Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 08:38, контрольная работа
Цель работы состоит в изучении особенностей деятельности ОВД в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов немеждународного характера.
Задачи:
-дать понятие и раскрыть сущность правового режима чрезвычайного положения ;
- дать понятие и раскрыть сущность вооруженного конфликта немеждународного характера;
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие и сущность правового режима чрезвычайного положения …5
2. Понятие и сущность вооруженного конфликта немеждународного характера…………………………………………………………………………9
3. Роль ОВД по защите прав и свобод человека и гражданина при введении чрезвычайного положения в условиях внутренних конфликтов…12
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19
- наличие организованных военных действий между противоборствующими силами (этот критерий вытекает из общей для всех Женевских конвенций 1949 года статьи 3);
- участие во враждебных
- достаточно массовый
и устойчивый характер
- определенный уровень организованности повстанцев, которые должны иметь органы, ответственные за их поведение;
- повстанцы должны
контролировать часть
Проще говоря, вооруженным конфликтом немеждународного характера является вооруженное противостояние, имеющее место в пределах территории государства, между правительством, с одной стороны, и вооруженными повстанческими группами - с другой. Причины возникновения подобных конфликтов разнообразны, однако часто нарушение мира в стране является следствием несоблюдения прав меньшинств или других прав человека со стороны диктаторских режимов. Другим случаем может быть полный распад правительственной власти в стране, в результате которого различные группировки начинают между собой борьбу за власть. В таком контексте обычно говорят о силовой конфронтации внутри государства, которая тем не менее может быть отражением международных конфликтов и напряженности.
3. Роль ОВД по защите прав и свобод человека и гражданина при введении чрезвычайного положения в условиях внутренних конфликтов
Согласно положениям статьи 4 МПГПП государства вправе вводить чрезвычайное положение и могут отступать от своих обязательств в рамках Пакта «во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется». Такое частичное отступление от прав должно соответствовать принципу соразмерности и допускается только «в такой степени, в какой это требуется остротой положения», при условии, что такие меры не являются несовместимыми с другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации. Государство-участник МПГПП должно немедленно информировать другие государства, участвующие в Пакте, через посредство Генерального секретаря ООН. Кроме того, к государству предъявляется требование о регулярном пересмотре подобного отступления и ограничении его по времени. Некоторые права не предусматривают возможности отступления и могут варьироваться в зависимости от соглашения. МПГПП не допускает отступления от:
права на жизнь (статья 6);
запрета на применение пыток (статья 7);
запрета на рабство (статья 8, параграфы 1 и 2);
права не быть признанным виновным в совершении какого-либо уголовного преступления, которое не являлось уголовным преступлением ранее (статья 15);
права на признание правосубъектности (статья 16);
права на свободу мысли, совести и религии(статья 18)11.
В общем и целом, законное отступление государства от соблюдения прав человека должно соответствовать следующим принципам:
Отступление от обязательств должно носить исключительный и временный характер, быть безусловно необходимым, соразмерным угрозе и недискриминационным.
Чрезвычайное положение должно быть официально провозглашено. Объявление о введении чрезвычайного положения должно быть продиктовано ситуацией, а принимаемые меры носить соразмерный характер.
Уважение достоинства, присущего человеческой личности.
Уважение упомянутых выше прав, не допускающих отступления. Кроме того, в любых обстоятельствах запрещается взятие заложников, похищение или тайное задержание.
Отступление от обязательств требует пересмотра на международном уровне.
По действующему законодательству чрезвычайное положение вводится лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для его введения, представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.
Для обеспечения режима
чрезвычайного положения
Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы привлекаются для выполнения следующих задач:
а) поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;
б) охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды;
в) разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;
г) участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;
д) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций12.
Задачи эти военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов выполняют совместно с сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности и военнослужащими внутренних войск. При этом на военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов распространяются положения федерального законодательства о внутренних войсках в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, гарантий личной безопасности военнослужащих и членов их семей, гарантий их правовой и социальной защиты.
