Уголовно-правовая характеристика контрабанды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Одним из направлений успешного решения обозначенной проблемы является дальнейшая разработка научно обоснованных рекомендаций по построению и проверке версий применительно к обстоятельствам о контрабанде.
Целесообразность более глубокой разработки теоретических положений, способов и приемов версионной работы сотрудников правоохранительных органов применительно к контрабанде обусловлена в современных условиях ростом и степенью общественной опасности этого вида преступлений. Динамику, тенденции роста контрабанды и ее общественной опасности можно проследить по статистическим данным об этом преступлении на протяжении нескольких последних лет.

Содержание работы

Введение 3 стр.

1. История формирования института борьбы с
контрабандой. 5 стр.

2.Уголовно-правовая характеристика контрабанды. 8 стр.

Заключение 19 стр.

Список использованной литературы 22 стр.

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Кафедра уголовного права

и криминалистики

 

 

 

Курсовая работа

По курсу: “Уголовное право” особенная часть.

На тему: Уголовно-правовая характеристика контрабанды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение                                                                                          3 стр.

 

1. История формирования института  борьбы с 

    контрабандой.                                                                                   5 стр.

 

      2.Уголовно-правовая характеристика контрабанды.                  8 стр.         

 

      Заключение                                                                                     19 стр.

 

     Список  использованной литературы                                             22 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

Переход Республики Беларусь к новым политическим я экономическим отношениям обнажает многочисленные негативные явления, следствием которых является значительный роет уголовных и административных правонарушений во внешнеэкономической деятельности.

Бесспорно, по прежнему на эффективность предупреждения. качество работы по раскрытию и расследованию  отдельных видов (групп) преступлений серьезное влияние оказывает  профессиональный опыт сотрудников правоохранительных органов, связанный непосредственно, с анализом следственных ситуаций, построением и проверкой версий, планированием расследования, определением сложных задач и проведений тактических операций по их решению. тактикой проведения отдельных следственных действий, ревизионных к иных мероприятий.

Анализ современной  практики правоохранительных свидетельствует  о том, что сотрудники органов  дознания и предварительного следствия, в компетенцию которых входит осуществление деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых во внешнеэкономической сфере, испытывают определенные трудности в первую очередь при построении и проверке версий. Указанные затруднения нередко влекут за собой допущение не только тактических ошибок, но и нарушений правового характера.

 К числу некоторых основных причин этого можно отнести;

• слабое представление  о понятии, видах, правилах построения и проверки версий;

• неуверенное применение уголовного, уголовно-процессуального, административного и таможенного  права, положений ведомственных нормативных, актов, регламентирующими порядок, правила; и условия функционирования внешнеэкономической. деятельности;

• недостаточное внимание руководителей органов дознания и предварительного следствии к  пополнению их сотрудниками опыта использования  этих и иных знаний для анализа оперативно следственных ситуаций, принятия тактических и уголовно-процессуальных решений.

Одним из направлений  успешного решения обозначенной проблемы является дальнейшая разработка научно обоснованных рекомендаций по построению и проверке версий применительно к обстоятельствам о контрабанде.

Целесообразность более  глубокой разработки теоретических  положений, способов и приемов версионной работы сотрудников правоохранительных органов применительно к контрабанде обусловлена в современных условиях ростом и степенью общественной опасности этого вида преступлений.

Динамику, тенденции роста  контрабанды и ее общественной опасности  можно проследить по статистическим данным об этом преступлении на протяжении нескольких последних лет.

Сведения о возбужденных уголовных делах по контрабанде и административных таможенных правонарушениях за период с 1994 года по октябрь 1996 года включительно.

 

 

Виды процессуальных решений

1994 г.

1995 г.

1996 г.

Возбуждено уголовных  дел по ст. 75 УК Республики

Беларусь

89

142

177

Отказано в возбуждении  уголовного дела по ст.ст. 5,6

УПК Республики Беларусь

3097

1917

1159

Возбуждено по ст.ст. 1931-19314 КоАП Республики Беларусь

15141

20124

22618


 

Общая оценочная стоимость  изъятых предметов по делам о  контрабанде составила в 1994 — 77.372.852; в 1995 — 221.452.954 и в 1996 году — 365.079.301 тысяч рублей.[14,с.3.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ.

