Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:38, контрольная работа
Предварительное слушание – самостоятельная стадия уголовного процесса, состоящая в проверке судьей материалов уголовного дела, поступившего в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом и разрешении вопросов, связанных с подготовкой к судебному заседанию.
Предварительное слушание это факультативная (не обязательная) стадия уголовного судопроизводства на которой решаются вопросы имеющие значение для назначения судебного заседания.
1. Введение
2. Основная часть
3. Заключение
«Участие прокурора в
Содержание
Введение
Предварительное слушание – самостоятельная стадия уголовного процесса, состоящая в проверке судьей материалов уголовного дела, поступившего в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом и разрешении вопросов, связанных с подготовкой к судебному заседанию.
Предварительное слушание это факультативная (не обязательная) стадия уголовного судопроизводства на которой решаются вопросы имеющие значение для назначения судебного заседания.
Предварительное слушание проводится по инициативе суда или по ходатайству сторон в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 229 УПК РФ, а именно:
- при наличии ходатайства об исключении доказательства;
- при наличии оснований
для возвращения уголовного
- при наличии оснований
для приостановления или
– при наличии ходатайства
обвиняемого о проведении судебного
разбирательства без его
- для решения вопроса
о рассмотрении уголовного
Кроме того, поскольку, в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 231 УПК РФ при назначении судебного заседания решается вопрос о мере пресечении, то в случае, если лицо, содержащееся под стражей заявляет ходатайство об ее изменении или есть необходимость в ее продлении, то суд также проводит предварительное слушание для решения указанных вопросов.
На предварительном слушании помимо вышеназванных вопросов может быть решен вопрос о назначении судебного разбирательства в особом порядке (Глава 40 УПК РФ) в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 315 УПК РФ.
Предварительное слушание проводится в закрытом судебном заседании с участием сторон. То есть в предварительном слушании принимают участие только стороны, запрещено присутствие посторонних лиц.
Предварительное слушание представляет собой особый порядок подготовки к судебному заседанию, обусловленный специфическим кругом разрешаемых судьей вопросов, особенностями процедуры его проведения и видами решений, принимаемых судьей по итогам проведения предварительного слушания.
Порядок проведения предварительного слушания регламентирован статьей 234 УПК РФ. В ней говорится, что предварительное слушание производится единолично судьей с обязательным участием сторон в закрытом судебном заседании с соблюдением правил, установленных 33, 34 и 35 УПК РФ.
Также, согласно Приказа Генерального прокурора от 20 ноября 2007 г. N 185 «ОБ УЧАСТИИ ПРОКУРОРОВ В СУДЕБНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА» пункт 1.7 гласит:
Основная часть
Предварительное слушание - это подготовительный этап производства в суде первой инстанции. Оно предназначено для того, чтобы заранее выяснить или скорректировать позиции сторон по делу, проверить допустимость представленных доказательств и рассмотреть ходатайства о предоставлении в судебное заседание дополнительных доказательств, не исследовавшихся на предварительном расследовании, одновременно уведомив о них другую сторону.
По смыслу главы 34 УПК РФ на предварительном слушании участвует прокурор (ч.4 ст.235, ч.5 ст.236). Однако в приложении № 97 УПК РФ, устанавливающем форму постановления судьи о назначении судебного заседания по итогам предварительного слушания, говорится об участии здесь государственного обвинителя, поэтому нам представляется более верным определением сущности лица, осуществляющего функции обвинения по уголовному делу, именно как государственного обвинителя, поскольку и на указанную стадию уголовного процесса распространяет свое действие положения ст.246 УПК РФ относительно полномочий государственного обвинителя в процессе.
Общие основания проведения предварительного слушания определены в ст.229 УПК РФ. Это:
1. Наличие ходатайства стороны об исключении доказательств, заявленного стороной после ознакомления с материалами уголовного дела, либо после направления уголовного дела в суд с обвинительным заключением в течение 7 суток со дня получения копии обвинительного акта. Следует отметить, что законом государственный обвинитель не наделен правом или обязанностью знакомиться с материалами уголовного дела до направления дела в суд, что в определенной степени ограничивает его возможности. Но использование предлагаемой методики взаимодействия государственного обвинителя и субъектов следствия, надзирающим прокурором, либо обвинителем, взаимодействующим со следователем на досудебных стадиях процесса и имеющим представление о существе и особенностях данного дела, позволяет ему сформировать полную и объективную позицию обвинения по данному делу, в том числе и определить необходимость заявления ходатайств на данной стадии, в том числе и по иным основаниям, перечисляемым в ст.229 УПК РФ. Кроме того, зная материалы уголовного дела и процесс их формирования, государственный обвинитель имеет возможность высказать более обоснованную позицию по поводу ходатайств, заявленных другими участниками процесса.
