Возбуждение уголовного дела. Поводы и основания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время возбуждение уголовного дела является самостоятельной стадией уголовного процесса, которой присущи конкретные задачи, своеобразное выражение основных принципов уголовного процесса, специфический круг субъектов, их уголовно-процессуальных действий и правоотношений и т.д. В условиях переориентации российского уголовного судопроизводства на усиление обеспечения прав личности обостряется проблема законности и обоснованности акта возбуждения уголовного дела, в связи с чем, вопросы процессуального порядка возбуждения уголовного дела приобретают особую актуальность и нуждаются в подробном объективном исследовании.

Содержание работы

Введение. 2
1. Порядок возбуждения уголовного дела 4
1.1. Органы и должностные лица, имеющие право возбуждать уголовные дела 4
1.2. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела. 5
1.3. Обстоятельства, исключающие участие в производстве по уголовному делу 7
2. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела 8
2.1.Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела публичного и частно–публичного обвинения 8
2.2.Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела частного обвинения 10
2.3. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц 11
2.4. Отказ в возбуждении уголовного дела 13
Вывод. 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Уральский институт экономики.docx

— 81.38 Кб (Скачать файл)

Уральский институт экономики 
управления и права. 
Юридический факультет. 
Контрольная работа 
Тема: «Возбуждение уголовного дела.  
Поводы и основания». 

Выполнила: 
Ермакова А. В. 
Группа Ю-301 
Научный руководитель: 
Биркин М. М. 

Екатеринбург 2012г.

 

Содержание:

 

Введение. 2

1. Порядок возбуждения уголовного дела 4

1.1. Органы  и должностные лица, имеющие право  возбуждать уголовные дела 4

1.2. Поводы  и основания к возбуждению  уголовного дела. 5

1.3. Обстоятельства, исключающие участие в производстве  по уголовному делу 7

2. Процессуальный  порядок возбуждения уголовного  дела 8

2.1.Процессуальный  порядок возбуждения уголовного  дела публичного и частно–публичного  обвинения 8

2.2.Процессуальный  порядок возбуждения уголовного  дела частного обвинения 10

2.3. Процессуальный  порядок возбуждения уголовного  дела в отношении отдельных  категорий лиц 11

2.4. Отказ  в возбуждении уголовного дела 13

Вывод. 15

Список литературы 16

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Анализ памятников правовой культуры Литвы позволяет сделать  вывод о том, что история первых очевидных попыток правового закрепления понятия преступления, хода его расследования и рассмотрения судами дел начинается в XV веке.

Первым уголовным и  уголовно-процессуальным унифицированным  актом в Беларуси является Судебник, изданный в 1468 г. великим князем Литовским Андреем Казимиром Ягайловичем. Хотя Судебник содержал нормы, регулирующие порядок судебного рассмотрения дел о преступлениях, он также имел упоминания о собирании и представлении суду доказательств совершения преступлений.

В дальнейшем Судебник был  положен в основу важнейших памятников юридической мысли, которыми являлись Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг. Некоторые его нормы, связанные с началом расследования преступления, получили в Статутах свое развитие. Это были самые передовые в Европе для того времени своды законов.

Дальнейшими важными этапами  развития стадии возбуждения уголовного дела в Беларуси стало законодательство дореволюционной России, БССР и СССР.

В царской России, частью которой являлась и территория Беларуси, предварительная проверка сведений о преступлении являлась одной из форм дознания. Статьи 297 и 298 Устава уголовного судопроизводства 1864 г. называли лишь «законные поводы к начатию следствия» и требовали от судебного следователя доводить до сведения прокурора о каждом факте начатого им следствия. Уставом не была предусмотрена специальная процедура или действие судебного следователя по аналогии с современным УПК РФ, в соответствии с которым предварительное расследование начинается с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела.1

Конституция СССР, принятая 5 декабря 1936 г., провозгласила задачи и основные принципы суда и функции прокурорского надзора, в том числе и относительно возбуждения уголовного дела. Статья 38 Закона «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» от 16 августа 1938 г. подробно регламентировала полномочия судов и единоличные действия судей и предписывала при возбуждении уголовного дела выносить постановления2.

