Таким образом, я делаю вывод
о том, что формирование процессуальной
независимости и самостоятельности следователя
прошло непростой путь, многое менялось,
существовало немало противоречий. Но,
анализируя правовую обеспеченность процессуальной
самостоятельности следователя в различные
временные периоды, я прихожу к выводу
о том, что наиболее самостоятелен следователь
был лишь во времена советского уголовного
судопроизводства. Что касается процессуальной
самостоятельности следователя в условиях
современного уголовного судопроизводства,
то, на мой взгляд, она существует только
формально, так как находится в "плену"
ведомственных интересов.
- Органы дознания:
понятие, виды, компетенция.
Понятие «Орган дознания» прошло
правовую эволюцию, в ходе которой в него
вкладывался различный смысл и сущность.
Хотя нормативного определения законодателем
не давалось вплоть до 2002 года, правовую
природу данного понятия можно выяснить
из термина «дознание».
Дознание впервые появилось
в 1864 году в Судебных уставах уголовного
судопроизводства. Фактически под дознанием
понималась первоначальная проверка информации
о преступлении, проводимая полицией.
Авторы Устава уголовного судопроизводства,
при определении сущности дознания исходили
из этимологического происхождения данного
слова, которое в то время означало допытываться,
узнавать, разыскивать, удостоверяться
в чем-либо Даль В.И. Толковый словарь живого
великорусского языка. М., 1978. Т.1. С.454..
Таким образом, в период дореволюционного
судопроизводства сущность дознания заключалась
в том, чтобы путем расспросов и наблюдений
как гласных, так и негласных, досконально
установить и проверить данные о преступлении
или проступке до начала процессуальной
деятельности следователем, а сами результаты
такой деятельности не имели доказательственного
значения в судебных органах.
После революции термином «дознание»
стали обозначать иную форму деятельности,
а именно деятельность органа дознания
по расследованию преступлений. Первый
советский уголовно-процессуальный кодекс
РСФСР УПК РСФСР 1922. содержал развернутую
систему процессуальных норм, подробно
регламентирующих деятельность органов
дознания по расследованию преступлений,
что придало этой деятельности процессуальный
характер.
Данное законодательное положение
находит свое дальнейшее развитие и в
уголовно-процессуальном кодексе 1960 года.
Таким образом, под термином «дознание»
стали понимать совокупность двух видов
уголовно-процессуальной деятельности,
присущие органами дознания. Первое направление
- это расследование преступлений, отнесенных
к подследственности органов дознания
в полном объеме. Второе направление -
это начало расследования и производство
неотложных следственных действий по
преступлениям, подследственных следователю.
Первое направление в науке уголовного
процесса получило название - полное дознание,
а второе направление именовалось как
усеченное дознание, поскольку рассматривалось
учеными как «первоначальный этап расследования
уголовного дела», как «этап, предшествующий
следствию», «подсобный ему» и обеспечивающий
для него первичный материал» Дознание
в органах внутренних дел. Учебное пособие.
- М.: Издательство «Щит-М», 2004..
В Уголовно-процессуальном
кодексе 2002 года впервые на законодательном
уровне было закреплено понятие «дознание».
Так пункт 8 ст. 5 УПК РФ определяет сущность
дознания - как форму предварительного
расследования, осуществляемого дознавателем
(следователем) по уголовному делу, по
которому производство предварительного
следствия необязательно.
Так же впервые дается определение
«органа дознания» - государственные органы
и должностные лица, уполномоченные в
соответствии настоящим Кодексом осуществлять
дознание и другие процессуальные полномочия
УПК РФ 2002. Ст.8 п.24..
В ст. 40 УПК РФ законодатель
дал перечень тех государственных учреждений
и должностных лиц, которые вправе обладать
статусом органа дознания как участника
уголовного судопроизводства.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК
РФ к органам дознания относятся: органы
внутренних дел РФ, а также иные органы
исполнительной власти, наделенные в соответствии
с федеральным законом полномочиями по
осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
Таким образом, оперативные
подразделения указанных правоохранительных
органов наряду с органами внутренних
дел являются органами дознания, когда
возникает необходимость осуществления
уголовно-процессуальной деятельности.
Кроме перечисленных государственных
органов статусом органа дознания также
обладают:
- на основании п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК
РФ - Главный судебный пристав РФ, главный
военный судебный пристав, главный судебный
пристав субъекта РФ, их заместители, старший
судебный пристав, старший военный судебный
пристав, а также старшие судебные приставы
Конституционного Суда РФ, Верховного
Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ;
- на основании п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК
РФ - командиры воинских частей, соединений,
начальники военных учреждений или гарнизонов;
- на основании п. 4 ч. 1 ст. 40 УПК
РФ - органы Государственной противопожарной
службы.
