Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 22:20, контрольная работа
С принятием указанного закона оперативно-розыскная деятельность стала легитимной. Впервые нормативные правовые акты высшей юридической силы открыто регламентировали во многом тайную (негласную) работу правоохранительных органов и спецслужб России. В относительно небольшом по объему законодательном акте (преамбула и 20 статей) были нормативно закреплены некоторые важные унифицированные положения (правила), определяющие содержание оперативно-розыскной работы всех государственных органов, наделенных правом на ее осуществление.
Введение 3
1. Понятие оперативно-розыскной деятельности 5
2. ОРД как вид государственной деятельности 9
3. Формы осуществления ОРД 12
4. Субъекты оперативно-розыскной деятельности 14
5. Цели и задачи ОРД 16
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Разведывательный характер анализируемой деятельности подтверждают также особый режим работы органов, осуществляющих ОРД, защита сведений об этих органах, наделение их правом установления отношений сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать им содействие.
С содержательной стороны
оперативно-розыскную
Необходимо не путать и разграничивать оперативно-розыскную деятельность с уголовно-процессуальной деятельностью. При их сходстве они имеют ряд существенных различий. Самая главная из них - уголовно-процессуальная деятельность (порядок проведения отдельных следственных действий, круг субъектов, наделенных правом на ее осуществление) строго регламентирована УПК РФ. Другое существенное различие - информация, сведения, полученные в результате следственных действий (при соблюдении порядка по ее собиранию и закреплению), имеют доказательственное значение, в результате оперативно-розыскных мероприятий могут быть получены лишь фактические данные, не имеющие доказательственного значения6.
ОРД осуществляется как гласно, так и негласно. Негласность означает неочевидность, скрытость проводимых мероприятий от лиц, в них не участвующих, в том числе и от сотрудников органов - субъектов ОРД, даже если они имеют соответствующий допуск, но прежде всего - от объектов, в отношении которых они проводятся. Это позволяет нейтрализовать возможное противодействие со стороны объектов ОРД, обеспечить безопасность участников оперативно-розыскных мероприятий, результативность мероприятий, сохранить в тайне сам факт осуществления ОРМ, применяемые при этом средства и методы.
Негласность может быть обусловлена как практической целесообразностью, так и невозможностью гласного проведения отдельных ОРМ, открытого использования средств, методов либо задействования отдельных участников мероприятий. Например, недопустимо разглашение сведений о лицах, изъявивших согласие оказывать содействие органам, осуществляющим ОРД, на конфиденциальной основе, и о штатных негласных сотрудниках без их согласия. Только негласными могут быть такие оперативно-розыскные мероприятия, как оперативное внедрение, контролируемая поставка, снятие информации с технических каналов связи.
Под гласностью ОРД подразумевается проведение оперативно-розыскных мероприятий, содержание, цели, участники которых не скрываются ни от окружающих, ни от объектов их проведения.
Такие мероприятия могут носить и смешанный, гласно-негласный характер. Так, прослушивание телефонных переговоров, проводимое по заявлению или с согласия заинтересованных лиц, является негласным только по отношению к абоненту заявителя.
Гласная оперативно-розыскная работа осуществляется через СМИ посредством ознакомления населения с информацией о произошедших событиях, об упреждающих, профилактических действиях, о розыске и установлении тех или иных категорий граждан. Гласная оперативно-розыскная деятельность связана с размещением ориентировок, сообщений, справок, обращений и других документов, которые расклеиваются в местах наибольшего скопления граждан, на специальных стендах «Их разыскивает полиция». В последнее время аналогичная информация размещается на сайтах в Интернете (доступных для оперативных органов). К гласному виду деятельности сотрудников правоохранительных органов, уполномоченных на проведение оперативно-розыскной деятельности (прежде всего, имеются в виду сотрудники уголовного розыска), можно отнести их участие в процессуальном расследовании по возбужденным уголовным делам «по горячим следам», в том числе в бригадах следственно-оперативных групп (СОГ). К гласному виду деятельности оперативных подразделений необходимо относить назначение и проведение экспертиз (для целей конспирации они могут сопровождаться вымышленной легендой).
Использование в противодействии
преступности негласных оперативно-
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется специальными субъектами, которыми являются только оперативные подразделения государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД (ст. 13). Перечень таких органов может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
К оперативным подразделениям
относятся находящиеся в
Перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их компетенция, структура, организация работы определяются ведомственными нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД. Подразделения указанных органов, не внесенные в утвержденный перечень, не могут быть отнесены к числу оперативных и, соответственно, не вправе реализовывать оперативно-розыскную функцию. К числу оперативных не могут быть отнесены подразделения, выполняющие вспомогательные функции либо основные, но не связанные с ОРД.