Следует подчеркнуть, что  процессуалистами вплоть до 30-х гг. прошлого века возбуждение уголовного дела не рассматривалось как стадия уголовного процесса. В теории уголовного процесса того времени, да и в дальнейшем в работах многих авторов, возбуждение уголовного дела считалось либо частью предварительного расследования, либо назначением дела к слушанию, если не требовалось предварительного расследования преступления3.

Большинство ученых в области  уголовного процесса вплоть до 1950-х  гг. исходили из того, что уголовный процесс состоит вообще только из двух стадий: предварительного расследования и судебного рассмотрения дела. В частности, М. Л. Ширман прямо указывал на то, что нет «…никакой необходимости в выделении отдельной стадии возбуждения уголовного дела…» В. С. Тадевосян утверждал, что такая деятельность осуществляется прокурором в порядке общего надзора.5

Мысль о том, что возбуждение  уголовного дела является самостоятельной  стадией уголовного процесса, впервые  высказал в 1934 г. М. С. Строгович. В более поздних своих работах он стал обосновывать наличие признаков самостоятельности стадии возбуждения уголовного дела. В своем учебнике М.С.Строгович пишет, что «…возбуждение уголовного дела - начальная стадия уголовного процесса».6

В истории развития института  возбуждения уголовного дела важную роль сыграли нормативные акты, принятые в период Великой Отечественной войны. В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» от 22 июня 1941 г. были расширены полномочия военного командования по возбуждению уголовных дел о тех преступлениях, которые совершались в местностях, объявленных на военном положении. Инструкция по производству дознания в Военно-Морском Флоте от 24 сентября 1942 г. и Инструкция органам дознания Красной Армии от 12 ноября 1942 г., принятые НКО СССР, четко регламентировали порядок возбуждения уголовного дела и ведения дознания в воинских частях и военизированных учреждениях и требовали при этом неукоснительного соблюдения требований УПК РСФСР 1923 г. в части вынесения органами дознания процессуального решения о возбуждении уголовного дела, оформленного специальным постановлением.7

Принципиальное значение в дальнейшем развитии и совершенствовании  правового закрепления акта о  возбуждении уголовного дела сыграл принятый 11 февраля 1957 г. закон «Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуального кодексов». Закон лег в основу подготовки и принятия в 1960 г. новых уголовно-процессуальных кодексов союзных республик. Именно тогда законодатель впервые процедуру возбуждения уголовного дела выделил в самостоятельную стадию и тем самым придал данному институту особою значимость. Было предусмотрено наличие отдельных статей закона, нормы которых устанавливали поводы, основания и процессуальный порядок возбуждения уголовного дела.

Без всяких сомнений, УПК РСФСР 1960 г. для своего времени был прогрессивным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в области уголовного процесса, определявшим его порядок почти на четыре десятилетия, закрепившим принципиальную правовую основу стадии возбуждения уголовного дела как самостоятельного этапа уголовного судопроизводства.

С 1970 г. в юридической науке получила почти всеобщее признание позиция о том, что возбуждение уголовного дела - это самостоятельная, полноценная и обязательная стадия уголовного процесса. Опубликовано большое количество научных работ, в которых авторами приводятся доводы, что возбуждению уголовного дела присущи все те признаки, которыми характеризуется процессуальная стадия, и нет причин не считать ее отдельной, самостоятельной стадией уголовного процесса.

В настоящее время возбуждение уголовного дела является самостоятельной стадией уголовного процесса, которой присущи конкретные задачи, своеобразное выражение основных принципов уголовного процесса, специфический круг субъектов, их уголовно-процессуальных действий и правоотношений и т.д. В условиях переориентации российского уголовного судопроизводства на усиление обеспечения прав личности обостряется проблема законности и обоснованности акта возбуждения уголовного дела, в связи с чем, вопросы процессуального порядка возбуждения уголовного дела приобретают особую актуальность и нуждаются в подробном объективном исследовании.

Важность задач, разрешаемых  на указанном этапе уголовного процесса, определяет его общественно-политическое значение. Своевременное и законное разрешение вопроса о возбуждении  уголовного дела надежно обеспечивает защиту интересов граждан, общественных организаций от преступных посягательств. В стадии возбуждения дела обеспечивается необходимое реагирование органов власти на каждый преступный факт.

