступления".
ВАРИАНТ 2. Другим подходом к актуализации УК являются предложения, касающиеся максимального расширения и детализации гл.28. В том числе введение терминологии и расширения понятия «компьютерные преступления» до более широкого «киберпреступления». (частично этот вопрос я уже затрагивал в разделе 1.1. курсовой работы). Например, эксперты международной компании Group-IB для усиления противодействия организованной компьютерной преступности со стороны российских правоохранительной и судебной систем предлагают21целый комплекс мер, таких как:
А) Внесение понятия «цифровые доказательства», описание процедуры и процессуальных действий, связанных с их получением, закреплением, исследованием и др.
Б) Выделение в отдельное определение места совершения преступления в сфере компьютерной информации и установление определенного места расследования данного вида преступлений.
ВАРИАНТ 3. Следующий подход к необходимости проведения изменений в УК является кардинальным.
Как я уже писал в
разделе 3.2. курсовой работы, преступления
в сфере компьютерной информации
редко встречаются в
В этой связи некоторыми авторами высказываются предложения о необходимости исключения ст. ст. 272 - 274 из системы норм УК РФ как вносящих избыточность в действующее уголовное законодательство. Например, по мнению22 С.Ю. Бытко, внедрение компьютерных технологий не создает новых общественных отношений, а следовательно, не порождает новых объектов уголовно-правовой охраны. Автор пишет, что вглаве 28 УК РФ отражена возобладавшая позиция о самостоятельном характере информационных отношений в массиве всех общественных отношений. В то же время незначительное количество зарегистрированных уголовных дел о преступлениях в сфере компьютерной информации свидетельствует о нежизнеспособности выбранной концепции и необходимости возврата к прежним представлениям, согласно которым процессы передачи и обмена информации выступают в качестве вспомогательных и не могут претендовать на роль самостоятельных общественных отношений.
На мой взгляд такая позиция имеет право на существование только в случае реализации продуманных изменений, рассмотренных в ВАРИАНТЕ 1 настоящего раздела курсовой и только в случае, когда мы говорим именно о «собственно компьютерных преступления» и не хотим расширять это понятие до «киберпреступлений».
Также нельзя забывать о том, что нормы главы 28 УК имеют важное превентивное значение и позволяют привлекать к уголовной ответственности лиц, пытающихся совершить с использованием, например, компьютерных сетей другие более тяжкие преступления. В частности, органам расследования не всегда удается доказать факт создания вредоносной программы с целью совершения, например, мошенничества. Если ст. 273 УК РФ будет исключена, то в этом случае преступник избежит уголовного наказания. Таком образом, отмеченная норма и другие нормы главы 28 УК РФ позволяют пресекать различные виды преступной деятельности на более ранней стадии, т.е. на стадии подготовки к совершению более тяжких преступлений. Более того, целый ряд общественно опасных деяний, совершаемых с использованием компьютерных сетей, не подпадает под действие каких-либо других норм УК РФ, кроме норм главы 28 УК РФ.
ВАРИАНТ 4. Последний подход, который я представляю в данном разделе, пересекается с моей позицией о необходимости расширения ответственности именно за «киберпреступления».
В 28-й главе УК РФ используется
общий для УК подход, при котором
в основу классификации преступлений
положена их объективная сторона. Угрозы
компьютерной информации рассматриваются
не с точки зрения её свойств, которые
нарушаются в результате неправомерных
действий (бездействия), а с точки
зрения самих этих действий. Однако
исчерпывающе указать перечень действий,
угрожающих правоотношениям в сфере
компьютерной информации достаточно затруднительно,
тем более в условиях непрерывного
развития информационных технологий,
средств и способов обработки
данных и доступа к ним. Практически
невозможно составить и исчерпывающий
перечень общественно-опасных
Так, например, формально чтение информации с экрана монитора не попадает ни под одно из перечисленных выше понятий (уничтожение, блокирование, копирование, модификация), однако, нарушает права владельца информации (например, если эта информация составляет личную или коммерческую тайну)23.
В этой связи Амелин Р.В. предлагает24 использовать подход, устанавливающий уголовную ответственность за нарушение конфиденциальности, целостности и доступности информации (с учетом равной значимости всех трех свойств ответственность могла бы быть единой), независимо от способа совершения преступления. Отдельные способы, такие как создание или распространение вредоносных программ, в силу их особой общественной опасности могли бы выступить в качестве квалифицирующего признака. Такой подход, предполагает Амелин, гарантированно закрыл бы «дыры» в законодательстве, поскольку угрозы компьютерной информации исчерпываются тремя названными свойствами.
Заключение
Подробно изучая тему компьютерный преступлений и предусмотренные действующим законом уголовно-правовых способов борьбы с ней, на ум периодически приходила аналогия с ситуацией, когда суперсовременный автомобиль пытаются чинить старым «дедушкиным» разводным ключом. Иногда получается, чаще – нет. А в подавляющем большинстве случаем – решают просто не соваться.
Глава 28 УК является самой маленькой среди остальных, в то время как все больше экспертов в области информационной безопасности бьют тревогу из-за лавинообразного роста киберпреступлений в обществе и даже пророчат киберпреступлениям в недалеком будущем статус угрозы номер один для бизнеса.
7 декабря 2011 г. законодатель
внес изменения Федеральным
Современное российское уголовное законодательство не содержит нормы, которые принципиально решали бы вопрос уголовной ответственности за «киберпреступления». Наличие трех статей в главе 28 УК РФ не только является не достаточным правовым инструментом в решении существующих задач, но создает проблемы для правоприменителей.
Новые формулировки глав статьи 28 УК, как и прежние, продолжают оставаться расплывчатыми, «резиновыми» для квалификации компьютерных преступлений. Зарубежные страны давно уже расширили свое законодательство (именно законодательство, не говоря уже о правоприменительной практике) в отношении преступлений в рассматриваемой сфере.
Европейские уголовно-правовые нормы, определяющие ответственность за совершение киберпреступлений существенно отличаются не только детализацией и качеством проработки, но и принципами: объективная сторона преступления представлена формальным составом; нормы имеют специальный, а не общий характер, как в российском уголовном законе. Эти два существенных отличия позволяют уголовным законам европейских стран лучше исполнять регулятивную, охранительную и воспитательную функции; сужает многовариантный диапазон решений при выборе квалификации преступного деяния. Однако специальный характер норм обязывает законодательные органы соответствующих стран постоянно держать руку на пульсе прогресса в ИТ сфере и оперативно вносить изменения в статьи, касающиеся ответственности за киберпреступления.
Однако я не считаю европейский путь развития уголовного законодательства в сфере ИТ единственно правильным и обязательным для внедрения в России. Каждый из рассмотренных мной в разделе 3.3. курсовой работы путей совершенствования правоприменительной практики и способов противодействия киберпреступности в каком-либо виде имеет право на жизнь. Более того - являются рациональным и обоснованным. Однако полагаю, что решение проблем, связанных с «дырками» в законе, проблем, возникающих при квалификации киберпреступлений, проблем отсутствия практической базы и других околокомпьютерных проблем уголовного права возможно при реализации некоторого «микса» тех мер, которые были рассмотрены моей курсовой работой. Здесь и необходимость внесение в законодательную базу дополнительного понятийного аппарата связанного с вопросами информационной безопасности и информационных технологий, и ужесточение санкции за совершенные преступления с использованием компьютерных технологий, и организация программ повышения квалификации для судебных, прокурорских, следственных и правоохранительных органов, и, конечно, необходимость легитимного международного сотрудничества.
Информация о работе Проблемы государственной защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству