Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 16:20, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании процессуального положения руководителя следственного органа, а также в разработке и внесении предложений по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
- раскрыть права руководителя следственного органа при проверке сообщений о преступлении;
- охарактеризовать права руководителя следственного органа при поручении предварительного расследования следователю или следственной группе;
- проанализировать права руководителя следственного органа в отношении руководства расследованием;
- рассмотреть права руководителя следственного органа в отношении актов принимаемых следователем.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА ПРИ ПРОВЕРКЕ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИИ И ПОРУЧЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЮ ИЛИ СЛЕДСТВЕННОЙ ГРУППЕ……………………………………………………..5
Права руководителя следственного органа при проверке сообщений о преступлении……………………………………………………………………..5
Права руководителя следственного органа при поручении предварительного расследования следователю или следственной группе……………………….7
ГЛАВА 2. ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА В ОТНОШЕНИИ РУКОВОДСТВА РАССЛЕДОВАНИЕМ И АКТОВ ПРИНИМАЕМЫХ СЛЕДОВАТЕЛЕМ………………………………………..13
2.1. Права руководителя следственного органа в отношении руководства расследованием………………………………………………………………….13
2.2. Права руководителя следственного органа в отношении актов принимаемых следователем…………………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА ПРИ ПРОВЕРКЕ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИИ И ПОРУЧЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЮ ИЛИ СЛЕДСТВЕННОЙ ГРУППЕ……………………………………………………..5
Права руководителя следственного
органа при проверке сообщений о преступлении………………………………………………
Права руководителя следственного органа при поручении предварительного расследования следователю или следственной группе……………………….7
ГЛАВА 2. ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ
СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА В ОТНОШЕНИИ РУКОВОДСТВА
РАССЛЕДОВАНИЕМ И АКТОВ ПРИНИМАЕМЫХ СЛЕДОВАТЕЛЕМ………………………………………..
2.1. Права руководителя
следственного органа в
2.2. Права руководителя
следственного органа в отношении актов
принимаемых следователем………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Поскольку следственное подразделение, как коллектив работников, нацеленный на выполнение определенных, достаточно сложных задач, объективно нуждается в общей организации и руководстве его деятельностью, а также в постоянном, систематическом процессуальном контроле и процессуальном руководстве деятельностью каждого следователя, организационную деятельность наиболее эффективно может осуществлять единственная процессуальная фигура - руководитель следственного органа.
Руководитель следственного органа имеет важные процессуальные полномочия. В целом их можно охарактеризовать как осуществление уголовного преследования в форме руководства предварительным следствием. Но вместе с тем, некоторые вопросы правового статуса руководителя следственного органа, особенно касающиеся его организационных полномочий по общей организации деятельности и руководству следственным органом и каждым следователем, входящим в его состав, являются проблемными, недостаточно развитыми и нуждаются в их дальнейшей разработке и совершенствовании.
Вышеизложенное определяет актуальность исследования вопроса процессуального положения руководителя следственного органа.
Цель курсовой
работы заключается в исследовании
процессуального положения
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
- раскрыть права руководителя следственного органа при проверке сообщений о преступлении;
- охарактеризовать
права руководителя
- проанализировать
права руководителя
- рассмотреть
права руководителя
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав разбитых каждая на два параграфа, заключения и списка источников.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г1. (в редакции 30 декабря 2008 г.), Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г.2 (в редакции от 10 августа 2012), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. (в редакции от 28 июля 2012 г.)3 и иные нормативные акты.
Теоретической базой исследования являются труды следующих учёных: Александрова А.С., Аристархова А.Л., Баранова А.М., Безлепкина Б.Т., Григорьева В.Н., Халиулина А.Г., Харламова М.С. и др.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы в деятельности правоохранительных органов.
ГЛАВА 1. ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА ПРИ ПРОВЕРКЕ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИИ И ПОРУЧЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЮ ИЛИ СЛЕДСТВЕННОЙ ГРУППЕ.
Руководитель следственного
органа относится к участникам уголовного
процесса со стороны обвинения.
Под руководителем следственного органа
понимается должностное лицо, возглавляющее
соответствующее следственное подразделение,
а также его заместитель (п. 381 ст. 5 УПК
РФ). В уголовном судопроизводстве руководитель
следственного органа обладает двумя
группами полномочий: 1) по процессуальному
контролю над деятельностью следователя;
2) по осуществлению уголовного преследования4.
