Роль ОВД по защите прав и свобод человека и гражданина при введении чрезвычайного положения в условиях внутренних конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 08:38, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении особенностей деятельности ОВД в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов немеждународного характера.
Задачи:
-дать понятие и раскрыть сущность правового режима чрезвычайного положения ;
- дать понятие и раскрыть сущность вооруженного конфликта немеждународного характера;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие и сущность правового режима чрезвычайного положения …5
2. Понятие и сущность вооруженного конфликта немеждународного характера…………………………………………………………………………9
3. Роль ОВД по защите прав и свобод человека и гражданина при введении чрезвычайного положения в условиях внутренних конфликтов…12
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

овдosoft Word (2).doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Понятие и сущность правового режима чрезвычайного положения …5

2. Понятие и сущность вооруженного конфликта немеждународного характера…………………………………………………………………………9

3. Роль ОВД  по защите прав и свобод человека и гражданина при введении чрезвычайного положения  в условиях внутренних конфликтов…12

Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тенденции ухудшения  положения дел в экономике и, как следствие, снижение уровня благосостояния значительных масс народа сильно повлияли на общественные отношения. Одновременно осложнялась криминогенная обстановка во многих регионах страны, что обусловило усиление; напряженности общественных отношений, нашедших свое крайнее выражение в форме острых кровопролитных социальных конфликтов.  
Как свидетельствует практика, принимаемые меры по нормализации обстановки в период острых вооруженных конфликтов не отвечают остроте ситуации и не приводят к заметному ее улучшению. Это свидетельствует о том, что государственные институты, включая правоохранительную систему, все еще недооценивают уровень социальной напряженности и конфликтности в обществе и не разработали эффективных мер по их предотвращению и пресечению. По существу, единственно действенной формой пресечения острых социальных конфликтов криминального характера в региональном или межрегиональном масштабе стал институт чрезвычайного положения. Становление института чрезвычайного положения предполагает создание надежной системы гарантий и средств обеспечения прав и законных интересов граждан, правопорядка и законности в стране. Указанные проблемы невозможно решить без упорядочения правового регулирования всего объема данной деятельности.

Особый интерес здесь представляют вопросы охраны и обеспечения общественного порядка и безопасности. Исследования, посвященные изучению общественного порядка, путей и средств его укрепления, проводились многими учеными. В качестве основных трудов по данным вопросам можно выделить работы И.И. Веремеенко, М.И. Еропкина, Н.И. Загородникова, Д.Д. Ильина, Л.М. Колодкина, А.П. Коренева, Л.Л. Попова, Ф.С. Разоренова и некоторых других авторов. Отдельные проблемные вопросы охраны общественного порядка при резком осложнении оперативной обстановки рассматривались в работах А.А. Жижко, А.Ф. Майды-кова, В.И. Тихоненко, И.А. Лесняка и других авторов. Однако, несмотря на значительное количество научных исследований вопросы содержания института чрезвычайного положения ими комплексно не изучались. Принятие за последние годы ряда законов и нормативных актов, регулирующих общественные отношения в условиях чрезвычайного положения и действия органов, сил и средств, участвующих в нормализации обстановки, указывают на необходимость и актуальность изучения темы работы.

Цель работы состоит  в изучении особенностей деятельности ОВД в условиях чрезвычайного  положения и вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Задачи:

-дать понятие и  раскрыть сущность правового  режима чрезвычайного положения  ;

- дать понятие и раскрыть сущность вооруженного конфликта немеждународного характера;

- охарактеризовать роль  ОВД  по защите прав и  свобод человека и гражданина  при введении чрезвычайного положения   в условиях внутренних конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и сущность правового режима чрезвычайного положения

 

Чрезвычайное положение  - один из институтов конституционного права; особый режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные специальным законом ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей1. Чрезвычайное положение вводится в случае крупных общественных беспорядков, внутренних вооруженных конфликтов, а также стихийных бедствий и технологических катастроф. Конституция РФ различает собственно чрезвычайное положение. и военное положение, режим которых устанавливается федеральным конституционным законом. Правом введения чрезвычайного положения наделен Президент РФ. Указ о введении чрезвычайного положения подлежит утверждению Советом Федерации.

История российского права свидетельствует  о том, что институт чрезвычайного (чрезвычайный - специально для чего-то назначенный, не предусмотренный обычным  ходом дел положения, как исключительный правовой режим обеспечения безопасности государства, достаточно широко известен теории и практике административного права. Выдающиеся юристы дореволюционной России в своих исследованиях существа исключительного положения значительное место уделяли соответствию оснований его введения целям защиты государственных и общественных интересов и реализации широких "принудительных полномочий полицейской власти"2. Изучение научных работ известных ученых России того времени В.Ф.Дерюжинского, И.Е.Андриевского, В.М.Гессена и др.показывает, что в их исследованиях было много конструктивного и актуального для настоящего времени. По законодательству дореволюционной России, исключительное положение регулировалось рамками полицейского права и носило односторонний характер, выражавшийся в применении государственным аппаратом всего набора сил и средств, отсутствии каких-либо правовых гарантий прав и законных интересов граждан в процессе его реализации. В настоящее время институт чрезвычайного положения, в отличие от полицейского режима дореволюционной России, является особым административно-правовым режимом жизнедеятельности всех субъектов административно-правовых отношений на территории, где реально возникла чрезвычайная и неизбежная угроза безопасности граждан или конституционному строю. Его структура должна быть четко отражена в федеральном конституционном законе "О чрезвычайном положении"3 и определена целью, сформулированной в ст. 56 Конституции РФ4, - обеспечение безопасности граждан и защита конституционного строя.