Статья 4 Протокола № 2 Женевских конвенций содержит основные гарантии или ограничения, которые должны соблюдаться сторонами в конфликте в отношении лиц, находящихся в их власти. Ее цель — защита всего населения в пределах той территории, на которой происходит внутренний вооруженный конфликт. Согласно данной статье, запрещаются:
а) посягательство на жизнь, здоровье, физическое и психическое состояние лиц, в частности, убийства, а также такое жестокое обращение, как пытки, нанесение увечий или любые формы телесных наказаний;
б) коллективные наказания;
в) взятие заложников;
г) акты терроризма;
д) надругательство над человеческим достоинством, в частности, унизительное и оскорбительное обращение, изнасилование, принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой форме;
е) рабство и работорговля во всех их формах;
ж) грабеж;
з) угрозы совершить любое из вышеуказанных действий.
Особое внимание уделяется положению детей в условиях этих конфликтов, которым “обеспечивается необходимая забота и помощь” и, в частности:
а) они получают образование, включая религиозное и нравственное воспитание;
б) дети, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, не подлежат вербовке в вооруженные силы или группы и им не разрешается принимать участие в военных действиях;
в) особая защита предусматривается в отношении детей, не достигших пятнадцатилетнего возраста, если они принимают участие в военных действиях и попадают в плен13.
Важное место в Протоколе № 2 занимает статья 5, представляющая собой фактически кодекс обращения с людьми, “лишенными свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, независимо от того, интернированы они или задержаны”. Анализ норм статьи 5 показывает, что правовой статус лиц, попавших во власть неприятельской стороны, в условиях вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера различается. Протокол № 2 не устанавливает особого статуса для участников незаконных вооруженных формирований в случае попадания их в плен. Протокол ограничивается лишь гарантиями гуманного обращения с любым человеком, который по каким-либо причинам сложил оружие и перестал принимать участие в военных действиях, т.е. повстанцы не являются военнопленными. Это значит, что в международном гуманитарном праве нет никаких ограничений, которые бы препятствовали органам государственной власти страны привлекать к уголовной ответственности по национальному праву лиц, участвующих в боевых действиях в составе незаконных вооруженных формирований. Протокол № 2 запрещает выносить смертный приговор лицам, не достигшим на момент совершения правонарушения восемнадцатилетнего возраста, а также приговор не приводится в исполнение в отношении беременных женщин и матерей, имеющих малолетних детей (п.4 ст. 6). Раздел IV Протокола № 2 посвящен защите гражданского населения. Главный принцип, которым должны руководствоваться ОВД в условиях внутреннего вооруженного конфликта по отношению к гражданскому населению состоит в том, что “гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападения. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население”. Кроме того, запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения военных действий. Поэтому запрещается в этих целях подвергать нападению, уничтожать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения (ст. 14). Запрещается принудительное перемещение гражданского населения по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, за исключением случаев обеспечения безопасности этих лиц или настоятельными причинами военного характера (ст. 17). Запрещается нападение на установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно: плотины, дамбы и атомные электростанции, так как подобное нападение может вызвать потери среди гражданского населения (ст. 15)14.
Заключение
Итак, введение чрезвычайного положения является
временной мерой, применяемой исключительно
для обеспечения безопасности граждан
и защиты конституционного строя Российской
Федерации. Целями его введения являются
устранение обстоятельств, послуживших
основанием для его введения, обеспечение
защиты прав и свобод человека и гражданина,
защиты конституционного строя Российской
Федерации.
Для
обеспечения режима чрезвычайного положения
во время вооруженных конфликтов немеждународного
характера используются силы и средства
органов внутренних дел, уголовно-исполнительной
системы, федеральных органов безопасности,
внутренних войск, а также силы и средства
органов по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий. Вооруженные
Силы Российской Федерации, другие войска,
воинские формирования и органы.
В заключение необходимо сказать, что закрепление соответствующими правовыми нормами обязанностей участников вооруженных конфликтов немеждународного характера в отношении соблюдения прав человека в этих условиях естественно не означает, что эти права будут повсеместно соблюдаться и защищаться. Право не в силах сделать больше того, что ему разрешат люди, его применяющие и несущие ответственность за свои действия. Но тем не менее назначение любой правовой нормы — это воздействие на поведение людей, и это воздействие имеет место даже в условиях вооруженного конфликта. И это фактически подтверждает необходимость развития и совершенствования специальных правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в условиях внутренних вооруженных конфликтов. Ведь только их применение всеми участниками подобных конфликтов позволит реально защитить права людей, ставших объектом насилия в этих условиях, причем как непосредственных участников вооруженного конфликта.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
Литература