Возбуждение уголовного дела-начальная стадия уголовного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Демократическое правовое государство означает верховенство правового закона и приоритет прав человека и гражданина. Одним из принципов уголовного процесса является законность, то есть «неукоснительное соблюдение законов компетентными органами государства (органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда)». Последовательная реализация этого принципа служит непременным условием построения действительно правового государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела…….........6
Глава 2. Органы и должностные лица, возбуждающие уголовные дела…….10
Глава 3. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела.
3.1. Поводы для возбуждения уголовного дела………………………………..15
3.2. Основания в возбуждении уголовного дела…………………………..…..17
Глава 4. Решения, принимаемые в стадии возбуждения уголовного дела.
4.1. Решения, принимаемые в стадии возбуждения уголовного дела…….….23
4.2. Отказ в возбуждении уголовного дела или его прекращение…………....26
Заключение……………………

Файлы: 1 файл

Ugolovny_protsess.docx

— 106.73 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевич Столетовых»

(ВлГУ)

Юридический институт имени М.М. Сперанского

Кафедра: «Уголовно-правовых дисциплин»

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Уголовный процесс»

На тему: «Возбуждение уголовного дела-начальная стадия уголовного процесса»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Выполнила: студентка группы

                                                                  Иванова А.Н.   

                                                                  Проверил:

                                                                  Дата сдачи:

                                                                   «___» ________________ 2015г.

 

                                     

 

Владимир, 2015г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела…….........6

Глава 2. Органы и должностные лица, возбуждающие уголовные дела…….10

Глава 3. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела.

3.1. Поводы для возбуждения  уголовного дела………………………………..15

3.2. Основания в возбуждении  уголовного дела…………………………..…..17

Глава 4. Решения, принимаемые в стадии возбуждения уголовного дела.

4.1. Решения, принимаемые  в стадии возбуждения уголовного  дела…….….23

4.2. Отказ в возбуждении  уголовного дела или его прекращение…………....26

Заключение………………………………………………………………….……32

Библиографический список……………………………………………………..35

Приложение………………………………………………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ч.1 Ст. 1 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».1

 

       Демократическое правовое государство означает верховенство правового закона и приоритет прав человека и гражданина. Одним из принципов уголовного процесса является законность, то есть «неукоснительное соблюдение законов компетентными органами государства (органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда)». Последовательная реализация этого принципа служит непременным условием построения действительно правового государства.

 

      Хотелось бы несколько уточнить определение принципа законности данное Н.А.Громовым, ведь принцип законности может быть достаточно реализован и в антидемократическом государстве, и даже полнее чем в демократическом. Законность должна быть, прежде всего, правовой, при которой закон соответствует общепризнанным гуманистическим принципам права. Право должно быть масштабом свободы, а не правилами, которые описывают весь процесс общественной жизни, регламентирующим даже те общественные отношения, которые по своей природе не могут регулироваться правовыми нормами.2

 

     Одной из важнейших функций, возложенных на правоохранительные органы, является возбуждение, и расследование уголовных дел, что требует от компетентных должностных лиц не только знания уголовного и уголовно-процессуального законодательства, но и способности умело планировать проведение следственных действий, а также организовывать взаимодействие с различными службами, привлекать в необходимых случаях к работе специалистов. Однако очень часто материалы судебно-следственной практики свидетельствуют о низком качестве многих расследований, о значительном количестве допускаемых при этом ошибок и нарушений.  
     Как это ни печально, правовой нигилизм современного общества проник и в органы предварительного расследования.3 Даже в том случае, когда работники правоохранительных органов нарушают правовые нормы в, казалось бы, благих целях (для раскрытия преступлений и привлечения к ответственности преступников) последствия наступают крайне нежелательные и непредсказуемые. В результате, снижается воспитательное воздействие правоохранительной деятельности, нарушаются права личности, вовлеченной в орбиту уголовного судопроизводства. Возможны даже такие последствия, как привлечение к уголовной ответственности или осуждение невиновного человека, что вызывает причинение ему незаслуженных физических и моральных страданий, ведет к безнаказанности лица действительно совершившего преступление. 

Таким образом, любая погрешность, допущенная при расследовании уголовного дела, может привести к неблагоприятным, порой необратимым последствиям.

