Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:44, контрольная работа
В группу, представляющую сторону обвинения, входят государственные органы и должностные лица, осуществляющие от имени государства уголовное преследование по делам частно-публичного и публичного обвинения, а также поддерживающие обвинение в суде, а также частные лица, поддерживающие в суде обвинение по делам частного обвинения.
Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.
Осуществляя государственный надзор за исполнением законов на всей территории РФ, органы прокуратуры в Центре и на местах принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений законности и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций.
Введение
1. Надзорная функция прокурора
2. Полномочия прокурора
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом, прокурор, в зависимости от конкретной обстановки, может избирать любой способ реагирования на нарушения федерального закона - не только, как отмечалось выше, обжаловать действия следователя вышестоящему руководству либо не утвердить обвинительное заключение и дать следователю указания о производстве дополнительного расследования (ч.1 ст.221), но и изъять уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ.
Полномочия прокурора по надзору за законностью производства предварительного расследования:
1. Рассматривать жалобы на действия дознавателя и следователя (ст.124).
2. Требовать от органов
дознания и следственных
Это полномочие прокурора
подкреплено в УПК нормой о
том, что законные требования, поручения
и запросы прокурора
Кроме того, прокурор может вызывать должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, а также граждан для объяснений по поводу нарушений законов[6]. Впрочем, надо иметь в виду, что требования прокурора (за исключением Генерального прокурора РФ - ч.6 ст.37) об устранении нарушений законодательства не являются строго обязательными для следователя. Дело в том, что, будучи не согласен с требованиями прокурора (т.е. не считая их законными), следователь может представить свои письменные возражения на них руководителю своего следственного органа (ч.3 ст.38). Именно этот руководитель и решает, согласиться или не согласиться с требованиями прокурора. Соглашаясь с ними, он дает следователю письменные указания об исполнении названных требований, а в случае несогласия - информирует прокурора об отказе от исполнения этих требований (ч.4 ст.39). Реакцией прокурора на этот отказ может быть обращение с требованием об устранении нарушений к руководителям вышестоящих следственных органов, вплоть до Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (например, Следственного комитета при МВД России). В случае же, если и они не соглашаются с требованиями прокурора, он далее может обратиться за разрешением спора лишь к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.
3. Отменять незаконные
или необоснованные
4. Получать от органов
предварительного
о произведенном задержании подозреваемого в течение 12 часов с момента задержания (ч.3 ст.92);
освобождении подозреваемого, когда постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания (ч.3 ст.94);
направлении дознавателем уведомления лицу о наличии в отношении него подозрения в совершении преступления, причем прокурору направляется копия этого уведомления (ч.3 ст.2231);
неотложном производстве ряда следственных действий (осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также наложения ареста на имущество, указанного в ч.1 ст.1041 УК), ограничивающих конституционные права граждан (ч.5 ст.165), а также об отмене ареста корреспонденции (ч.6 ст.185);
приостановлении предварительного следствия (ч.2 ст. 208);
возобновлении предварительного следствия (ч.3 ст.211);
прекращении уголовного дела или уголовного преследования (ч.1 ст.213).
Полномочия прокурора по надзору за применением мер процессуального принуждения:
1. Давать дознавателю
(но не следователю) согласие
на возбуждение перед судом
ходатайства об избрании, отмене
или изменении меры пресечения
либо о производстве иного
процессуального действия, которое
допускается на основании
2. Участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства (как следствия, так и дознания) вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб (п.8 ч.2 ст.37, ст.125). Прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее такое ходатайство, обосновывает его в судебном заседании.
3. Установив, что следователь нарушил требования ч.5 ст.109 УПК, т.е. если материалы оконченного расследованием уголовного дела не были предъявлены следователем обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику в пределах 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, отменять данную меру пресечения (ч.2 ст.221).
