Услуга как объект гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Расширение перечня основополагающих групп объектов гражданских прав, предпринятое с принятием ГК РФ, не ослабило, а напротив, повысило значимость услуг как особой группы объектов гражданских прав. При этом если товары (вещи) в догме права традиционно описываются и классифицируются по различным признакам, то прочие объекты гражданских прав, поименованные в ст. 128 ГК РФ, либо изучены недостаточно, либо вообще не подвергались серьезному исследованию, что обусловлено относительной новизной отдельных объектов (интеллектуальная и промышленная собственность, средства индивидуализации субъектов предпринимательства и их продукции) или невостребованностью до некоторых пор таких объектов оборотом (ценные бумаги, услуги, информация).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика услуги как объекта гражданского права
1.1. Понятие объекта гражданских правоотношений…………………….5
1.2. Понятие услуг…………………………………………………………..7
Глава 2. Отдельные особенности услуги как объекта гражданского права
2.1. Правовые признаки услуг……………………………………………....11
2.2. Классификация услуг………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………….…22
Список использованных источников и литературы………………………23

Файлы: 1 файл

387услуга как объект гражданского права.docx

— 91.90 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Общая характеристика услуги как объекта гражданского права

1.1. Понятие объекта  гражданских правоотношений…………………….5

1.2. Понятие услуг…………………………………………………………..7

Глава 2. Отдельные особенности услуги как объекта гражданского права

2.1. Правовые признаки  услуг……………………………………………....11

2.2. Классификация услуг………………………………………………….16

Заключение…………………………………………………………………….…22

Список использованных источников и литературы………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Расширение перечня основополагающих групп объектов гражданских прав, предпринятое с принятием ГК РФ, не ослабило, а напротив, повысило значимость услуг как особой группы объектов гражданских прав. При этом если товары (вещи) в догме права традиционно описываются и классифицируются по различным признакам, то прочие объекты гражданских прав, поименованные в ст. 128 ГК РФ, либо изучены недостаточно, либо вообще не подвергались серьезному исследованию, что обусловлено относительной новизной отдельных объектов (интеллектуальная и промышленная собственность, средства индивидуализации субъектов предпринимательства и их продукции) или невостребованностью до некоторых пор таких объектов оборотом (ценные бумаги, услуги, информация).

В правотворческой деятельности уделяется большое внимание категории услуг, в гражданском законодательстве появляются новые виды договоров об оказании услуг, ранее неизвестные отечественному правопорядку.

Все вышеизложенное обусловливает актуальность выбранной темы исследования.

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие при оказании услуг.

Предмет исследования данной работы составляют нормативные правовые акты, регламентирующие особенности оказания услуг, а также специальная юридическая литература, посвященная рассмотрению данного вопроса.

Целью исследования данной работы является всестороннее изучение услуги как объекта гражданского права.

Для достижения поставленной цели при написании работы были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие объекта гражданских правоотношений;

2. Обозначить понятие услуг;

3. Выявить правовые признаки услуг;

4. Проанализировать классификацию услуг.

Методологическую основу настоящего исследования составляют общенаучные методы: диалектический, лингвистический, статистический, а также частно-научные методы: сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-логический и др.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованных нормативных источников и литературы. Структура работы обусловлена целями и задачами исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика услуги как объекта

гражданского права

 

1.1. Понятие объекта гражданских правоотношений

 

Объекты гражданских правоотношений - это различные материальные (в том числе вещественные) и нематериальные (идеальные) блага либо процесс их создания, составляющие предмет деятельности субъектов гражданского права.

Названные объекты нередко именуют объектами гражданских прав (как это, в частности, делает Гражданский кодекс Российской Федерации1).

Как известно, объектом правового регулирования может быть только поведение людей (их деятельность), а не сами по себе разнообразные явления окружающей действительности, например, вещи или результаты творческой деятельности. Поэтому считается, что именно оно и составляет объект гражданских правоотношений, тогда как вещи и иные материальные и нематериальные блага, в свою очередь, составляют объект (или предмет) соответствующего поведения участников (субъектов) правоотношений2.

