Виды, сущность и основания применения уголовно-процессуальных санкций
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 10:24, курсовая работа
Описание работы
Для укрепления правопорядка и обеспечения строгого соблюдения законности большое значение на современном этапе развития российского государства и общества приобретает правовая санкция. Ведь именно санкции в виде конкретных мер правового принуждения, воздействующих на сознание и волю правонарушителя, являются мерами, которые восстанавливают и обеспечивают правопорядок. Однако не только принуждение, внешне представленное негативными санкциями, но и поощрение, представленное санкциями позитивными, побуждают субъектов права действовать в соответствии с нормами законодательства. Уголовно-процессуальный закон – это форма выражения норм уголовно-процессуального права.
Содержание работы
Введение………………………………………………….……….........................3 Глава 1. Виды и сущность уголовно-процессуальных санкций ……………..6 1.1. Сущность уголовно-процессуальных санкций ……………………….6 1.2. Виды уголовно-процессуальных санкций…………….…………….…8 1.2.1. Классификация уголовно-процессуальных санкций………......8 1.2.2. Правовосстановительные санкции, санкции ничтожности и карательные санкции в уголовном процессе………………………………………………………….12 Глава 2. Основания применения уголовно-процессуальных санкцій……………………………………………………………………….….19 Заключение …………………………………………………………………..…30 Список литературы……………………………………………………………..31
Реализация санкций
представляет собой деятельность по принятию
решений, выражающихся (в подавляющем
большинстве случаев) в актах применения норм права: к примеру,
в постановлении следователя о приводе
свидетеля, в определении суда (постановлении
судьи) об удалении подсудимого из зала
судебного заседания, в определении кассационной
инстанции об изменении или отмене приговора
суда первой инстанции и т.д. Данные решения
являются юридическими фактами, вызывающими
возникновение, изменение или прекращение
процессуальных правоотношений. [21]
Принятие любого
решения в уголовном судопроизводстве
включает в себя установление фактических
обстоятельств, выбор нормы права, установление
соответствия между нормативными условиями принятия
решения и установленными фактическими
обстоятельствами и собственно принятие
решения в форме пра-воприменительного
акта. Соблюдение установленной уголовно-процессуальным
законом формы принятия решений о реализации
санкций обеспечивает обоснованность
такого решения. [9]
Таким образом, законность
и обоснованность являются взаимообусловленными
и взаимосвязанными свойствами, которыми
должно обладать решение о применении
санкции. Рассмотрим общие условия, при
которых принятие решения в виде применения уголовно-процессуальных
санкций будет соответствовать требованиям
законности и обоснованности.
Правомерность применения
санкций в уголовном судопроизводстве
обеспечивается соблюдением следующих
требований:
1) решение об
их реализации принимается в пределах-своей
компетенции должностным лицом, осуществляющим
уголовное судопроизводство;
2) в правоприменительной
деятельности реализуются санкции,
установленные законом;
3) обязательность
использования санкций при наличии
достаточных, предусмотренных в законе предпосылок;
4) санкции применяются
к лицам, в отношении которых
закон предусматривает такую
возможность;
5) наличие развернутой
системы санкций, охраняющих уго-ловно-процессуальные
нормы от нарушения, дающей возможность
выбора способа охраны правопорядка и наиболее
оптимального сочетания санкций разных
видов;
6) соблюдение
регламентированного законом порядка
применения уголовно-процессуальных
санкций;
7) возможность (в
большинстве случаев) обжалования
либо опротестования решений
о применении санкций;
8) наличие различных
видов ответственности (уголовно-процессуальной,
уголовно-правовой, гражданско-правовой,
административной, дисциплинарной), наступающей
для должностного лица, в случае
несоблюдения требований законности
и обоснованности при принятии решений о реализации
санкций. [14]
Одним из условий
законности применения санкций является
компетентность субъекта этой деятельности
— должностных лиц, осуществляющих судопроизводство.
При этом данные лица обязаны действовать
в пределах своей компетенции, т.е. избрать
ту санкцию, на применение которой они
уполномочены законом. Так, следователь
не может самостоятельно применить санкцию
в виде изменения меры пресечения, не связанной
с лишением свободы, на заключение под
стражу. Для этого требуется санкция прокурора.
Иными словами, применение карательной
санкции в отношении обвиняемого, нарушившего
подписку о невыезде, в виде изменения
этой меры пресечения на арест относится
и к компетенции прокурора. В то же время
штрафная административная санкция, например,
о наложении денежного взыскания, — исключительная
прерогатива суда. [22]
Непременным условием
законности и обоснованности санкции
является установление фактических обстоятельств,
на которых основывается принимаемое
решение. Единственным основа" нием
ответственности служит
совершение правонарушения83. Не всегда
при реализации правовой санкции уголовно-процессуаль-ный
закон требует установления всех элементов
состава правонарушения, но установление
факта формального несоответствия действий
субъекта правоотношений требованиям
уголовно-про-цессуальной нормы — обязательное
условие их применения.