2. При наличии оснований для
возвращения уголовного дела
прокурору в случаях,
3. При наличии оснований для
приостановления или
4. Для решения вопроса об особом порядке судебного разбирательства;
5.Для решения вопроса, в
6. Часто на данной стадии решается и вопрос о мере пресечения -продлении срока содержания под стражей или изменении данного вида меры пресечения на иную, не связанную с лишением свободы.
На стадии предварительного слушания ходатайства чаще всего заявляются стороной защиты и касаются исключения доказательств обвинения. В связи с этим на государственном обвинителе, в соответствии с ч.4 ст.235 УПК РФ, лежит бремя опровержения необоснованных доводов, представленных защитой (как показало проведенное исследование разного рода ходатайства в суде сторона защиты заявляет всегда).
Государственный обвинитель на данном этапе своей деятельности решает задачи двух типов - стратегические (их можно назвать основными или главными) и промежуточные (или частные). К задачам стратегического характера относятся следующие:
- имеются ли основания для
заявления ходатайства о
- если подобное основание
- имеются ли основания для возвращения дела прокурору в порядке ст.237 УПК РФ;
- если основания для
- о приобщении каких
- с учетом характера заявленных
ранее ходатайств и ошибок
следствия, выявленных при
- решить вопрос о необходимости
заявления ходатайства об
Промежуточные (частные) задачи, решение которых позволяет в конечном итоге разрешить главные задачи, на данном этапе сводятся к определению средств и способов реализации поставленных стратегических задач и могут быть выражены в следующем:
а) определить, где могут содержаться дополнительные доказательства, необходимые по делу;
б) запросить отсутствующие в деле документы, принять меры к установлению места жительства или места нахождения необходимых свидетелей (указанные сведения можно получить, например, в результате взаимодействия со следователем или оперативной группой), чтобы иметь возможность заявления мотивированного ходатайства в суде;
в) для опровержения ходатайств защиты запросить дополнительные доказательства, либо иную информацию, способствующую обоснованию своей позиции, включая сюда подборку нормативных актов, судебной практики, ссылки на материалы дела;
г) в соответствии с требованиями
приказа № 28 Генерального Прокурора
РФ представить рапорта
Складывающаяся судебная практика свидетельствует о том, что большинство ходатайств защиты об исключении доказательств обвинения можно подразделить на следующие группы:
1. ходатайства о признании
2. ходатайства об исключении
по любым основаниям
3. ходатайства об исключении
по любым основаниям
Ходатайства защиты нередко заявляются уже на стадии предварительного расследования, в том числе о:
- прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления в действиях;
- о дополнении материалов
- об изменении меры пресечения обвиняемому, на не связанную с лишением свободы;
- прекращении уголовного дела в отношении подсудимого за отсутствием состава преступления;
- об исключении доказательств обвинения;
- о приобщении дополнительных доказательств, в том числе и вызове новых свидетелей.
Для достижения целей обвинения все большее значение при рассмотрении в суде уголовных дел приобретает доказательственная информация, получаемая в ходе оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Такая информация находит свое отражение как в соответствующих документах (материалах оперативно-розыскных действий), так и в сознании лиц, производивших эти мероприятия. Согласно действующему законодательству, доступ к такого рода информации для прокурора ограничен, поэтому оптимальным представляется получение интересующих государственного обвинителя сведений от лица, ответственного за проведение оперативно-розыскных мероприятий по конкретному уголовному делу, в ходе налаженного взаимодействия с субъектами следствия.
Однако в первую очередь государственного обвинителя должны интересовать те результаты оперативно-розыскной деятельности, которые нашли документальное отражение в материалах уголовного дела. Прежде всего, необходимо убедиться, что такие результаты нельзя оспорить с точки зрения законности их получения, а соответственно и нельзя обоснованно поставить вопрос о признании недопустимости доказательства, полученные по результатам этой деятельности или трансформированных в доказательства.
Поэтому государственный обвинитель должен уяснить:
- имелся ли законный повод для производства ОРД;
- имелись ли основания для
производства ОРД (т. е.
- проводилось ли оперативно-
- как производилась фиксация хода и результатов ОРМ;
- имеется ли решение о передаче
результатов ОРД органам
- полно ли проведена проверка результатов ОРМ следственным путем и какова их доказательственная ценность;
- исследованием каких доказательств можно проверить соответствие закону повода, оснований, хода и результатов ОРМ.
Информация о работе Участие прокурора в предварительном слушании