На этом основываются традиционные попытки разграничения понятий «объект гражданского правоотношения» (под которым понимается поведение участников) и «объект гражданских прав» (под которым понимаются материальные или нематериальные блага). Однако такие блага становятся объектами не только прав, но и обязанностей, которые в совокупности как раз и составляют содержание правоотношений. Таким образом, категория объекта гражданских прав совпадает с понятием объекта гражданских правоотношений (либо понятие объекта гражданских прав следует признать условным и весьма неточным).

В действительности поведение участников правоотношений невозможно рассматривать изолированно от тех объектов, по поводу которых оно осуществляется, ибо такое поведение никогда не является беспредметным и бесцельным. Смысл категории объектов гражданских правоотношений (объектов гражданских прав) заключается в установлении для них определенного гражданско-правового режима, т.е. возможности или невозможности совершения с ними определенных действий (сделок), влекущих известный юридический (гражданско-правовой) результат.

Ясно, что такой режим на самом деле устанавливается не для различных благ, а для людей, совершающих по поводу этих благ различные юридически значимые действия. Иначе говоря, он определяет поведение участников правоотношений, касающееся соответствующих материальных и нематериальных благ. Именно правовым режимом (а не своими физическими свойствами) отличаются друг от друга различные объекты гражданского оборота, и именно эта их сторона имеет значение для гражданского права3.

В силу этого объектом гражданских правоотношений (или объектом гражданских прав) можно было бы признать определяемое законом (правовым режимом) поведение людей по поводу приобретения, отчуждения и использования разнообразных благ, а не сами эти блага. Тем не менее, по сложившейся традиции и при известном упрощении ситуации к числу таких объектов относят именно материальные и нематериальные блага либо деятельность по их созданию, имея в виду, что в связи с ними (по их поводу) и возникают соответствующие права и обязанности, реализуемые в поведении участников правоотношений.

Почти все рассматриваемые объекты могут быть охвачены также понятием объектов гражданского (имущественного) оборота. Лишь личные неимущественные блага не могут быть объектом оборота, поскольку они неотчуждаемы от их обладателей. Однако гражданские правоотношения во всяком случае могут возникать по поводу их защиты. Поэтому понятие объекта гражданских правоотношений (объекта гражданских прав) оказывается шире понятия объекта гражданского оборота4.

К числу материальных благ как объектов гражданских правоотношений относятся вещи, а также результаты работ или услуг, имеющие материальную, вещественную форму (например, результат строительства или ремонта какого-либо материального объекта). В этом смысле материальным благом может являться не только вещь, но и деятельность по созданию или улучшению вещей и даже деятельность по оказанию иных материальных услуг. Поэтому в данную группу объектов включаются и услуги, не сопровождающиеся созданием или изменением вещей, но создающие известный полезный эффект материального, хотя и не обязательно овеществленного характера (например, услуги по хранению вещей, перевозке пассажиров и багажа или услуги оздоровительного либо культурно-зрелищного характера). Все эти объекты объединяет их экономическая природа как товаров, объективно требующих для себя гражданско-правового оформления (режима).

 

1.2. Понятие услуг

 

Понимание услуг как деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, основано на используемом в экономической науке широком значении услуг как вида экономической деятельности, отличного от промышленного производства и сельского хозяйства.

В данном значении понятием «услуги» охватывается, по существу, весь имущественный оборот. Однако имущественный оборот может быть сегментирован в зависимости от участвующих в нем экономических продуктов. В зарубежной экономике в качестве таковых выделяются товары и услуги, а в российской к ним добавляются еще и работы.

Триада «товары, работы, услуги» нашла отражение и в гражданском законодательстве. В ГК РФ она закреплена в п. 3 ст. 424, п. п. 2 и 3 ст. 426, п. 1 ст. 590, ст. ст. 1095 − 1098, п. 1 ст. 1212, ст. 1221.

Таким образом, в гражданском законодательстве услуги используются в качестве экономической категории при перечислении их наряду с товарами, работами, финансовыми средствами.

Однако использование в гражданском законодательстве экономических понятий представляется не вполне приемлемым. Для них должны быть найдены адекватные правовые формы, точно отражающие их сущность. Экономическая сущность услуг состоит в осуществлении деятельности, направленной на удовлетворение потребностей5.

Существенными признаками такого рода деятельности в экономической науке признаются неосязаемость, неразрывность производства и потребления, непостоянство качества, несохраняемость. Соответственно, общественные (экономические) отношения, обладающие данными признаками, могут быть объединены в понятии «услуги».