 

     Задачи уголовного  судопроизводства могут быть  успешно осуществлены, а права  граждан надежно защищены при  условии, что каждому факту правонарушения  будет дана надлежащая оценка  и установлено точное соответствие  обстоятельств состава преступления  конкретно тому деянию, которое  имело место в реальной действительности.

В данной работе я намерена дать максимально точную оценку одной из самых важных стадий уголовного судопроизводства- возбуждение уголовного дела. А именно, я рассмотрю значение данной стадии, а также основания к возбуждению и возможные причины для отказа в возбуждении уголовного дела.

Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, две из которых имеют по два подпункта, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела

 

 

 

      

Н.А. Громов дает следующее определение понятия стадии возбуждения уголовного дела: «Стадия возбуждения уголовного дела – это первая, самостоятельная стадия уголовного процесса, состоящая в установлении компетентным органом государства (дознания, следствия, прокуратуры судом) условий, необходимых для производства по уголовному делу, и в принятии решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом».4

 

    До возбуждения  уголовного дела не могут совершаться никакие следственные действия, за исключением осмотра места происшествия в случаях,  не терпящих отлагательства, после проведения которого, уголовное дело должно возбуждаться немедленно. Установление данного ограничения вызвано тем, что при производстве следствия могут ограничиваться конституционные права и свободы лиц, вовлеченных в орбиту уголовного производства. Граждане вызываются на допросы,  причем в случае уклонения  они  могут быть подвергнуты приводу, производятся обыски, выемки, освидетельствования, осуществляются и другие меры,  связанные с вторжением в  личную жизнь граждан,  и притом не только обвиняемых,  но также и других лиц.5

 

     Допустимо и оправдано  такое ограничение прав человека  лишь при определённых обстоятельствах, к которым относится защита  гражданина, общества от преступных  посягательств.

 

     Возбуждение уголовного  дела -  самостоятельная стадия уголовного процесса, которая обладает  всеми признаками, характеризующими стадию уголовного процесса (конкретные задачи, своеобразное выражение основных принципов уголовного процесса, специфический круг уголовно-процессуальных действий и правоотношений и др.).6 Эта стадия независима от других этапов движения дела, и она обусловлена характером разрешаемых вопросов. В частности здесь не только принимаются сообщения о совершенном преступлении, но и осуществляется проверка полученных сведений, а также принимается обоснованное решение о возбуждении уголовного дела или отказе в нем. При этом осуществляется двуединая задача. С одной стороны, реагирование на каждый факт совершения преступления, а с другой - ограждение последующих этапов уголовного процесса, в частности стадии предварительного расследования, от рассмотрения фактов:

 

    а) которых в реальности  не было;

 

    б) безусловно, не являющихся  преступными, то есть, в которых  нет хотя бы одного из обязательных  признаков объективной стороны состава преступления, в том числе малозначительных (административных, дисциплинарных и иных проступков).

 

      Возбуждение уголовного дела - обязательная стадия уголовного процесса. В  этой стадии подлежат выяснению как обстоятельства,  влекущие за собой возбуждение уголовного дела,  так и исключающие  производство по делу,  то есть отказ в нем.7

 

      Стадия возбуждения уголовного дела это комплекс уголовно-процессуальных действий и правоотношений, который не может быть сведен только к  самому акту возбуждения уголовного дела. Если выносится решение об отказе в возбуждении уголовного дела, это не означает, что стадии возбуждения уголовного дела не было; она была, и ее результатом ее явилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.8 

 

      От того было ли своевременным или запоздалым возбуждение уголовного дела зависят и результаты дальнейшего расследования. Своевременное возбуждение уголовного дела способствует наиболее полному выявлению и закреплению необходимых доказательств а запоздалое решение практически сводит на нет всю дальнейшую деятельность по раскрытию преступления и изобличению виновных, так как изменяется обстановка совершения преступления, уничтожаются его следы, последствия содеянного, свидетели забывают происшествие и т.п. Поэтому очень часто своевременный акт возбуждения уголовного дела пресекает начавшуюся преступную деятельность или предотвращает наступление общественно опасных последствий.