 

 

Контрабанда –  явление очень старое. Упоминание о контрабанде, т.е. незаконном нелегальном провозе товаров из одной страны в другую имеется у древнегреческих и древнеримских историков[1,с.38].

 

Само слово "контрабанда", заимствованное из итальянского языка  и вошедшее во многие современные  языки мира (contrabando, от contra – против и bando – правительственный указ) включает понятие нарушения закона государства или правительственного распоряжения. Слово "контрабанда" также означает товар или какой-либо запрещенный к ввозу и вывозу предмет, тайно провезенный или пронесенный через государственную границу.

 

Понятие "контрабанда" как правонарушение появилось в 14 веке в период зарождения капитализма  и бурного развития товарно-денежных отношений, когда страны признали для  себя невыгодным беспрепятственный  ввоз и вывоз товаров.

Позднее в законодательном порядке были установлены правила провоза товаров через государственную границу. Для осуществления контроля над провозом товаров и взимания пошлин и других сборов, установленных государством, на сухопутной границе и в портах были созданы специальные государственные учреждения – таможни.

 

Всякое нарушение  правил, установленных законом и  другими нормативными актами, провоза  или проноса товаров и ценностей  через границу с сокрытием  их от контроля со стороны таможен, получило название контрабанды, а виновные в совершении таких действий подлежали наказанию[2,c.65].

 

С конца 18 века до начала 20 века Беларусь находилась в составе

Российской  империи. Поэтому история развития Белоруси тесно переплетается с  историей развития Российской империи. Это касается как экономической политики, так и таможенной политики, как ее составного элемента.

 

Самодержавие, сложившееся в России в середине 17 века ввело в 1653

Таможенный  устав, содержавший в себе таможенный тариф – свод таможенных пошлин, установленный для обложения товаров, пропускаемых через границу.

Мероприятия российского  государства в таможенном законодательстве были подкреплены соответствующими мерами, направленными на усиление таможенной охраны в целях пресечения контрабандного ввоза и вывоза товаров.

Контрабандным путем переправлялись, главным образом, те товары, которые облагались высокими ввозными пошлинами или производство и продажа которых составляли исключительное право государства (табак, водка и другие).

Важнейшим мероприятием по усилению борьбы с контрабандой было учреждение в

России в 1754 году пограничной стражи, как особого  корпуса войск для охраны государственной  границы в таможенном и военно-полицейском  отношениях. Позже была создана специальная  таможенная стража[3,c.208].

 

В 1782 году Екатерина II учредила таможенную стражу на западной границе в виде "особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потайного провоза товаров". Она состояла из таможенных надзирателей, которые несли дозоры на участке. Если надзиратель или находившиеся под его началом объездчики не могли самостоятельно задержать контрабандистов, они должны были преследовать их до ближайшего селения, в котором обращались за помощью к местным властям[4,c.93].

 

В целях усиления охраны сухопутной государственной  границы и пресечения контрабанды в 1828 году вступило в действие новое Положение об устройстве пограничной таможенной стражи, в соответствии с которым эта стража по своей организации стала походить на воинское подразделение регулярной армии[5,c.76].

 

Таможенный  устав 1904 года давал право пограничной страже и таможенному надзору в наиболее опасном в контрабандном отношении районе – в пограничных губерниях Царства Польского – производить в пограничной полосе шириной в 875 саженей от границы (около 2 км) обыски и выемки в домах и других жилых помещениях на тех же условиях, какие были установлены для полицейских чинов, заменяющих судебных следователей при производстве следственных действий.

 

Таможенный  устав 1910 года уточнил некоторые  вопросы борьбы с контрабандой, предоставив органам таможенного надзора самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров в пределах 100-верстной полосы от линии сухопутной границы внутрь страны и от морских берегов с участием полиции, а за пределами 100-верстной полосы – с помощью мировых судей, судебных заседателей и полиции. Этим уставом детализировались также процессуальные вопросы разбирательства, обжалования, исполнения дел о контрабанде[6,c.99].