Введение чрезвычайного положения  является временной мерой, применяемой  исключительно для обеспечения  безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации. Целями его введения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации. данным обстоятельствам относятся:

а) попытки насильственного изменения  конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления: 

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ (ст. 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении")5
         Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента Российской Федерации назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток.

События последних лет, происходящие на территории Северо-Кавказского региона, показали, что, несомненно, заслуживает  внимания опыт законодательства дореволюционной  России по практической реализации режима исключительного положения, выражавшийся во введении особого государственного управления на Кавказе, наделении органов государственной власти особым статусом, усилении ответственности должностных лиц и граждан за неисполнение возложенных на них обязанностей, а также правовом регулировании использования вооруженных сил для пресечения массовых беспорядков.6

Положительным фактором явилось принятие предусмотренного Конституцией РФ Федерального конституционного закона РФ "О чрезвычайном положении", позволяющего по-новому взглянуть на чрезвычайное положение как на исключительный административно-правовой режим, представляющий собой установленную законодательством систему организационно-управленческих и административных чрезвычайных мер, вводимых в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя, определяющих особый порядок жизнедеятельности субъектов административно-правовых отношений, и предусматривающий возможность временного ограничения прав и свобод граждан, прав организаций.

Важным обстоятельством является то, что Закон "О чрезвычайном положении" определяет категории  основных субъектов обеспечения  режима чрезвычайного положения  и указывает на возможность привлечения  дополнительных сил и средств  для устранения чрезвычайных обстоятельств - оснований введения чрезвычайного положения.

Вместе с тем следует отметить, что Закон "О чрезвычайном положении" несвободен от недостатков и требует  совершенства. Так, следовало бы предусмотреть  возможность федерального центра в  исключительных случаях вводить особое президентское управление на территориях субъектов федерации, где введен режим чрезвычайного положения.

В федеральном законе должно быть четко указано, силы и средства каких  органов исполнительной власти используются для обеспечения режима чрезвычайного положения (ФСБ России, МВД России, Внутренние войска МВД России, Минюст России, МЧС России, ФСО России, ФПС России, Министерства обороны РФ, СВР России и др.). Ведомственными и межведомственными нормативными актами необходимо определить порядок их взаимодействия, степень подчиненности при возложении ответственности органами государственной власти за решение задач по обеспечению режима чрезвычайного положения, предусмотреть возможность переподчинения сил и средств органов Внутренних войск МВД России органам федеральной службы безопасности при решении задач, связанных с защитой конституционного строя, борьбой с терроризмом, и степень административной ответственности должностных лиц за нарушение норм, установленных Федеральным конституционным законом7.

В качестве чрезвычайных мер в Законе необходимо предусмотреть ответственность  органов государственной власти, должностных лиц органов государственной  власти и органов местного самоуправления (должностных лиц) за противоправные действия (бездействие) в условиях режима чрезвычайного положения, вводимого в соответствии с п. "а" ст. 3 Федерального закона, а также предусмотреть возможность отстранения (отрешения) от должности руководителей высших органов государственной власти субъектов РФ, должностных лиц органов местного самоуправления от исполнения функциональных полномочий в случае, если их действия носят противоправный характер, выражающийся в попытках насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти.

 

2. Понятие и сущность  вооруженных конфликтов немеждународного  характера

 

Вооруженный конфликт немеждународного характера — конфликт, происходящий на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют определенный контроль над частью территории государства8. Вооруженные конфликты после 1945 года унесли жизнь более 25 млн. человек проживающих на планете, многие из которых стали жертвами региональных войн, вооруженных столкновений внутри государства на национальной, религиозной и иных почвах х.  
Волна межнациональных вооруженных столкновений, ранее более характерных для стран Ближнего Востока, Азии и Африки дошла до Европы. Надежды отдельных политиков на то, что эти аспекты не коснутся нашей страны не оправдались. Наиболее острыми и болезненными проблемами современности являются национальные вопросы и конфликты, возникающие при обострении межнациональных отношений. Являясь разновидностью социальных конфликтов, они содержат все существенные характеристики последних и находят в нашей стране внешнее выражение в своих крайних, криминальных формах. За последние годы в ряде регионов бывшего Союза ССР возник ряд крупномасштабных межнациональных конфликтов. Очевидно, что причины межнациональных конфликтов длительное время вызревают в обществе. Они уходят в экономику, политику, историю взаимоотношений между народами, демографию и т.д. В соответствии с этим А.Ф. Майдыков выделяет следующие основные причины таких конфликтов:  
- социально-экономические;

- политические;

- исторические;

- культурные;

- территориальные;

- демографические;

- этнопсихологические9 .

Полностью принимая причинно-следственную связь перечисленных причин и  межнациональных конфликтов как  их следствия, вместе с тем, нам считается  необходимым выделить среди первых основные причины и причины-предпосылки или условия, носящие менее вероятностный характер.  
К причинам - предпосылкам можно отнести исторические, культурные, и другие факторы, носящие более опосредствованный характер и воздействующие на межнациональные отношения через призму социально-экономических и политических отношений.

Понятие вооруженного конфликта немеждународного характера, а также характеризующие  его критерии закреплены в Дополнительном протоколе II (ст. 1) , согласно которому под таким конфликтом понимаются все вооруженные конфликты, не подпадающие под действие статьи 1 Протокола I, происходящие на территории одного государства “между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять настоящий Протокол” . Следовательно, вооруженному конфликту немеждународного характера присущи:

Информация о работе Роль ОВД по защите прав и свобод человека и гражданина при введении чрезвычайного положения в условиях внутренних конфликтов