Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 14:52, контрольная работа
Судебная реформа. Роль прокуратуры в укреплении правопорядка
Введение .................... 3
1. Судебная реформа ............... 5
1.1. Изменение статуса судей ............... 6
1.2. Изменение процессуальных полномочий судей ....... 8
1.3 Суд присяжных ................... 9
1.4. Устройство судебной системы ............... 12
1.5. Мировые судьи ................... 14
2. Роль и место прокуратуры в укреплении правопорядка ................. 16
Заключение .................. 22
Список использованной литературы ...... 25
Введение .................... |
3 | |
1. |
Судебная реформа ............... |
5 |
1.1. |
Изменение статуса судей ............... |
6 |
1.2. |
Изменение процессуальных полномочий судей ....... |
8 |
1.3 |
Суд присяжных ................... |
9 |
1.4. |
Устройство судебной системы ............... |
12 |
1.5. |
Мировые судьи ................... |
14 |
2. |
Роль и место прокуратуры в укреплении правопорядка ................. |
16 |
Заключение .................. |
22 | |
Список использованной литературы ...... |
25 |
Введение
В октябре 1991 года, практически сразу же после провозглашения независимости
России, ее первый президент Б.Н. Ельцин внес на рассмотрение тогдашнего
парламента - Верховного Совета РСФСР - обширный документ «Концепция судебной
реформы в Российской Федерации», указав, что осуществление такой реформы
«является необходимым условием обеспечения функционирования демократического
правового государства». Проведение судебной реформы было признано
«приоритетным направлением законодательной деятельности». В Конституции
Российской Федерации 1993 года впервые в истории страны появилось понятие
«судебная власть», что еще раз подчеркнуло, насколько важно построить
стабильную, четко и эффективно действующую, отвечающую принципам «правления
права» (rule of law) судебную систему.
Однако приоритетной судебная реформа не стала. Сопоставимая по значимости и
масштабам с судебной реформой 1864 года, в результате которой в России, не
знавшей ранее цивилизованного правосудия, в кратчайшие сроки была создана
одна из самых совершенных для того времени судебных систем в континентальной
Европе, реформа судебной системы в постсоветской России шла неспешно и даже
характеризовалась как вялотекущая. Правда, справедливости ради следует
сказать, что судебной реформе в середине прошлого века не противодействовали
такие серьезные факторы, действовавшие в конце ХХ века, как противодействие
регионов созданию единой централизованной судебной системы и бедность
российской казны.
Сегодня, можно констатировать, что в базовых параметрах концепция судебной
реформы реализована. За прошедшее десятилетие судебная система достаточно
далеко ушла от того, чем она была раньше, и в этой ретроспективе прогресс
несомненен. Однако такой «взгляд назад» может служить лишь относительным
показателем.
Основной же критерий другой, а именно - насколько судебная система
соответствует потребностям сегодняшнего дня, особенно с учетом того, что в
сложных условиях переходного периода с его новыми экономическими и
социальными реалиями функциональная роль судебной власти существенно
возросла, а соответственно возросли и адресованные ей общественные ожидания.
Можно сказать, здание, именуемое «судебная система», в основном построено и
занимает видное место в архитектурном ансамбле. Однако отдельные части этого
здания все еще достраиваются, и, что самое главное, общество не удовлетворяет
многое из того, что и как происходит в этом доме. Другими словами, речь идет
об организации и качестве правосудия. Суд еще не стал «скорым, правым и
справедливым».
Не случайно, вопрос о судебной
реформе вновь активно
и ее дальнейшие шаги разрабатываются на государственном уровне.
В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом «О прокуратуре
Российской Федерации» от 17 января 1992г. (в ред. от 17 ноября 1995 с
последующими изменениями и дополнениями)[1]
прокуратура РФ – единая федеральная система органов, осуществляющих от имени
Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории
законов.
Характерно, что в данном законе среди функций прокуратуры на первом месте
стоит надзор за исполнением законов федеральными министерствами и
ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами
субъектов Федерации, органами местного самоуправления, военного управления,
органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам
издаваемых ими правовых актов и лишь на последнем месте - уголовное
преследование (функция, ради которой существует прокуратура во всем мире и
которую никто, кроме нее, выполнить не в состоянии)
Теоретическая модель предопределила практическую деятельность прокуратуры.
По-прежнему ее основные усилия сосредоточены на общем надзоре,
бессмысленность которого в рыночной экономике очевидна. При этом главная
функция прокуратуры (уголовное преследование) не обеспечена ни кадрами и ни
материальными ресурсами.
Подводя итог сказанному, следует все-таки помнить, что даже при самых
благоприятных условиях уровень правосудия в стране зависит не от «плохой» или
«хорошей» деятельности суда или прокуратуры. На нем сказывается качество тех
законов, которые применяет суд; позиция взаимодействующих с судами
правоохранительных органов, главным образом прокуратуры; пока не исчезнувшая
попытка властей воздействовать на правосудие (особенно на региональном
уровне); ставшее хроническим
государственными органами; исторически укоренившееся в общественной
психологии юридико-
частности, находит отражение и в средствах массовой информации и т.п. Суд,
прокуратура по природе своей учреждения консервативные в позитивном значении
этого понятия; даже при наилучшей организации они не могут опережать
общество, в котором действуют.
1. Судебная реформа
Первые после октября 1917 года свободные выборы высшего органа
законодательной власти России, Верховного Совета РСФСР, в 1990 году, обещания
строительства правового государства, очевидная неэффективность
социалистической законности создали реальные предпосылки для начала
либеральной судебной реформы в России.