Руководитель следственного органа обязан
принять, проверить сообщение о любом
совершенном или готовящемся преступлении
и в пределах компетенции, установленной
УПК РФ, принять по нему решение в срок
не позднее 3 суток со дня поступления
указанного сообщения. При проверке сообщения
о преступлении руководитель следственного
органа вправе требовать производства
документальных проверок, ревизий, исследований
документов, предметов, трупов и привлекать
к участию в этих проверках, ревизиях,
исследованиях специалистов, давать органу
дознания обязательное для исполнения
письменное поручение о проведении оперативно-розыскных
мероприятий5.
По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит следователь, по поручению руководителя следственного органа. Редакция и главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по следователя имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации6.
Руководитель следственного органа вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов руководитель следственного органа по ходатайству следователя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.
Таким образом, под руководителем следственного органа понимается должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель. Руководитель следственного органа обязан принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Руководитель следственного органа вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи.
Предварительное расследование представляет собой деятельность органов дознания и следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства, в целях быстрого и полного раскрытия преступления, изобличения и привлечения в качестве обвиняемого лица, его совершившего, принятие мер по пресечению преступления, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а также мер по обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлением7.
Указанная деятельность должна проходить в условиях законности, охраны прав и законных интересов участников процесса и иных участвующих в производстве по делу лиц.
Расследование именуется предварительным потому, что предшествует производству в суде, где проводится судебное следствие. Сделанные органами дознания и следователем выводы о том, что преступление имело место, и о лице, его совершившем, являются для суда версией обвинения, которая подлежит всесторонней проверке в суде8.
По действующему законодательству руководитель следственного органа наделен организационными и процессуальными полномочиями, которые распространяются на следователей, работающих под его началом. Наряду с этим он может сам исполнять роль следователя и расследовать уголовное дело, приняв его к производству9.
Руководитель следственного органа получил ряд процессуальных прав, которые по ранее действующему законодательству принадлежали прокурору.
Теперь руководитель следственного органа поручает производство предварительного следствия одному или нескольким следователям, передает дело от одного следователя другому, создает следственную группу, меняет в случае необходимости ее состав10.
Руководитель следственного органа проверяет материалы уголовного дела, отменяет незаконные или необоснованные постановления следователя, дает следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Он может отстранить следователя от дальнейшего производства по делу, если установит, что следователь нарушает закон.
Только с согласия руководителя следственного органа следователь может обратиться в суд с ходатайством об избрании, продлении, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения11.
Руководитель следственного органа продлевает срок предварительного следствия, утверждает постановления следователя о прекращении уголовного дела, возвращает следователю уголовное дело со своими указаниями для дополнительного расследования.
Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем.
Письменные указания руководителя следственного органа обязательны для исполнения следователем. Они могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа, но, как правило, без приостановления их исполнения12. Исключение составляют лишь случаи, когда указания относятся к вопросам, касающимся так называемой процессуальной самостоятельности следователя, его внутреннего убеждения или ограничений конституционных прав личности, а именно: изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. В единственном случае обжалование указаний вообще не допускается - если руководитель следственного органа согласился с требованиями прокурора об устранении нарушений законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, и дает следователю письменные указания об исполнении этих требований13.
По смыслу части 3 ст. 39 УПК РФ, данный запрет на обжалование распространяется и на вопросы, по которым в иной ситуации следователь вправе был бы приостановить исполнение указаний руководителя следственного органа. По-видимому, законодатель исходит из того, что солидарность прокурора и руководителя следственного органа по вопросу о необходимости устранения допущенных следователем нарушений сама по себе уже служит достаточной гарантией правильности указаний, данных следователю, а всякое их обжалование со стороны последнего излишне.
Таким образом, руководитель следственного органа ни в коей мере не лишает следователя процессуальной самостоятельности. Имеются указания руководителя следственного органа, которые носят решающий для уголовного дела характер (например, о прекращении уголовного дела). Если следователь с ними не согласен, то он представляет свои возражения руководителю вышестоящего следственного органа14.
Если уголовное дело отличается значительной трудоемкостью, особой сложностью или чрезвычайной актуальностью, руководитель следственного органа может поручить производство предварительного следствия по этому делу постоянной или специально сформированной группе следователей. О таком поручении должно быть вынесено постановление, в котором указываются руководитель и члены группы. Если решение поручить предварительное следствие группе следователей принято одновременно с решением о возбуждении уголовного дела, оба решения излагаются в одном постановлении. Об изменениях в составе группы, о замене руководителя также выносится постановление15.
Более того, начальник следственного отдела, обладая полномочиями руководителя следственной группы, вправе провести предварительное следствие по уголовному делу в полном объеме, производить при этом любые следственные действия и принимать процессуальные решения16.
Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа17.
Информация о работе Процессуальное положение руководителя следственного органа