Услуги как объект гражданских прав выступают в гражданско-правовом обязательстве в качестве объекта, что и определяет, в конечном счете, его правовую природу как обязательства по оказанию услуг. Так, обязательством банковского счета опосредуются отношения по оказанию так называемых финансовых услуг. Объектом данного обязательства признаются услуги, что позволяет определять его правовую природу как обязательства об оказании услуг.

Формирование четкого представления о соотношении услуг как объекта гражданско-правового регулирования и как объекта гражданских прав (правоотношения) имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Широкое понимание услуг как объекта гражданско-правового регулирования позволяет распространить на отношения, опосредованные различными по своей правовой природе гражданскими обязательствами, нормы общего характера, регламентирующие рыночный сектор услуг.

Услуги в гражданском праве - обширная сфера правоотношений, также связанная с действиями обязанных лиц.

Но в отличие от работ, услуги по общему правилу в качестве основного предмета обязательства предусматривают не овеществленный (материальный) результат действий исполнителя, передаваемый заказчику, а непосредственно действия самого обязанного лица (услугодателя).

К услугам, в частности, относятся следующие: перевозка; хранение; банковское обслуживание; услуги связи, информации, доступа в Интернет; медицинские и ветеринарные услуги; правовые, аудиторские, консалтинговые услуги; туристско-экскурсионные и гостиничные услуги; образовательные услуги; коммунальные услуги; культурно-зрелищные и спортивно-оздоровительные услуги и др.

Действия обязанного лица, оказывающего услуги:

а) носят неовеществленный (нематериальный) характер и

б) тесно связаны с личностью услугодателя.

Указанными двумя признаками (нематериальный характер и связь с личностью услугодателя) услуги принципиально отличаются от работ.

Услуги как объекты гражданских прав разделяются на две группы:

а) услуги исключительно фактического характера и

б) услуги фактического и юридического (юридико-фактического) характера6.

Первая группа услуг оказывается посредством только фактических действий обязанного лица (совершение медицинских процедур, чтение лекций, предоставление номера в отеле и т.д.). К этой группе относятся: услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию и другие аналогичные.

Вторая группа услуг предусматривает совершение услугодателем не только фактических, но и юридических действий. Юридические действия - это сделки и иные имеющие правовые последствия действия (например, представительство в суде). Услугодатель оказывает услуги не только своими фактическими действиями, но и совершением юридических актов, как правило, в интересах заказчика (услугополучателя)7.

К таким услугам, в частности, относятся: поручение; комиссия; транспортная экспедиция; агентирование; банковские услуги. Услуга как объект гражданских прав по общему правилу носит возмездный, товарный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Отдельные особенности услуги как объекта

гражданского права

 

2.1. Правовые признаки услуг

 

В новой редакции ст. 128 ГК РФ8, введенной Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»9, в качестве объектов гражданских прав указаны не работы и услуги, как это было предусмотрено ранее действовавшим законодательством, а результаты работы и оказание услуги.

Юридически новая формулировка ГК РФ является более четкой. Это обусловлено тем, что под работами понимаются действия, направленные на достижение материального результата, который может состоять в создании вещи, ее переработке, обработке или ином качественном изменении, например постройке нового дома, ремонте вышедшей из строя вещи и т.д. Поэтому именно результаты работы рассматриваются в качестве объектов гражданских прав. Как будет показано ниже, более точной является и новая формулировка услуг.

Традиционно работы и услуги упоминались в законодательстве вместе в качестве объектов гражданских прав, поскольку у них есть некоторые общие черты. В частности, работы и услуги являются объектами обязательственных отношений, опосредующих имущественные отношения в динамике. Общим является и то, что услуги наряду с результатами работ рассматриваются в качестве товара, т.е. продукта деятельности, предназначенного для обмена10.

Однако это все-таки два разных объекта, и между ними существуют различия. Прежде всего, возникает вопрос, как сначала разграничить услуги и работы для того, чтобы в дальнейшем провести различие и между результатами работ и оказанием услуг. Следует иметь в виду, что разграничение между работами и услугами имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В частности, это необходимо для того, чтобы различать договоры подряда и возмездного оказания услуг.

Информация о работе Услуга как объект гражданского права