Прокурор в судебном заседании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:44, контрольная работа

Описание работы

В группу, представляющую сторону обвинения, входят государственные органы и должностные лица, осуществляющие от имени государства уголовное преследование по делам частно-публичного и публичного обвинения, а также поддерживающие обвинение в суде, а также частные лица, поддерживающие в суде обвинение по делам частного обвинения.
Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.
Осуществляя государственный надзор за исполнением законов на всей территории РФ, органы прокуратуры в Центре и на местах принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений законности и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций.

Содержание работы

Введение
1. Надзорная функция прокурора
2. Полномочия прокурора
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

прокуротура.docx

— 43.14 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

1. Надзорная функция прокурора

2. Полномочия прокурора

Заключение

Список использованной литературы  

 

 

Введение

В группу, представляющую сторону  обвинения, входят государственные  органы и должностные лица, осуществляющие от имени государства уголовное  преследование по делам частно-публичного и публичного обвинения, а также поддерживающие обвинение в суде, а также частные лица, поддерживающие в суде обвинение по делам частного обвинения.

Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и  свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению  и развитию демократического правового  государства.

Осуществляя государственный  надзор за исполнением законов на всей территории РФ, органы прокуратуры  в Центре и на местах принимают  меры, направленные на обеспечение  единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений  законности и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций.

В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального Закона Российской Федерации "О прокуратуре  Российской Федерации" № 2202-1 от 17 января 1992г.[1], органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; осуществляют уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Кроме этого, прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении уголовных дел судами, опротестовывают противоречащие закону приговоры, определения и постановления судов.

Осуществляя уголовное преследование  от имени государства, прокурор тем  самым является его полномочным  представителем в области уголовного судопроизводства. При этом прокурор, исполняя возложенные на него Законом  полномочия, обязан не только защищать интересы общества и государства, но и обеспечивать законность в деятельности других должностных лиц, также наделенных полномочиями на уголовное преследование. А это связано не столько с  необходимостью вести уголовное  преследование, сколько с потребностью исключить при этом нарушения  права и свобод человека и гражданина, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства.

Правовое государство  должно обеспечивать такой порядок  регламентации складывающихся процессуальных отношений, который бы обеспечивал  защиту человека, общества, государства  от преступлений и устанавливал гарантии от ошибок, злоупотреблений, некомпетентности со стороны органов следствия  и дознания, и в то же время, гарантировал неотвратимость справедливой уголовной  ответственности виновному за совершенное  преступление. Достижение этих целей  возможно путем обеспечения верховенства закона и расширения, процессуальных прав, полномочий прокурора в уголовном  преследовании и при осуществлении  надзора за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие[2].

 

1. Надзорная функция  прокурора

Прокурор - это должностное  лицо, уполномоченное в пределах своей  компетенции осуществлять от имени  государства уголовное преследование  в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия[3]. Таким образом, прокурор в российском уголовном процессе совмещает процессуальную деятельность по уголовному преследованию и государственно-правовую по своему происхождению функцию надзора за соблюдением законов. Надзор прокурора, по буквальному смыслу ст.37 УПК, распространяется исключительно на деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, относящихся в России к исполнительным органам власти в уголовном процессе, и не затрагивает суд, а равно деятельность защитника.

Надзорная функция прокурора  на предварительном расследовании  проявляется там, где он руководствуется  исключительно интересами строгого и точного исполнения закона, жертвуя  ради этого, если потребуется, даже эффективностью уголовного преследования. Уголовное  преследование реализуется в  тех прокурорских полномочиях, которые  нацелены на максимально эффективное  и целесообразное обеспечение неотвратимости уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Если говорить о критерии разделения этих видов  деятельности еще проще, то функция  надзора следует лишь началу законности, в то время как уголовное преследование, кроме того, - и началу целесообразности.