После выявления
признаков нарушения конкретной правовой
нормы управомоченное должностное лицо
становится субъектом обязанности по
совершению активных действий, направленных на устранение
правонарушения или его последствий, либо
на наказание правонарушителя. В зависимости
от того, какая правовая норма нарушена,
он выбирает и способ ее защиты. При этом
законодатель не имеет возможности строго
формализиро-вать ситуации, в которых
действуют должностные лица в сфере уголовного
судопроизводства . Поэтому для лица, принимающего
решение о реализации санкции, допускается
возможность выбора, некая доля усмотрения.
Вместе с тем оно обязано принять решение,
которое наиболее целесообразно в данном
конкретном случае . [16]
Таким образом, предоставленная
свобода усмотрения в выборе решения ограничивается,
с одной стороны, требованиями законности
и обоснованности применяемых мер воздействия,
а с другой стороны — их целесообразностью.
Понятие целесообразности
означает соответствие намеченным целям.
Различие непосредственных целей санкций
разных видов (общая и частная превенция,
восстановление правопорядка, стимуляция
совершения положительных действий) обусловливает
единовременность их применения за единичное
правонарушение84 .
Так, в случае неявки
свидетеля без уважительных причин в суд,
последний правомочен применить санкцию
в виде привода. Первоочередная цель данной
санкции — восстановление правопорядка
посредством принудительного исполнения обязанности.
Исходя из принципа целесообразности,
суд наряду с правовосстановительной
санкцией вправе (но не обязан) одновременно
применить к нарушителю штрафную санкцию
в виде денежного взыскания. [7] Такое решение
будет вполне обоснованным, например,
в случае совершения тем же лицом аналогичного
правонарушения в прошлом (при производстве
предварительного следствия или дознания,
при судебном разбирательстве дела). В
данном случае особенно отчетливо проявляется
доля свободного усмотрения должностного
лица в пределах обязательного и целесообразного.
[10]
Правоприменительный
акт, содержащий решение о применении
санкции, в соответствии с требованиями
закона должен содержать мотивацию, т.е.
указание на основания применения данного
вида санкции. Так, в определении суда кассационной
инстанции, отменяющем или изменяющем
приговор суда первой инстанции, должно
быть указано, требования каких статей
закона нарушены и в чем заключаются нарушения
или в чем состоит необоснованность приговора
(ч.З ст.351 УПК). [2]
В теории уголовного
процесса принято разделять основания
отмены или изменения судебных решений
на безусловные и условные, что влечет
некоторые особенности реализации данного
вида правовосстановительных санкций85.
Как отмечалось, реализация правовосстановительной
санкции в виде отмены или изменения незаконного
акта не требует установления субъективной
стороны правонарушения, что дает возможность
правопримени-телю использовать данную
санкцию по формальным основаниям. Перечень
безусловных оснований к отмене или изменению
приговора дан в ч.2 ст.343 и ч.2 ст. 345 УПК.
Безусловные основания реализации рассматриваемой
санкции связаны прежде всего с совершением
существенных нарушений уголовно-процессуально-го
закона. Выявление такого нарушения само
по себе обосновывает необходимость применения
санкции вне зависимости от фактических
последствий нарушения закона.
Другая группа оснований
применения санкции в виде отмены или
изменения незаконного акта (условные
основания, т.е. основания, предполагающие
для реализации санкций наличие дополнительных
условий) не предполагает обязательной
ее реализации. Правоприменителю дается
большая свобода усмотрения в вопросе
применения такой санкции в зависимости
от конкретных обстоятельств и их влияния
на конечные выводы по делу. Учет требования
обоснованности и целесообразности применения
санкции в данном случае связан с оценкой
объективной стороны правонарушения.
Что же касается виновности лица, принимавшего
решение по делу, то ее установление не
является необходимым условием реализации
правовосстановительной санкции и в данном
случае[20].
Так, условным основанием
отмены приговора является применение
судом уголовного закона, не подлежащего
применению (п.2 ст.346 УПК). В соответствии со ст.340 УПК
приговор суд первой инстанции подлежит
отмене лишь при условии необходимости
применения уголовного закона о более
тяжком преступлении. В то же время обстоятельства,
говорящие о такой необходимости, могут
стать известны лишь при кассационном
пересмотре приговора (например, установление
факта дачи ложных показаний свидетелем
на основании дополнительных материалов).
В действиях суда первой инстанции в данном
случае отсутствует вина, но его приговор
подлежит безусловной отмене. [10] Следовательно,
при таких обстоятельствах отмену объективно-противоправного
приговора необходимо рассматривать в
качестве меры восстановления правопорядка,
а не в качестве санкции.
Рассмотрим особенности
применения санкций в виде отмены или
изменения незаконного акта отдельными
субъектами уголов-но-процессуальной
деятельности.
Применение санкций
данного вида органом дознания носит весьма
ограниченный характер и возможно лишь
в случаях проведения дознания по делам,
по которым предварительное следствие
не обязательно (ст. 120 У ПК).
Безусловно, лицо,
производящее дознание, обязано реагировать
на любое нарушение процессуального закона.