В июне 1990 года в Комитете Верховного Совета РСФСР по законодательству был
образован подкомитет по судебной реформе. Тогда же в Конституционной комиссии
Съезда народных депутатов РСФСР была образована рабочая группа по главе
«Судебная власть», в которую вошли те же ученые, которые разрабатывали
Концепцию судебной реформы. Работы над Концепцией судебной реформы и
соответствующей главой проекта Конституции велись одновременно.
К концу 1991 года Концепция судебной реформы была завершена. В ее основе
лежали либеральные идеи приоритета прав человека, как высшей ценности, и
предназначения юстиции, как главного и надежного гаранта реальной защиты этих
прав.
Основные положения Концепции судебной реформы таковы:
Учреждение в России, на основе принципа разделения властей, самостоятельной и
независимой судебной власти, отделенной от властей законодательной и
исполнительной.
Введение несменяемости судей как гарантии реальной независимости судей.
Учреждение судебного контроля
за исполнением Конституции
исполнительной властями и создание с этой целью Конституционного Суда.
Предоставление гражданину, обвиненному в совершении преступления, права на
рассмотрение его дела судом присяжных. Реальная передача правосудия в руки
народа, возрождение суда присяжных - одна из центральных проблем всей
судебной реформы.
Передача всех споров о праве на рассмотрение судебной власти. Предоставление
гражданам неограниченного права обжаловать в суде решения и действия всех
органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц, от
Президента, Парламента и Правительства до последнего чиновника.
Упразднение системы внесудебного разрешения гражданско-правовых споров
государственными арбитражами и создание арбитражных судов в качестве одной из
ветвей судебной власти.
Изъятие из компетенции чиновников-
конституционных прав человека: неприкосновенности личности, жилища, тайны
переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Введение
допустимости арестов, обысков и прослушивания телефонных переговоров
исключительно на основе судебных решений.
Возведение в конституционный принцип презумпции невиновности, означающей, что
каждый обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в
предусмотренном законом порядке и установлена приговором суда.
Закрепление на конституционном уровне правил, на основании которых
устанавливается недопустимость использования в правосудии доказательств,
полученных с нарушением закона.
Освобождение супругов и близких родственников от противоестественной
обязанности свидетельствовать против своих близких.
Обеспечение каждому арестованному права пользоваться помощью адвоката с
момента задержания или заключения под стражу.
Преобразование прокуратуры в орган уголовного преследования и процессуального
руководства предварительным следствием и передача ее в систему исполнительной
власти, как это сделано в странах устойчивой демократии.
Преобразование органов
оперативно-розыскных служб и органов дознания.
Таковы лишь основные черты Концепции судебной реформы. В ходе проведения
самой судебной реформы удалось добиться серьезных успехов (и потерпеть ряд
неудач) на ряде важнейших направлений. Остановимся на этом подробнее.
1.1. Изменение статуса судей
В развитие «Концепции судебной реформы» 5 декабря 1991 г. были внесены
поправки в Уголовный кодекс РСФСР, приняты законы «О введении судебного
контроля за законностью и обоснованностью заключения лиц под стражу и
продления сроков содержания под стражей» от 23 мая 1992 г. и «О статусе судей
в Российской Федерации».
Закон «О статусе судей в РФ» провозгласил самостоятельность судебной власти,
ее независимость от законодательной и исполнительной властей. Наделение судей
пожизненными полномочиями, их несменяемость (смена суда или должности
возможна только с согласия самого судьи), личная независимость (допросить,
арестовать, обыскать судью стало возможным только с согласия соответствующего
органа судейского самоуправления - съезда и совета судей, высшей
квалификационной коллегии судей), неподотчетность судей никому и подчинение
их только закону, ограниченный перечень оснований и сложный порядок лишения
судей полномочий, запрещение судьям заниматься политикой, высокое денежное
содержание и материально-
выход судебной системы из глубокого кризиса, в котором она оказалась к 1992
г.
Созданные в соответствии с законом органы судейского самоуправления позволяли
давать отпор не только поборникам «телефонного права», но и любому давлению на
судей, участвовать в законотворческом процессе, повысить социальный престиж
профессии. Казалось, что достигнут, определенный перелом, позволявший
реализовать идеи Концепции. Однако многие судьи восприняли
независимость суда, как полную безответственность и безнаказанность лично для
себя. Последствия не замедлили сказаться. Волокита при рассмотрении дел в судах
стала традиционной. Гражданские дела пылятся в судах годами, обвиняемые по
уголовным делам находятся под стражей вне разумных сроков. Если срок содержания
под стражей на время предварительного следствия, хотя и чрезмерно длительный,
все же ограничен, то после окончания предварительного следствия арестованный
может дожидаться суда сколь угодно долго. Этим объясняется, что лишь треть
арестованных числится за следователями, а остальные - за судами.
Любую реформу можно задушить нехваткой денег. Выделяемых судам из федерального
бюджета средств не хватает на освещение и отопление помещений, рассылку
повесток с уведомлением о вручении, а порой - и на зарплату служащим. Суды
выживают, получая подачки из местных бюджетов, что противоречит Конституции и
влияет на позицию судов при рассмотрении исков к местным органам власти. Закон
«О судебной системе в Российской Федерации»[2]
от 31 декабря 1996 года, объявил о переходе от остаточного принципа
финансирования к нормативному: суды должны получать столько денег, сколько
необходимо для работы, исходя из количества рассматриваемых ими дел. Однако это
требование в бюджете, например на 2000 год не реализовано.
В этой связи, следует не только увеличить число судей (в России один судья
приходится на 10-12 тыс. человек) и их помощников, но и упростить процедуру
рассмотрения дел и вынесения решений, активнее практиковать заочные решения,
использовать научно-
Многие районные суды ютятся в зданиях, которые нередко находятся в аварийном
состоянии. Из-за того, что остро не хватает помещений, гражданские дела
Информация о работе Судебная реформа. Роль прокуратуры в укреплении правопорядка