Виды, сущность и основания применения уголовно-процессуальных санкций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Для укрепления правопорядка и обеспечения строгого соблюдения законности большое значение на современном этапе развития российского государства и общества приобретает правовая санкция. Ведь именно санкции в виде конкретных мер правового принуждения, воздействующих на сознание и волю правонарушителя, являются мерами, которые восстанавливают и обеспечивают правопорядок. Однако не только принуждение, внешне представленное негативными санкциями, но и поощрение, представленное санкциями позитивными, побуждают субъектов права действовать в соответствии с нормами законодательства. Уголовно-процессуальный закон – это форма выражения норм уголовно-процессуального права.

Содержание работы

Введение………………………………………………….……….........................3
Глава 1. Виды и сущность уголовно-процессуальных санкций ……………..6
1.1. Сущность уголовно-процессуальных санкций ……………………….6
1.2. Виды уголовно-процессуальных санкций…………….…………….…8
1.2.1. Классификация уголовно-процессуальных санкций………......8
1.2.2. Правовосстановительные санкции, санкции ничтожности и карательные санкции в уголовном процессе………………………………………………………….12
Глава 2. Основания применения уголовно-процессуальных санкцій……………………………………………………………………….….19
Заключение …………………………………………………………………..…30
Список литературы……………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Види, сущность и основания примениения уголовно-процессуальных санкций.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

Разделение процессуальных санкций на регулятивные и охранительные условно. Нарушение процессуальной нормы порождает охранительные правоотношения, и любая правовосстановительная санкция в этом случае выполняет не только регулятивную, но и охранительную функцию. В то же время и карательные санкции играют роль регулятора правовых отношений, оказывая сдерживающее от нарушения правовой нормы воздействие путем угрозы неблагоприятных последствий.

Общая теория права разделяет санкции в зависимости от направленности неблагоприятных последствий на личные и имущественные.

Полагаем, что такое разделение процессуальных санкций неприемлемо, поскольку за пределами данной классификации остаются санкции ничтожности и большая часть правовосстановительных санкций.

Так же процессуальные санкции разделяют по признаку направленности неблагоприятных последствий меры непосредственного воздействия на правонарушителя и меры восстановления законности. Безусловно, такой способ классификации более точно отражает систему средств защиты процессуальных норм от нарушений. При этом к "мерам непосредственного воздействия" можно отнести и карательные санкции, и правовосстановительные в виде принудительного исполнения обязанности, к мерам восстановления законности - правовосстановительные санкции, оставшиеся за пределами классификации, а также санкции ничтожности. [20]

Рассматривая способы классификации процессуальных санкций как проявления различных сторон их правовой природы, можно предложить и иные основания.

Процессуальные санкции можно классифицировать и по способу их реализации. Это санкции активного и пассивного воздействия, которыми наделено то или иное лицо, осуществляющее судопроизводство и привлекающее к ответственности. К пассивным санкциям относят санкции "ничтожности", реализующиеся посредством простой констатации факта непризнания за противоправными действиями юридической силы. Активные санкции - это все карательные. [10]

 

 

 

1.2.2 Правовосстановительные санкции, санкции ничтожности и карательные санкции в уголовном процессе

В зависимости от способа охраны норм права от нарушений санкций выделим в процессуальном праве: 1) правовосстановительные, 2) карательные (штрафные) санкции, 3) ничтожности. Данная классификация позволяет определить место каждой санкции в механизме защиты правовых норм.

Суть правовосстановительных процессуальных санкций - в восстановлении нарушенных правоотношений, устранении последствий процессуальных правонарушений, выражении отрицательной оценки действиям правонарушителя. Правовосстановительные санкции осуществляют охрану правопорядка путем устранения либо сведения к минимуму вреда, причиненного процессуальным правонарушением. [18]

Процессуальные правовосстановительные санкции могут быть трех видов:

- отмена или  изменение незаконного правоприменительного  акта - санкция, налагаемая только  на правоприменителей;

- принудительное  исполнение обязанности - санкция, налагаемая  на лиц, участвующих в деле, вспомогательных субъектов процесса и на иных участников;

- возмещение  имущественного вреда - санкция, налагаемая  только на лиц, участвующих в  деле. [20]

Правовосстановительные санкции предусматривают властное принуждение и отрицательную оценку, которые должен претерпеть субъект, допустивший неправомерное действие или решение. Но здесь принуждение направлено не на личность, а на приведение в соответствие с законом порядка отношений, нарушенного этими действиями или решениями. Таким образом, применение правовосстановительной санкции служит гарантией правильного направления дела, законного и обоснованного выполнения следственных и судебных действий, реализации процессуальных прав и обязанностей. Так, согласно п. 2 ст. 345 УПК приговор подлежит отмене если он вынесен незаконным составом суда. К числу таких санкций относится и обязанность прокурора возвратить расследованное уголовное дело для производства дополнительного дознания и следствия (ст. 214 УПК) и обязанность суда возвратить дело на доследование в случаях, указанных в ст. 232 УПК, и содержащийся в законе перечень оснований к отмене или изменению приговора в кассационном и надзорном порядке (ст.ст. 342, 347 УПК). [2]

Правовосстановительные санкции могут суммироваться со штрафными. Так, в случаях существенного нарушения уголовно-процессуального закона при производстве дознания и предварительного следствия суд наряду с возвращением дела на дополнительное расследование вправе частным определением обратить внимание соответствующих должностных лиц на эти нарушения (п. 2 ст. 232, ч. 3 ст. 321 УПК). [2]Такое определение может быть реализовано посредством применения к нарушителям мер дисциплинарного взыскания в порядке подчиненности.