Прокурор в российском уголовном процессе в настоящее  время полностью освобожден от ответственности  за руководство предварительным  следствием. Полномочия по руководству  расследованием остались у прокурора  только в отношении упрощенной и  ускоренной формы предварительного расследования - дознания. Теперь функция  уголовного преследования осуществляется прокурором на предварительном следствии  в основном лишь постольку, поскольку  он участвует в подготовке и формировании будущего государственного обвинения  в суде. Эта функция проявляет  себя здесь главным образом на завершающем этапе расследования - в полномочиях прокурора при  рассмотрении уголовного дела, поступившего к нему от следователя с обвинительным  заключением (гл.31 УПК). Важно подчеркнуть - только с этого момента прокурор становится ответственным за качество обвинения, которое прокуратуре  придется в дальнейшем поддерживать в суде. Таким образом, теоретически, прокурор свободен для осуществления  более объективного надзора в  стадии возбуждения уголовного дела и на ранних этапах предварительного следствия.

В результате этих нововведений строй российского уголовного процесса изменился. Теперь, вплоть до момента  утверждения им обвинительного заключения, прокурор еще не является в полном смысле слова уголовным преследователем  и потому до некоторой степени  призван исполнять роль арбитра  между сторонами обвинения и  защиты, принимая меры по устранению допущенных следователями нарушений закона. Тем самым объективно создаются  предпосылки для некоторого усиления состязательности на предварительном  следствии[4].

Однако следует заметить, что названное разделение функций  в российском уголовном процессе имеет пока не вполне последовательный характер. Прокуратуре, которая исторически  сложилась именно как орган государственного уголовного преследования, всегда будут  значительно ближе интересы обвинения, нежели роль беспристрастного арбитра  в споре сторон. Процессуальная судебная функция, характерная для состязательного  процесса, подменяется здесь, по сути, государственно-правовой функцией прокурорского  надзора, которая остается для уголовного процесса внешним заимствованием. Вместо воображаемого равностороннего  состязательного "треугольника", естественным образом образуемого функциями обвинения, защиты (в его основании) и правосудия (в вершине), имеет место, так сказать, "прямоугольный треугольник". В нем функции обвинения и прокурорского надзора связаны между собой по кратчайшему расстоянию (вертикальному катету), а функция защиты гораздо более удалена от вершины (прокурорского надзора) - на расстояние гипотенузы. В истинно состязательном духе вопрос может быть решен лишь тогда, когда между уголовным преследователем и стороной защиты на предварительном следствии будет поставлен независимый и беспристрастный судебный орган - следственный судья. В этом смысле прокурору и следственному органу в перспективе следовало бы поменяться местами. Прокурору, по нашему убеждению, необходимо вернуться к естественной для него роли руководителя уголовного преследования, имея в своем полном процессуальном подчинении органы дознания. В то же время судебно-следственный орган должен проводить - в основном по требованию сторон обвинения и защиты - следственные действия по легализации в качестве судебных доказательств собранных сторонами материалов (например, подвергая перекрестному допросу с участием сторон представленных ими свидетелей и т.д.) [5]. Он, кроме того, должен осуществлять судебный контроль над процессом предъявления обвинения, а также за применением мер процессуального принуждения и соблюдением органами уголовного преследования прав граждан. Именно по такой либо близкой модели организовано предварительное расследование в процессуальных системах Англии, США, Испании, Италии и до некоторой степени Германии, Франции и др. Надзорная функция прокурора конкретизируется в его полномочиях.

 

2. Полномочия прокурора  

 

Полномочия прокурора  по надзору за законностью и обоснованностью  возбуждения уголовных дел:

1. Проверять исполнение  требований федерального закона  при приеме, регистрации и разрешении  сообщений о преступлениях (п.1 ч.2 ст.37).

2. Получать от органов  предварительного расследования  уведомления о возбуждении уголовного  дела (ч.4 ст.146) и об отказе в  возбуждении уголовного дела (ч.4 ст.148).

3. Отменять постановление  о возбуждении уголовного дела, если он признает постановление  о возбуждении уголовного дела  незаконным или необоснованным (ч.4ст.146). Прокурор при осуществлении этого  полномочия вправе истребовать  от органа предварительного расследования  материалы доследственной проверки.

