Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:44, контрольная работа
В группу, представляющую сторону обвинения, входят государственные органы и должностные лица, осуществляющие от имени государства уголовное преследование по делам частно-публичного и публичного обвинения, а также поддерживающие обвинение в суде, а также частные лица, поддерживающие в суде обвинение по делам частного обвинения.
Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.
Осуществляя государственный надзор за исполнением законов на всей территории РФ, органы прокуратуры в Центре и на местах принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений законности и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций.
Введение
1. Надзорная функция прокурора
2. Полномочия прокурора
Заключение
Список использованной литературы
Введение
1. Надзорная функция прокурора
2. Полномочия прокурора
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В группу, представляющую сторону обвинения, входят государственные органы и должностные лица, осуществляющие от имени государства уголовное преследование по делам частно-публичного и публичного обвинения, а также поддерживающие обвинение в суде, а также частные лица, поддерживающие в суде обвинение по делам частного обвинения.
Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.
Осуществляя государственный надзор за исполнением законов на всей территории РФ, органы прокуратуры в Центре и на местах принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений законности и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций.
В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" № 2202-1 от 17 января 1992г.[1], органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; осуществляют уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Кроме этого, прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении уголовных дел судами, опротестовывают противоречащие закону приговоры, определения и постановления судов.
Осуществляя уголовное преследование от имени государства, прокурор тем самым является его полномочным представителем в области уголовного судопроизводства. При этом прокурор, исполняя возложенные на него Законом полномочия, обязан не только защищать интересы общества и государства, но и обеспечивать законность в деятельности других должностных лиц, также наделенных полномочиями на уголовное преследование. А это связано не столько с необходимостью вести уголовное преследование, сколько с потребностью исключить при этом нарушения права и свобод человека и гражданина, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства.
Правовое государство
должно обеспечивать такой порядок
регламентации складывающихся процессуальных
отношений, который бы обеспечивал
защиту человека, общества, государства
от преступлений и устанавливал гарантии
от ошибок, злоупотреблений, некомпетентности
со стороны органов следствия
и дознания, и в то же время, гарантировал
неотвратимость справедливой уголовной
ответственности виновному за совершенное
преступление. Достижение этих целей
возможно путем обеспечения верховенства
закона и расширения, процессуальных
прав, полномочий прокурора в уголовном
преследовании и при
1. Надзорная функция прокурора
Прокурор - это должностное
лицо, уполномоченное в пределах своей
компетенции осуществлять от имени
государства уголовное
Надзорная функция прокурора
на предварительном расследовании
проявляется там, где он руководствуется
исключительно интересами строгого
и точного исполнения закона, жертвуя
ради этого, если потребуется, даже эффективностью
уголовного преследования. Уголовное
преследование реализуется в
тех прокурорских полномочиях, которые
нацелены на максимально эффективное
и целесообразное обеспечение неотвратимости
уголовной ответственности лиц,
совершивших преступления. Если говорить
о критерии разделения этих видов
деятельности еще проще, то функция
надзора следует лишь началу законности,
в то время как уголовное
Прокурор в российском
уголовном процессе в настоящее
время полностью освобожден от ответственности
за руководство предварительным
следствием. Полномочия по руководству
расследованием остались у прокурора
только в отношении упрощенной и
ускоренной формы предварительного
расследования - дознания. Теперь функция
уголовного преследования осуществляется
прокурором на предварительном следствии
в основном лишь постольку, поскольку
он участвует в подготовке и формировании
будущего государственного обвинения
в суде. Эта функция проявляет
себя здесь главным образом на
завершающем этапе
В результате этих нововведений
строй российского уголовного процесса
изменился. Теперь, вплоть до момента
утверждения им обвинительного заключения,
прокурор еще не является в полном
смысле слова уголовным
Однако следует заметить,
что названное разделение функций
в российском уголовном процессе
имеет пока не вполне последовательный
характер. Прокуратуре, которая исторически
сложилась именно как орган государственного
уголовного преследования, всегда будут
значительно ближе интересы обвинения,
нежели роль беспристрастного арбитра
в споре сторон. Процессуальная судебная
функция, характерная для
2. Полномочия прокурора
Полномочия прокурора по надзору за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел:
1. Проверять исполнение
требований федерального
2. Получать от органов
предварительного
3. Отменять постановление
о возбуждении уголовного дела,
если он признает
4. Продлевать срок проверки
дознавателем сообщения о
5. Давать дознавателю (но не следователю) согласие на возбуждение уголовного дела, которое в иных случаях относилось бы к категории частного обвинения, т.е. если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы (ч.4 ст. 20, ч.4 ст.147, ч.3 ст.318).
Полномочия прокурора
по обеспечению надлежащего
1. Определять подследственность уголовных дел в случае возникновения вопроса или спора о подследственности между органами предварительного расследования (ч.3 ст.146, ч.8 ст.151).
2. Передавать уголовное
дело от одного органа
3. Разрешать отводы, заявленные
участниками процесса
4. Отстранять дознавателя
от дальнейшего производства
расследования, если им
5. Давать письменные указания
о передаче уголовных дел,
6. Давать письменные указания
органам дознания о
Прокурор не наделен правом,
давать следователю указания о передаче
дела дознавателю. Указания прокурора
следователю предусмотрены
а) когда он требует от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п.3 ч.2 ст.37);
б) при возвращении прокурором уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия с целью устранения выявленных недостатков проведенного расследования (п.2 ч.1 ст.221);
в) при разрешении прокурором спора о подследственности (ч.8 ст.151).
Ни о нарушениях законодательства, ни об устранении выявленных недостатков здесь речи не идет; спор о подследственности в данном случае также отсутствует, поскольку имеется в виду лишь дискреционное полномочие прокурора определять форму предварительного расследования. Таким образом, реализовать свое право перераспределять в пользу органов дознания производство расследования по уголовным делам об "иных преступлениях небольшой и средней тяжести" прокурор практически может (при отсутствии споров о подследственности), если только дело еще не находится в производстве следователя, а именно:
1) при вынесении прокурором
мотивированного постановления
о направлении материалов в
орган дознания для решения
вопроса об уголовном
2) по окончании производства
органом дознания неотложных
следственных действий по
7. Изымать любое уголовное
дело у органа
Представляется, что с учетом перераспределения полномочий по руководству предварительным следствием в пользу руководителей следственных подразделений основаниями для такой передачи могут служить лишь нарушения, подпадающие под действие прокурорского надзора, предметом которого является законность, но не целесообразность действий следователя, как-то: грубые нарушения следователем правовых норм; отказ следователя от выполнения требований прокурора об устранении нарушений законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, и т.п.