 

Также необходимо упомянуть об учреждении Центральной  комиссии по борьбе с контрабандой при Всероссийской чрезвычайной Комиссии – ВЧК - согласно Декрета СНК от 08.12.21 г. Комиссии по борьбе с контрабандой создавались при местных особых отделах ВЧК с участием представителей военного ведомства и таможенного контроля[11,c.106].

 

Таким образом, уголовно-процессуальные действия по борьбе с контрабандой из компетенции  таможенных учреждений были изъяты и  в полном объеме (как в форме  дознания, так и в форме предварительного следствия) были переданы органам государственной безопасности.

 

Многолетняя практика борьбы с контрабандой показывает, что наиболее часто обнаруживаются факты контрабандного ввоза и  вывоза предметов в процессе осуществления  таможенного контроля. Вместе с тем  невозможность до недавнего времени  своевременного проведения неотложных следственных действий по обнаружению преступления существенно затрудняло изобличение лиц, совершающих контрабанду. Для устранения отмеченных недостатков законодатель еще в Таможенном кодексе СССР 1991 года придал таможенным органам государства функцию производства дознания по уголовным делам о контрабанде[13,c.203].

 

 

Процесс становления  и развития таможенного дела в  Российской империи, в дальнейшем в  СССР носил сложный и противоречивый характер. Хотя в целом за этот период был накоплен ценный и полезный опыт, без учета и использования которого невозможно создать и продолжать совершенствовать современное таможенное законодательство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Уголовно-правовая характеристика контрабанды.

 

Незаконное перемещение  через таможенную границу государства товаров и ценностей существенным образом затрагивает его экономические интересы, связанные в первую очередь с обеспечением экономической безопасности страны. Среди многочисленных средств обеспечения экономической безопасности государства, защиты его экономического суверенитета, интересов национального производителя и создания благоприятных условий для развития национальной экономики далеко не последнее место отводится уголовной и административной ответственности за контрабанду.

Рост числа контрабанды, как и многих преступлений против порядка осуществления экономической  деятельности, пришелся на начало 90-х  годов прошлого века — период коренных преобразований в государственном устройстве, экономике, политике и иных сферах жизни белорусского общества и государства. Изменения в УК 1960 г., произведенные в 1999 г., были осуществлены на основе статьи 228 проекта нового Уголовного кодекса. Характерно, что закон, вносивший изменения и дополнения в статью 75 УК 1960 г. (контрабанда), и УК 1999 г. были подписаны Президентом республики в один и тот же день — 9 июля 1999 г.

Следствием указанных  изменений и дополнений уголовного законодательства явилось вполне обоснованное и давно ожидаемое сужение  сферы применения уголовной ответственности за контрабанду. Для сравнения: если, например, в 1996 г. в республике за контрабанду было осуждено 135 человек, то в 2000 г. их число составило 38 человек, а за первое полугодие 2001 г. — 16 человек.

Предмет контрабанды  описан в двух частях статьи 228. В части 1 в качестве предмета контрабанды обозначены товары и ценности в крупном размере, запрещенные или ограниченные к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь (см., например, приказ Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 19 марта 1999 г. №103-ОД «О совершенствовании контроля за перемещением через таможенную границу Республики Беларусь товаров, ограниченных к такому перемещению, а также специфических товаров (работ, услуг)» (в ред. приказа Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 28 июля 1999 г. № 342-ОД) и др.)[16,c.161.]

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Таможенного кодекса под  товарами в смысле статьи 228 УК следует  понимать любое движимое имущество, в том числе валюту, валютные ценности, электрическую, тепловую, иные виды энергии и транспортные средства.

Контрабанда признается совершенной в крупном размере, если стоимость перемещаемых одним  лицом или группой лиц товаров  и ценностей превышает в 2000 раз  размер МЗП, установленный на день совершения преступления (см. примечание к ст. 228 УК). Контрабанда указанных товаров и ценностей не в крупном размере влечет административную ответственность в соответствии со статьями 1936-1939 КоАП.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика контрабанды