Для некоторых наиболее опасных уголовно-процессуальных правонарушений законодатель считает недостаточными меры процессуального принуждения и устанавливает санкции соответствующих норм уголовного права, обеспечивающих явку свидетелей, потерпевших, экспертов по вызову органов дознания, следствия, прокурора, суда и дачи ими правдивых показаний (заключений).

А.М. Ларин обращает внимание на то, что представляя собой элемент правовой нормы, санкция, в свою очередь, также может рассматриваться как системный объект с собственными элементами, с собственной внутренней структурой. По его мнению, элементами санкции в уголовно-процессуальной норме являются указания: а) о содержании меры принуждения; б) о субъекте, применяющем эту меру; в) о форме, процессуальном порядке ее применения. [15]

Санкции в виде отмены или изменения незаконного правоприменительного акта занимают особое место среди процессуальных, они обеспечивают выполнение властными субъектами процессуальных правоотношений своих обязанностей, непосредственно охраняют интересы законности в процессе. Также реализация данных санкций обеспечивает восстановление правопорядка и охрану субъективных прав участников процесса путем аннулирования созданных незаконным актом правоотношений и вытекающих из них прав и обязанностей. [5]

 

Это единственная процессуальная санкция, которая может быть применена к правоприменителю. Все другие санкции, которые налагаются на правоприменителя за совершаемые им процессуальные правонарушения, носят не процессуальный характер, преимущественно это будут дисциплинарные санкции.

Понятие "штрафных" и "карательных" санкций разработано в общей теории права и воспринято процессуальным правом.

Карательные процессуальные санкции могут быть наложены на всех участников процесса, кроме представителей правоприменительных органов.

Процессуальные карательные санкции могут быть финансовыми и карательными, выражающимися в физическом воздействии на участников процессуальных правоотношений. В свою очередь, финансовые санкции могут быть двух видов: штрафные и имущественные. [19]

Под имущественными санкциями мы подразумеваем, в частности, процессуальную санкцию, предусмотренную ст. ст. 106 и 118 УПК РФ, - обращение залога в доход государства. [2]

В отличие от санкций в виде принудительного исполнения обязанности карательные санкции в первую очередь направлены на пресечение правонарушения, наказание правонарушителя и ограничение прав нарушителя правовой нормы и во вторую очередь - на исполнение обязанности. В процессуальных карательных санкциях всегда ярко выражены отрицательная оценка действий правонарушителя, его порицание со стороны государства.

Карательными (штрафными) санкциями являются штрафы, взыскиваемые судом с переводчика и специалиста при уклонении от явки или исполнения своих обязанностей, а также с граждан, нарушающих порядок судебного заседания, не подчиняющихся распоряжениям председательствующего (ст.ст. 57, 133-1, 263 УПК). Таковы же по своей природе денежные взыскания, налагаемые на поручителя, а также обращение в пользу государства залога в случаях неявки обвиняемого или подозреваемого по вызовам следователя, прокурора, суда (ст.ст. 94, 99 УПК). [2]

Мера пресечения может рассматриваться в качестве штрафной санкции процессуальных норм. Речь идет о возможности изменения меры пресечения на более строгую, когда это вызывается обстоятельствами дела (ст. 101 УПК). Так, в ст. 93 УПК записано, "что в случае нарушения подозреваемым или обвиняемым данной им подписки (Подписка о невыезде) может быть применена более строгая мера пресечения, о чем ему должно быть объявлено при отобрании подписки." Не следует, очевидно, исключать из числа санкций процессуально-правовых норм предписание ст. 263 УПК о предоставлении суду права налагать на граждан, присутствующих при разбирательстве дела штраф за нарушение порядка в судебном заседании и другие подобные меры. Представляется недостаточно обоснованным мнение, что здесь речь идет не о процессуальном, а о материальном правонарушении, это наложение судом штрафа является реализацией санкции административно-правового характера и к процессуальной ответственности никакого отношения не имеет. Нельзя не учитывать, что взаимоотношение суда и участников судебного заседания регулируются не материально-правовыми, а процессуальными нормами, и за нарушение порядка в судебном заседании граждане могут быть подвергнуты не только штрафу, но и удалению из зала заседания. Это показывает направленность данной санкции именно на достижение конечной цели юридического процесса. Нарушение порядка в судебном заседании является процессуальным правонарушением, посягающим на процессуальные отношения, представляющие собой отклонение от требований диспозиции соответствующей процессуальной нормы. Санкция данной процессуальной нормы может не иметь процессуального характера. [22]

Следует заметить, что штрафных (карательных) санкций, непосредственно воздействующих на правонарушителей (типичных, например, для норм уголовного права), в уголовно-процессуальном праве меньше. В подавляющем большинстве норм данной отрасли права речь идет о санкциях в виде мер восстановления законности, нарушенной противоправными действиями субъектов уголовно-процессуальных прав и обязанностей, главным образом компетентных органов государства и соответствующих должностных лиц. Такие санкции, как подчеркивалось, называются правовосстановительными. [17]

Санкции "ничтожности" охраняют процессуальные правоотношения путем непризнания юридической силы за действиями, совершенными с нарушением требований правовой нормы.