Процессуальная деятельность
может осуществляться также:
1) капитанами морских
и речных судов; находящихся в
дальнем плавании, -- по уголовным делам
о преступлениях, совершенных на данных
судах;
2) руководителями геологоразведочных
партий и зимовок, удаленных от
мест расположения органов дознания,
указанных в части первой настоящей
статьи, -- по уголовным делам о преступлениях,
совершенных по месту нахождения данных
партий и зимовок;
3) главами дипломатических
представительств и консульских
учреждений Российской Федерации
-- по уголовным делам о преступлениях,
совершённых в пределах территорий данных
представительств и учреждений.
Объем процессуальных полномочий
данных органов ограничивается лишь деятельностью
по проверке заявлений (сообщений) о преступлениях,
возбуждением уголовного дела и выполнением
неотложных следственных действий. Поскольку
эти органы не вправе осуществлять дознание,
то и отнесение их к органам дознания,
несмотря на наименование ст. 40 УПК, не
вполне логично Победкин А.В., Яшин В.Н.
Уголовный процесс: Учебник / Под ред. В.Н.
Григорьева. - М., 2004.С.70..
Следует иметь в виду, что государственные
учреждения и должностные лица, перечисленные
в ст. 40 УПК РФ были созданы государством
для решения более непосредственных для
них задач в самых разнообразных сферах
государственной жизни: административной,
хозяйственной, оборонной и иных. Так,
например, для органов внутренних дел
основная задача - это охрана общественного
порядка, для ФСБ - охрана государственного
строя и суверенитета государства.
Естественно, что, осуществляя
эти непосредственные задачи, ведомства
и должностные лица действуют за пределами
уголовного судопроизводства и, конечно
же, не в качестве органов дознания. Вместе
с тем при наличии определенных предпосылок,
они вправе осуществлять и уголовно-процессуальную
деятельность в качестве органов дознания.
Под термином «орган дознания»
следует понимать систему государственных
учреждений и должностных лиц, уполномоченных
законодателем осуществлять уголовно-процессуальную
деятельность, отнесенную к их компетенции.
В таком аспекте понятие «орган дознания»
содержит важное положение. Суть его состоит
в том, что государственные органы и должностные
лица, указанные в ст. 40 УПК РФ, следует
рассматривать в качестве органов дознания
лишь в том случае, когда они начинают
осуществлять процессуальную деятельность
в сфере уголовного судопроизводства,
действуют в порядке и формах, установленных
уголовно-процессуальном законом.
Следовательно, наиболее предпочтительным,
на мой взгляд, представляется следующее
определение рассматриваемого термина
- «Орган дознания» следует понимать как процессуальный
статус одного из участников уголовного
судопроизводства со стороны обвинения,
которым наделяются государственные учреждения
и должностные лица, указанные в ч. 1 ст.
40 УПК РФ Дознание в органах внутренних
дел. Учебное пособие. - М.: Издательство
«Щит-М», 2004. - с.7.
Для обладания статусом «орган
дознания» необходима совокупность определенных
юридических предпосылок:
- создание государственных
органов управления в установленном законом
порядке;
- назначение лица на должность
руководителя того государственного органа,
который упомянут законодателем в ст.
40 УПК РФ;
- наделение органа или должностного
лица уголовно-
процессуальными полномочиями путем включения
их законодателем в перечень органов дознания;
- наличие юридического факта,
ознаменовавшего начало уголовно-процессуальной
деятельности.
- только при совокупности этих
предпосылок ведомство или должностное
лицо, указанные в ст. 40 УПК РФ, приобретают
статус органа дознания, а при их отсутствии
- это не органы дознания, а органы внутренних
дел, федеральная служба безопасности,
министерство юстиции и т.д.
Анализ ст. 40, 151 УПК РФ показывает,
что полномочия органа дознания неодинаковы.
Все перечисленные выше органы дознания,
кроме капитанов морских и речных судов,
находящихся в дальнем плавании, руководителей
геологоразведочных партий и зимовок,
а также глав дипломатических представительств
и консульских учреждений РФ, наделены
полномочиями по производству дознания
по делам, по которым предварительное
следствие необязательно в порядке гл.