4. Продлевать срок проверки  дознавателем сообщения о преступлении  до 30 суток при необходимости  проведения документальных проверок  или ревизий (ч.3 ст.144).

5. Давать дознавателю (но не следователю) согласие на возбуждение уголовного дела, которое в иных случаях относилось бы к категории частного обвинения, т.е. если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы (ч.4 ст. 20, ч.4 ст.147, ч.3 ст.318).

Полномочия прокурора  по обеспечению надлежащего субъекта предварительного расследования:

1. Определять подследственность уголовных дел в случае возникновения вопроса или спора о подследственности между органами предварительного расследования (ч.3 ст.146, ч.8 ст.151).

2. Передавать уголовное  дело от одного органа предварительного  расследования другому в соответствии  с правилами подследственности, установленными ст.151 (п.12 ч.2 ст.37).

3. Разрешать отводы, заявленные  участниками процесса дознавателю,  а также его самоотводы (п.9 ч.2 ст.37).

4. Отстранять дознавателя  от дальнейшего производства  расследования, если им допущено  нарушение требований УПК (п.10 ч.2 ст.37).

5. Давать письменные указания  о передаче уголовных дел, обычно  подследственных органам дознания (п.1 ч.3 ст.150), для производства предварительного  следствия (ч.4 ст.150).

6. Давать письменные указания  органам дознания о производстве  дознания по уголовным делам  об иных (помимо тех, что указанны в п.1 ч.3 ст.150 в качестве обычной подследственности для дознания) преступлениях небольшой и средней тяжести (п.2 ч.3 ст.150), которые иначе были бы подследственны следователю.

Прокурор не наделен правом, давать следователю указания о передаче дела дознавателю. Указания прокурора  следователю предусмотрены законом  только для трех случаев:

а) когда он требует от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п.3 ч.2 ст.37);

б) при возвращении прокурором уголовного дела следователю для  производства дополнительного следствия  с целью устранения выявленных недостатков  проведенного расследования (п.2 ч.1 ст.221);

в) при разрешении прокурором спора о подследственности (ч.8 ст.151).

Ни о нарушениях законодательства, ни об устранении выявленных недостатков  здесь речи не идет; спор о подследственности в данном случае также отсутствует, поскольку имеется в виду лишь дискреционное полномочие прокурора определять форму предварительного расследования. Таким образом, реализовать свое право перераспределять в пользу органов дознания производство расследования по уголовным делам об "иных преступлениях небольшой и средней тяжести" прокурор практически может (при отсутствии споров о подследственности), если только дело еще не находится в производстве следователя, а именно:

1) при вынесении прокурором  мотивированного постановления  о направлении материалов в  орган дознания для решения  вопроса об уголовном преследовании  по фактам выявленных прокурором  нарушений уголовного законодательства (п.2 ч.2 ст.37);

2) по окончании производства  органом дознания неотложных  следственных действий по делам,  по которым производство предварительного  следствия в другом случае  являлось бы обязательным (ст.157). Однако и это невозможно, когда  дознание должно производиться  следователями Следственного комитета  при прокуратуре РФ по уголовным  делам о преступлениях, предусмотренных  всей ч.3 ст.150, совершенных лицами, указанными в подп. "б" и  "в" п.1 ч.2 ст.151 (п.7 ч.3 ст.151).

7. Изымать любое уголовное  дело у органа предварительного  расследования федерального органа  исполнительной власти (при федеральном  органе исполнительной власти) и  передавать его следователю Следственного  комитета при прокуратуре РФ  с обязательным указанием оснований  такой передачи (п.12 ч.2 ст.37).

Представляется, что с  учетом перераспределения полномочий по руководству предварительным  следствием в пользу руководителей  следственных подразделений основаниями  для такой передачи могут служить  лишь нарушения, подпадающие под  действие прокурорского надзора, предметом  которого является законность, но не целесообразность действий следователя, как-то: грубые нарушения  следователем правовых норм; отказ  следователя от выполнения требований прокурора об устранении нарушений  законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, и т.п.

Информация о работе Прокурор в судебном заседании