Вопрос о существовании санкций "ничтожности" является дискуссионным. Многие ученые выделяют в своей классификации этот вид санкций, используя при этом разные названия.

Санкции "ничтожности" являются санкциями пассивного воздействия. Они реагируют на процессуальное правонарушение путем игнорирования противоправных действий, признавая их несостоявшимися, юридически безразличными. [15]

Наиболее ярко наличие санкций ничтожности проявляется в процессуальных отраслях права, они отличаются особым способом воздействия на лиц, не исполнивших свои обязанности при выполнении процессуально значимых действий. Санкции ничтожности не всегда прямо сформулированы в процессуальных нормах, они вытекают из предписания правил и порядка совершения юридически значимых действий. Выполнение норм процессуального права только частично обеспечивается возможностью применения мер непосредственного государственного принуждения, таких как штрафы, принудительное исполнение обязанности. Во многих случаях такую роль выполняют: отмена незаконного акта, признание доказательства, полученного с нарушением закона, не имеющим юридической силы, отказ в приеме искового заявления (жалобы), оставление искового заявления (жалобы) без движения, отказ в совершении процессуальных действий по истечении сроков, установленных в законе, и другие. [15]

В частности, нарушение срока может повлечь санкцию ничтожности (признание принятых решений недействительными, а полученных доказательств - не имеющими юридической силы - ч. 3 ст. 7 УПК); а также установленную законом ответственность участников процесса. [12]

Доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального закона, являются недопустимыми, т.е. не имеющими юридической силы и не подлежащими использованию при доказывании обстоятельств, подлежащих установлению в ходе производства по уголовному делу.

Недопустимыми доказательства признаются как в случае нарушения норм УПК судом, прокурором, следователем, органом дознания и дознавателем, так и в случае невыполнения установленных УПК требований при собирании доказательств подозреваемым, обвиняемым, их защитником, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями. [10]

 

 

 

 

 

Глава 2. Основания применения уголовно-процессуальных санкций

 

С основополагающим принципом деятельности государственных органов является закрепленное в ст. 15 Конституции РФ положение: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы". В этой связи под законностью в уголовном судопроизводстве следует понимать соблюдение всеми субъектами уголовного процесса требований Конституции РФ, уголовно-процессуальных правовых норм. Одним из средств обеспечения законности являются санкции правовых норм. Пока совершаются правонарушения, невозможно обойтись без санкций и ответственности. В то же время деятельность государственных органов, направленная на реализацию санкций, требует четкой правовой регламентации. [1]Это объясняется заключенной в санкции угрозой в виде неблагоприятных последствий, наступающих для лица в случае нарушения им правовых предписаний. Принцип законности включает, обращенное к субъектам уголовного процесса, требование принимать свои решения лишь при наличии достаточных оснований78. Следовательно, под обоснованностью применения санкций надо понимать вынесение решения о их реализации в соответствии с фактическими обстоятельствами правонарушения, личности нарушителя правовой нормы, целями, которые преследует правоприменитель в данной ситуации.

Как средство обеспечения правопорядка, санкция в то же время в соответствии с принципом неотвратимости наказания за правонарушение, сама является правилом поведения соответст­вующих должностных лиц государственных органов, уполномоченных на ее применение в случае обнаружения правонарушения. [9]

Реагируя на нарушение закона, санкция выполняет превентивные и восстановительные задачи в целях обеспечения законности. Поскольку санкция — обязательное правило поведения для компетентных должностных лиц, она сама должна отвечать требованиям законности. Таким образом, реализацию санкций можно рассматривать и как конечный результат и как правопри-менительную деятельность наделенных властными полномочиями субъектов права. [9]

Наиболее характерна двойственная функция санкций для уголовно-процессуального права. Уголовный процесс является деятельностью по реализации материальных норм, которая осу­ществляется в строго определенных законом формах. Любое уго-ловно-процессуальное правонарушение оказывает вредное воздействие и на сам правоприменительный процесс и на его конеч­ный результат — реализацию уголовно-правовой нормы. [8]

В свою очередь и сама деятельность должностных лиц и органов государственной власти на основании ст. 15 Конституции РФ, должна удовлетворять требованиям законности, обоснованности и целесообразности. [1] Данная конституционная норма применительно к уголовно-процессуальному законодательству в общем виде выражена в ст. 1,2 УПК.

Информация о работе Виды, сущность и основания применения уголовно-процессуальных санкций