32 УПК; и выполнению неотложных следственных
действий, т.е. выполнять действия, осуществляемые
после возбуждения уголовного дела, по
уголовным делам, по которым предварительное
следствие обязательно в целях обнаружения
и фиксации следов преступления, а также
доказательств, требующих незамедлительного
закрепления, изъятия и исследования.
В отличие от УПК РСФСР (ст.119)
в новом УПК отнесение того или иного процессуального
действия к неотложным следственным действиям
не ограничено каким-либо перечнем, и зависит
от конкретных обстоятельств совершенного
деяния и оценки их дознавателем. Порядок
неотложных следственных действий регламентируется
ст. 157 УПК РФ.
Полномочия органов дознания
по производству дознания в порядке гл.
32 УПК находятся в зависимости от основных
функций, осуществляемых данным органом.
Как правило, государственный орган, наделяемый
и функциями дознания, создается для выполнения
других задач, поэтому функция дознания
в его деятельности имеет производный
характер и вытекает из основных функций.
Это определяется тем, что в своей основной
деятельности данный орган сталкивается
с преступлениями, расследование которых
он имеет возможность обеспечить наиболее
оперативно и профессионально.
Помимо перечисленных выше
обязанностей объем уголовно-процессуальной
компетенции органа дознания не исчерпывается
держанием ч. 2 ст. 40 УПК РФ, т.к. уголовно-процессуальные
нормы раскрывающие полномочия органов
дознания разбросаны по всему УПК. В этой
связи для определения исчерпывающего
объема уголовно-процессуальной деятельности
органа дознания следует обратиться помимо
ст. 40 УПК РФ и к иным нормам закона.
Так, на основании п. 4 ч. 2 ст.
38 УПК РФ органы дознания обязаны исполнять
письменные поручения следователя о проведении
оперативно-розыскных мероприятий, производстве
отдельных следственных действий, об исполнении
постановлений о приводе, задержании,
аресте, иных процессуальных действий,
а также оказывать содействие следователю
при их осуществлении.
На основании ч. 1 ст. 144 УПК РФ
орган дознания вправе при проверке сообщения
о преступлении требовать производства
документальных проверок, ревизий и привлекать
к их участию специалистов.
На основании ч. 1 ст. 146 и ч.1 и
2 ст. 148 УПК РФ орган дознания вправе возбуждать
уголовные дела и отказывать в возбуждении
уголовного дела.
На основании же норм гл. 53 УПК
органы дознания вправе взаимодействовать
с соответствующими компетентными органами
и должностными лицами иностранных государств
и международными организациями.
На подзаконном уровне в рамках
приказов и должностных инструкций данные
полномочия конкретизируются, расширяются
или сужаются.
- Участие защитника
на предварительном следствии.
Уголовно-процессуальный
закон (ст.51 УПК) предоставляет защитнику
право участвовать в следственных действиях,
которые производятся с участием подзащитного
подозреваемого или обвиняемого.
Это действенное средство осуществления
защитником своих функций на предварительном
следствии. Надо ли ему участвовать
в следственных действиях, решает сам
защитник. Однако он обязан это делать,
если подзащитный изъявил такое
желание, а также в случаях, когда
тот является несовершеннолетним либо
страдает психическими или
физическими недостатками,
препятствующими самостоятельному
осуществлению защиты.
Даже тогда,
когда адвокат считает, что его присутствие
на том или ином следственном
действии ничего не дает
с точки зрения защиты, но
подзащитный настаивает на своем, игнорировать
его волю было бы неверным в
этическом, да и в правовом плане.
Право защитника на участие
во всех следственных действиях
с участием подозреваемого (обвиняемого)
должно быть гарантировано обязанностью
следователя своевременно уведомить
защитника о времени и
месте их производства. Закон
(ст. 51 УПК) не оставляет
сомнений относительно обязанности
следователя ставить защитника
в известность о намерении
осуществить конкретное следственное
действие с его подзащитным. И
тем не менее есть необходимость адвокатам
сразу же после вступления в дело ставить
в известность следователя в письменной
форме о намерении принимать участие
в следственных действиях. Это объясняется
тем, что судебная коллегия
по уголовным делам Верховного
Суда Российской федерации в
данном вопросе занимает такую
позицию, что закон не обязывает
следователя извещать защитников
о всех проводимых следственных действиях.
О намерении последних принимать
в них участие должны свидетельствовать
заявления об этом или ходатайства
(Бюллетень Верховного Суда РФ, 1992, № 4,с.
8).
Нередко
защитник оказывается не в состоянии принять
участие в том или ином следственном
действии в назначенное следователем
время и вынужден просить перенести
его.