 

      Следует отметить, что на данной  стадии уголовного процесса, в силу презумпции невиновности, уголовное дело возбуждается в отношении самого факта, события преступления, а не в отношении определенного лица, так как оно  может быть не известно и подлежать дальнейшему установлению, но даже тогда, когда  есть указание на определенное лицо, как на подозреваемого в совершении преступления, данные о преступлении необходимо проверить, подтвердить доказательствами, что возможно только лишь в дальнейших стадиях процесса, но не при возбуждении уголовного дела. Конечно возможны случаи когда  уже в момент возбуждения уголовного дела имеется в виду определенное лицо (например, при за задержании преступника на месте преступления). В этих случаях возбуждение уголовного дела и привлечение к уголовной ответственности максимально сближается, но все же не совпадут, так как и здесь вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого будет произведено уже после возбуждения уголовного дела, хотя и непосредственно вслед за ним.9

 

      Значение данной стадии уголовного процесса  заключается в том, что она является одним из необходимых условий, как быстрого выявления преступлений, так и их полного, всестороннего и объективного расследования.

 

      Как бы подводя итог  всему вышесказанному, можно сказать  что, стадия возбуждения уголовного  дела - это первая самостоятельная  стадия уголовного процесса, которая  состоит в установлении компетентным  органом государства (органом дознания, следствия, прокуратуры, судом) условий, необходимых для производства  по уголовному делу, и в принятии  решения о возбуждении уголовного  дела или при отсутствии таких  условий - об отказе в этом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Органы и должностные лица, возбуждающие уголовные дела.

 

Органы и должностные лица такого рода перечислены в ч. 1 ст. 146 УПК. К ним отнесены: орган дознания, дознаватель и следователь. На основании ч. 2 ст. 39 УПК в их число следует добавить и начальника следственного отдела.

При толковании и применении этих положений требуется четкое представление прежде всего о том, кого относит действующее законодательство к числу упомянутых должностных лиц. 
Ответ на вопрос, кого следует считать прокурором, в наши дни дается в двух актах - в УПК и Законе о прокуратуре. Перечень должностных лиц такого рода в основном обозначен в п. 31 ст. 5 УПК. Статья 54 Закона о прокуратуре несколько расширяет этот перечень - в ней среди тех, кого следует считать прокурорами, упомянуты также старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов.10

Вместе с тем следует иметь в виду, что для некоторых случаев предусмотрены существенные оговорки - закон требует, чтобы конкретные категории дел возбуждались прокурорами определенного уровня.11 Например, уголовное дело в отношении судьи федерального суда может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ с соблюдением установленных законом особых условий (п. 3-5 ч. 1 ст. 448 УПК), а в отношении прокурора - вышестоящим прокурором с согласия судьи районного суда по месту совершения преступления (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК). С соблюдением особых условий, установленных законом, уголовное дело в отношении Генерального прокурора РФ уполномочен возбуждать прокурор, "на которого в соответствии с федеральным законом о прокуратуре в этом случае возлагается исполнение обязанностей Генерального прокурора..." (п. 2 ч. 1 ст. 448 УПК).12

Уголовные дела в отношении членов выборных органов местного самоуправления либо выборных должностных лиц таких органов возбуждаются прокурорами субъектов РФ (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК). 
К следователям п. 41 ст. 5 УПК, как отмечено выше, относит должностных лиц, уполномоченных осуществлять предварительное следствие по уголовным делам.13 Эта функция в наши дни возлагается на следователей прокуратуры, органов внутренних дел, федеральных служб безопасности и наркоконтроля. При этом не должны проводиться никакие различия между следователями, занимающими должности с неодинаковыми наименованиями или имеющими те или иные воинские, специальные звания или классные чины. У старшего следователя по особо важным делам, дослужившегося, к примеру, до генеральского звания или приравненного к нему классного чина, при возбуждении уголовного дела или выполнении иного следственного действия такие же процессуальные полномочия, как и у начинающего свою карьеру "обычного" следователя, имеющего звание лейтенанта или классный чин юриста 3-го или 2-го класса. Закон о прокуратуре еще в 1995 г. предусмотрел возможность введения должностей помощников следователей данного ведомства различных уровней (см. ч. 4 ст. 14 и ч. 1 и 2 ст. 40.5 Закона о прокуратуре). В связи с этим иногда на практике возникает вопрос о праве лиц, занимающих такие должности, выносить постановления о возбуждении уголовного дела. Ответ на него следовало бы дать отрицательный, поскольку ни в УПК, ни в других уголовно-процессуальных законах помощники следователей не упоминаются в числе должностных лиц, которые ведут производство по уголовным делам и, соответственно, самостоятельно принимают юридически значимые решения, в том числе решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.

Информация о работе Возбуждение уголовного дела-начальная стадия уголовного процесса