Под пределом компетенции понимается ограниченный Законом круг правомочий органов, осуществляющих ОРД, по проведению всех или отдельных видов оперативно-розыскных мероприятий.
Полномочия органов-субъектов ОРД в рассматриваемой сфере неодинаковы. Оперативные подразделения одних органов осуществляют ОРД в полном объеме, других - в усеченном. Различия в компетенции отмечаются и между различными оперативными подразделениями одного ведомства как субъекта ОРД.
В частности, оперативные подразделения органа внешней разведки Минобороны России вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных субъектов ОРД (см. ст. 13 Закона).
При определении компетенции (полномочий) этих органов в сфере ОРД необходимо руководствоваться нормами комментируемого Закона, соответствующими федеральными законодательными актами, регламентирующими их деятельность, а также ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами.
Например, правом проведения оперативно-розыскных мероприятий, связанных с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, Закон наделяет только подразделения органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Оперативные подразделения, наделенные правом проведения указанных мероприятий, определяются ведомственными нормативными правовыми актами, а порядок использования оперативно-технических сил и средств органов ФСБ, МВД, ФСКН - межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (см. ст. 6 Закона).
Компетенция субъектов в сфере ОРД ограничивается их задачами и функциями, определенными в законодательных актах, регламентирующих сферу их деятельности: в Законах «О полиции», «О внешней разведке», «О Федеральной службе безопасности» и др.
Оперативно-розыскная деятельность имеет законодательно определенное целевое назначение - защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Среди объектов защиты при проведении ОРМ законодатель в первую очередь поставил интересы человека и гражданина, признав их высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Ведь именно в защите человека от преступных посягательств с помощью ОРМ выполняется конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ).
Под целью ОРД понимается ее идеальный конечный результат, на достижение которого направляется активное поведение ее субъектов (органов, ее осуществляющих). Цели этой деятельности в Законе сформулированы в обобщенном виде. Законодателем указаны лишь приоритетные объекты защиты - личность, собственность, общество и государство и обеспечение их безопасности от преступных посягательств. В качестве инструмента, средства достижения этой цели законодатель обозначил и определенные формы: защиту и обеспечение. Эти формы дифференцированы в зависимости от объекта. Защита относится к человеку и гражданину, т.е. речь идет о защищаемых интересах отдельной личности или групп лиц, а обеспечение отнесено к обществу и государству, т.е. к сфере более емкой, одинаково важной для всех членов общества, граждан государства. Это предопределяет в известной мере и характер оперативно-розыскной деятельности, ее содержание, направленность.
Так, угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности, причем угроза по своему характеру может быть как реальной, так и потенциальной (ст. 3 Закона РФ «О безопасности»). Достижение цели обеспечения безопасности осуществимо только путем предварительного и своевременного добывания информации о возможностях, действиях, планах и намерениях частных лиц, организаций или иностранных государств, т.е. сфера обеспечения безопасности, в том числе и с использованием ОРД, представляется более широкой, более емкой, чем защита.
Обеспечение безопасности достигается с применением системы мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Оперативно-розыскная деятельность в этой системе носит обеспечивающий характер.
Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности законодатель относит: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность (ст. 1 Закона РФ «О безопасности»).
Исходя из формулировки
законодательной дефиниции опер
В соответствии с УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. При этом преступлением не является действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (ст. 14 УК РФ). Однако нередко лишь в процессе этой деятельности и последующего расследования становится возможным выяснить, имеет ли место преступление или речь идет об ином правонарушении, содержится ли в действиях объекта мероприятий состав преступления. Поэтому факт преступления и его признаки изначально являются лишь предположительными. В этой связи не соответствующей целям, а соответственно, и незаконной оперативно-розыскная деятельность может быть только в том случае, если для ее субъектов является очевидным неуголовный характер противоправности деяния.
Вместе с тем анализ определения ОРД во взаимосвязи с другими нормами Закона, а именно закрепляющими задачи ОРД (ст. 2), основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 7 и ст. 8), особенности проведения оперативными подразделениями органов федеральной службы безопасности оперативно-розыскных мероприятий в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 8.1), и др., дает основания полагать, что ОРД не ограничивается исключительно выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений. Исходя из задачи добывания информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, ОРД не может ограничиваться только сферой борьбы с преступностью.
Информация о работе Сущность оперативно-розыскной деятельности