Такое нарушение может быть выявлено при
принятии к своему производству уголовного
дела, находящегося ранее в производстве
другого должностного лица. Осуществляя
дознание, лицо, его производящее, может
принять решение об отмене или изменении
процессуальных актов, вынесенных другим
лицом на предыдущих этапах дознания,
в случае обнаружения их незаконности.
Например, постановление
о привлечении в качестве обвиняемого,
которое содержит не подтверждающееся фактическими
данными обвинение, подлежит отмене (полностью
или в части). [18]
В данном случае
не ставится задача разграничения полномочий
собственно Органа дознания и лица, производящего
дознание. Неправильно избранная мера
пресечения может быть отменена или изменена
на более строгую или более мягкую. В качестве
санкции выступает решение об отмене или
изменении незаконного постановления
о применении меры пресечения. Данная
санкция обращена к должностному лицу,
вынесшему незаконный процессуальный
акт.
Большей самостоятельностью
по применению рассматриваемой санкции
обладает следователь. Несколько шире
и круг лиц, чьи процессуальные акты он
правомочен отменять или изменять после
принятия дела к своему производству.
Кроме отмены либо изменения незаконных
актов, вынесенных по данному делу на предыдущих
этапах расследования, он отменяет и изменяет
любые оказавшиеся незаконными акты
органа дознания при получении от него
уголовного дела. [19]
Полномочия прокурора
по применению данной правовосста-новительной
санкции охватывают
стадии возбуждения уголовного дела и
предварительного расследования (п.2 ст.211
У ПК). Кроме того, участвуя в судебных
стадиях в качестве государственного
обвинителя, он косвенно (путем внесения
протестов) влияет на изменение или отмену
незаконных приговоров, постановлений
и определений суда.
Применение санкции
в виде отмены или изменения незаконного
акта судом также обладает особенностями.
Так, суд первой инстанции вправе изменить
или отменить избранную в период предварительного
расследования меру пресечения,
прекратить дело в части неправомерно
предъявленного обвинения. Вынесение
судом первой инстанции оправдательного
приговора является, по существу, отменой
всех незаконных процессуальных актов,
принятых в стадии предварительного расследования.
Возвращая уголовное дело на дополнительное
расследование, суд оставляет возможность
следователю самому устранить нарушения
закона. При этом не предрешаются выводы,
которые будут сделаны следователем, что
объясняется его процессуальной самостоятельностью.
Подобным образом
действуют суды кассационной и надзорной
инстанций.
Рассматривая реализацию
правовосстановительных санкций в виде
принудительного исполнения обязанности,
можно констатировать, что основания их
применения наиболее конкретизированы
уголовно-процессуальным
законом. В связи с этим вряд ли можно назвать
какие-либо существенные различия в порядке
применения данных санкций субъектами,
осуществляющими расследование и рассмотрение
уголовных дел. [11]
Так, санкция в виде
привода может быть применена за нарушение
конкретной обязанности — явки свидетеля,
потерпевшего, эксперта, подозреваемого,
обвиняемого (подсудимого) к лицу, производящему
дознание, следователю, прокурору, в суд.
Принудительное производство выемки,
обыска, освидетельствования, получения
образцов для сравнительного исследования
применяется за нарушение обязанности
подчиниться законным требованиям лица,
осуществляющего судопроизводство, либо
не препятствовать проведению соответствующего
следственного действия.
Таким образом можно сделать следующие
выводы:
1. Обеспечение
законности при осуществлении
уголовно-процессуальной деятельности
невозможно без таких средств
охраны правовых норм, какими
являются санкции, В то же время
и сама деятельность государственных
органов, направленная на реализацию санкций,
должна соответствовать принципу законности
и обоснованности, поскольку при совершении
правонарушения каким-либо субъектом
уголовного процесса, санкція становится
правилом поведения должностного лица,
управомоченного на ее применение.
2. Законность
и обоснованность применения
санкций в уголовном судопроизводстве
обеспечивается при соблюдении
следующих требований:
— решение о реализации
санкции принимается в пределах своей
компетенции должностным лицом, осуществляющим
уголовное судопроизводство;
— в правоприменительной
деятельности реализуются санкции, установленные
законом;
— обязательность
использования санкций при наличии достаточных,
предусмотренных в законе предпосылок;
— санкции могут
применяться к лицам, в отношении которых
закон предусматривает
такую возможность;
— наличие развернутой
системы санкций, охраняющих уголовно-процессуальные
нормы от нарушения, дающей возможность
выбора способа охраны правопорядка и
наиболее оптимального сочетания санкций
разных видов;
— соблюдение регламентированного
законом порядка применения уголовно-процессуальных
санкций;
— возможность (в
большинстве случаев) обжалования либо
опротестования решений о применении
санкций;
— наличие различных
видов ответственности (уголовно-процессуальной,
уголовно-правовой, гражданско-правовой,
административной, дисциплинарной) наступающей
для должностного лица в случае несоблюдения
требований законности и обоснованности
при принятии решений о реализации санкций.