4. Давать дознавателю
согласие ходатайствовать
5. Давать согласие на неуведомление родственников подозреваемого о его задержании при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания (ч.4 ст.96). Следует сказать, что данное полномочие звучит определенным диссонансом с точки зрения идеи разделения функций расследования (следствия) и прокурорского надзора. Надзор, субъектом которого до утверждения обвинительного заключения является прокурор, по определению должен стремиться к тому, чтобы быть максимально беспристрастным, поэтому ему не следует руководствоваться "интересами предварительного расследования", т.е. в данном контексте - интересами стороны уголовного преследования. Названное полномочие более уместно при проведении расследования в форме дознания.
Надзорные полномочия прокурора при направлении ему уголовного дела с обвинительным заключением (актом):
1. Признавать недопустимыми доказательства, полученные с нарушением требований УПК и федеральных законов (ч.2, 3 ст.88).
2. Принимать решение о
направлении уголовного дела
вышестоящему прокурору для
3. Прекращать уголовное дело, поступившее от дознавателя с обвинительным актом (п.3 ч.1 ст.226).
Полномочия прокурора по реабилитации лица и иной непосредственной защите прав личности:
1. Принимать предусмотренные гл.18 УПК меры по реабилитации лица в случаях прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п.1 и 2 ч.1 ст.24 и п.1 ч.1 ст.27 (ч.2 ст.212).
2. Утверждать постановление
дознавателя о прекращении
3. Прекращать уголовное
дело при рассмотрении
4. Отказаться от поддержания
обвинения, если в ходе
Надзорные полномочия прокурора в порядке судебного пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу:
1. Вносить надзорные
2. Возбуждать производство
ввиду новых или вновь
3. В порядке осуществления
уголовного преследования у
Полномочия прокурора по инициированию уголовного преследования:
1. Выносить мотивированное
постановление о направлении
соответствующих материалов в
следственный орган или орган
дознания для решения вопроса
об уголовном преследовании по
фактам выявленных прокурором
нарушений уголовного
2. Признав отказ следователя
в возбуждении уголовного дела
незаконным или необоснованным,
выносить мотивированное
3. Признав постановление
органа дознания, дознавателя об
отказе в возбуждении
Полномочия прокурора по руководству дознанием:
1. Давать дознавателю
письменные указания о
2. Продлевать срок дознания (ст.223).
Полномочия прокурора по формированию государственного обвинения:
1. Утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу (п.14 ч.2 ст.37, п.1 ч.1 ст.221, п.1 ч.1 ст.226).
2. Возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков (п.15 ч.2 ст.37, п.2 ч.1 ст.221, п.2 ч.1 ст.226).
3. Направлять уголовное
дело в суд после утверждения
обвинительного заключения (акта); вручать
копии обвинительного
Полномочия прокурора по поддержанию государственного обвинения в суде:
1. Поддерживать государственное
обвинение и быть субъектом
доказывания (ч.1 ст.86) в ходе судебного
производства по уголовному
2. Вступать в уголовное дело частного обвинения (ч.4 ст.318).
Полномочие прокурора по пересмотру не вступивших в законную силу судебных решений.В отличие от внесения прокурором представлений в порядке надзора или заключений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, данные действия осуществляются, прежде всего, в интересах уголовного преследования, которое прокурор поддерживал в судебном разбирательстве.
вносить апелляционные и кассационные представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций (ст.354).
Полномочия прокурора в порядке международного сотрудничества в сфере уголовного процесса
1. Вносить через Генеральную
прокуратуру РФ запрос о
2. Исполнять переданные
в установленном порядке
3. Принимать решения по вопросу о направлении материалов возбужденного и расследуемого уголовного дела о совершении преступления на территории РФ иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории РФ в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования. Это полномочие принадлежит только Генеральной прокуратуре РФ (ст.458).
4. Принимать решения по
запросам компетентных органов
иностранных государств об
5. Принимать решения о
направлении в соответствующий
компетентный орган
6. Принимать решения по
запросам о выдаче