  1. Порядок возбуждения уголовного дела

В современном уголовном  процессе термин «возбуждение уголовного дела» имеет несколько различных  понятий: это первоначальная стадия уголовного судопроизводства; процессуальный акт, которым начинается предварительное  расследование; и уголовно-процессуальный институт.

  

Возбуждение уголовного дела, как самостоятельная, первоначальная стадия уголовного процесса, представляет собой принятие решения уполномоченным на то государственным органом о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении такового. Такое решение формулируется в постановлении соответствующего должностного лица, а решение суда - в определении. Постановление (определение) о возбуждении уголовного дела является необходимым законным основанием производства предварительного расследования по делу с целью решить задачи уголовного судопроизводства: выявить обстоятельства совершения преступного деяния, установить виновных лиц и принять к ним соответствующие меры уголовного воздействия.8

1.1. Органы и должностные лица, имеющие право возбуждать уголовные  дела

Актом возбуждения уголовного дела начинается публичное уголовное  преследование от имени государства  в связи с совершенным преступным деянием, осуществляемое следователем, органом дознания и дознавателем. Суд как независимый от обвинения орган не имеет права возбуждать дела публичного обвинения. Установив в ходе судопроизводства признаки общественно опасного деяния, суд вправе вынести об этом частное определение (ч.4, ст.29 УПК РФ) и направить материал прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (например, в случае установления заведомой ложности показаний свидетеля)9.

При наличии законных повода и основания возбуждение уголовного дела является актом, не зависящим от волеизъявления какого-либо лица, имеющего отношение к делу. Исключением являются дела «частного» и «частно-публичного» обвинения, которые по закону могут быть возбуждены только по жалобе потерпевшего. В большинстве случаев уголовные дела возбуждаются в отношении фактов (событий), заключающих в себе признаки преступлений, и поэтому в момент начала процессуальной деятельности лицо, совершившее преступление, как правило, не известно.10

1.2. Поводы и основания к возбуждению  уголовного дела.

Для возбуждения уголовного дела необходим законный повод и  достаточное основание. Под поводами к возбуждению уголовного дела понимаются те источники, из которых органы, возбуждающие дело, получают сведения о совершенном или готовящемся преступлении. Основание - это наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.11

В ст.140 УПК РФ предусмотрены основные поводы к возбуждению уголовного дела, среди которых значатся: заявление о преступлении, явка с повинной и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Наиболее распространенными  поводами к возбуждению уголовного дела являются заявления о преступлениях, которые могут быть устными и письменными. Письменные заявления должны быть обязательно подписаны лицами, от которых они исходят (заявителями). В том случае, если заявление сделано в устной форме, оно заносится в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом органа дознания, следователем, прокурором или судьей, принявшим это заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих его личность.

Если устное сообщение  о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. В том случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном ст.143 УПК РФ, т.е. сообщение принимается должностным лицом, получившим данное сообщение (заявление), о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. При приеме заявления гражданам разъясняется ответственность за заведомо ложный донос, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью заявителя.

Анонимное заявление о  преступлении не может служить поводом  для возбуждения уголовного дела. Такие заявления не регистрируются и могут быть использованы только в оперативных целях. Если в анонимном  сообщении речь идет о подготовке или совершении преступления, подобное сообщение нужно рассматривать, как основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Поводом к возбуждению уголовного дела в этом случае могут стать данные, полученные в результате такой проверки.12

Явка с повинной - это добровольное личное обращение в органы дознания, к следователю, прокурору или в суд (к судье) гражданина с заявлением о совершенном им преступлении. Заявление может быть и о подготовляемом преступном деянии (приготовлении или покушении), результаты которого еще не наступили. Такое заявление может быть как устным, так и письменным (ст.142 УПК РФ). При явке с повинной устанавливается личность явившегося, и составляется протокол, в котором подробно излагается сделанное заявление. Сведения, сообщенные лицом, явившимся с повинной, подлежат тщательной проверке, поскольку возможен самооговор. В практике известны также случаи, когда лицо является с повинной с целью скрыть факт совершения более тяжкого уголовного преступления.

Информация о работе Возбуждение уголовного дела. Поводы и основания