Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:37, контрольная работа
Задержание - мера уголовно-процессуального принуждения, близко примыкающая по характеру ограничений, которым подвергается личность, к мере пресечения в виде заключения под стражу. По существу - это кратковременное лишение свободы подозреваемого. В силу неотложности задержания закон не требует для его применения санкции, прокурора или решения суда. В то же время закон устанавливает ряд гарантий законности и обоснованности осуществления этой меры принуждения, четко регламентируя условия, основания, мотивы и сроки ее применения.
Введение
Задержание подозреваемого
1. Понятие и сущность
2. Цели и условия задержания
3. Основания задержания. Характеристика оснований задержания
4. Мотивы задержания
Заключение
Задача
Список используемой литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Юридический факультет
Кафедра уголовного процесса и криминалистики
по курсу: «Уголовно-процессуальное право»
Введение
В
настоящее время криминальная обстановка
в России продолжает оставаться сложной.
Количество зарегистрированных преступлений
возрастает, особенно тяжких и особо тяжких.
Применение мер уголовно-процессуального принуждения необходимо для предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений. Среди них необходимо выделить ограничивающее личную свободу граждан - задержание лица, подозреваемого в совершении преступления. Применение указанной меры существенно ограничивает конституционные права, свободы и законные интересы гражданина, ставит под сомнение его честь, достоинство, влияет на дальнейшую судьбу, причиняет нравственные страдания в случае необоснованного или незаконного ее применения.
Задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений, часто сопряжено со значительными трудностями, что объясняется недостаточной его правовой регламентацией.
Задержание - мера уголовно-процессуального принуждения, близко примыкающая по характеру ограничений, которым подвергается личность, к мере пресечения в виде заключения под стражу. По существу - это кратковременное лишение свободы подозреваемого. В силу неотложности задержания закон не требует для его применения санкции, прокурора или решения суда. В то же время закон устанавливает ряд гарантий законности и обоснованности осуществления этой меры принуждения, четко регламентируя условия, основания, мотивы и сроки ее применения.
Допускается также задержание обвиняемого, объявленного в розыск, в случае его обнаружения (ч.3 ст.210 УПК). По смыслу уголовно – процессуального законодательства задержание относится к неотложным следственным действиям и в большинстве случаев должно применяться при расследовании «общеуголовных» преступлений «по горячим следам».
По своей юридической природе задержание — следственное действие, предусмотренное уголовно-процессуальным законом и предназначено для решения задач уголовного судопроизводства, так как любое следственное действие из имеющихся в УПК РФ направленно на решение задач уголовного судопроизводства перечисленных в ст. 6 настоящего кодекса. Задержание в уголовном процессе представляет собой лишение задержанного свободы, содержание его под стражей. Одной из особенностей задержания лица, подозреваемого в преступлении, как указывается в литературе, является то, что оно осуществляется без санкции прокурора исключение из ст. 54 Конституции Российской Федерации, согласно которой, «никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора». Указанное исключение объясняется тем, что задержание по своей природе относится к действиям неотложного характера, их совершение не может заранее планироваться. Из закона следует, что задержание должно производиться 'в тех случаях, когда потребность в нем возникает внезапно: лицо застигнуто на месте совершения преступления, очевидцы прямо указывают на лицо, совершившее преступление, и т. д.
Неотложный характер задержания не позволяет заранее получить санкцию на лишение свободы лица, подозреваемого в преступлении, это исключение является объективно необходимым и продиктовано интересами борьбы с преступлениями. Разделение мер процессуального принуждения правомерно считать их классификацией. Законодатель, таким образом, выделив задержание в отдельный самостоятельный вид мер процессуального принуждения, обозначил его специфику, отличающую его от мер пресечения и иных мер процессуального принуждения. Это, по нашему мнению, вполне правомерно. Задержание, как и заключение под стражу, реально выражается в фактическом лишении свободы и ограничении самостоятельного передвижения лица, в отношении которого оно применено.
УПК РФ (п. 11 ст. 5) дает определение понятия задержания: "задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления". Так, ст. 91 УПК РФ гласит: "Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного оснований указанных в ч.1 данной статьи.
Для применения задержания недостаточно чисто субъективного подозрения лица, ведущего расследование. Поэтому необходимо четко различать «подозреваемого» как участника уголовно-процессуальной деятельности от «лица, подозреваемого в совершении преступления», то есть лица, в отношении которого хотя и имеются определенные фактические данные, которые служат основанием для подозрения его в причастности к совершению преступления, но отсутствуют основания для задержания, возбуждения уголовного дела или избрания мер пресечения, предусмотренных законом.
Цели задержания
1. Пресечение преступной
2. Предотвращение уклонения от следствия и суда.
3. Способ получения
4. Устранение возможности
5. Создание условий проведения
следственных действий, где требуется
присутствие или участие
Цели задержания - пресечь преступную
деятельность, предупредить сокрытие
подозреваемого от следствия и суда,
воспрепятствовать
Непременными условиями
1) возможность его осуществления
лишь после возбуждения
2) применение при подозрении
в совершении преступления, за
которое предусмотрено
УПК РФ не упоминает о задержании
подозреваемых частными лицами с
последующей передачей их государственным
органам. Однако в соответствии со ст.
38 УК такое задержание допустимо; оно
рассматривается как основание,
исключающее преступность деяния в
случаях, когда задерживаемому причинен
вред. Тем более допустимо
УПК требует, чтобы после доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору в срок не более 3 часов был составлен протокол задержания (ч. 1 ст. 92 УПК), а в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого орган дознания, дознаватель и следователь должны в письменном виде сообщить прокурору о произведенном задержании (ч. 3 ст. 92 УПК).
Подозреваемый должен быть допрошен (ч. 4 ст. 92 УПК); он может быть подвергнут личному обыску (ст. 93 УПК). При этом подозреваемому обеспечивается право на защиту. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.
Личный обыск задержанного проводится непосредственно перед составлением протокола задержания без вынесения постановления о производстве обыска и его санкционирования (ч.2 ст.184 УПК). Личный обыск в момент фактического задержания лица регламентирован нормами административно процессуального права. Если он проводился, то на это должно быть указано в протоколе задержания с обозначением того, кто проводил обыск, и изъятых при этом предметов и документов.
Протокол задержания - это комплексный правоприменительный акт, содержащий сведения об обстоятельствах задержания, результатах личного обыска и содержании объяснений задержанного.
В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда, в производстве которых находится уголовное дело (ч. 2 ст. 95 УПК).
Обязательно уведомление не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого кого-либо из близких родственников (при их отсутствии -- других родственников), а также предоставила возможность такого уведомления самому подозреваемому. Вместе с тем при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с санкции прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним (ч. 4 ст. 96 УПК).
Задержание как процесс действия во всех случаях осуществляется только при условии предусмотренных законом оснований (ст. 91 УПК РФ). В качестве правовых оснований для задержания лица, на наш взгляд, следует расценивать те юридические факты, которые с точки зрения законодателя составляют гипотезу для реализации предоставленного (диспозицией нормы) властному органу превентивного процессуального принуждения.
Данные, полученные из источников, указанных в ст. 91 УПК РФ, могут содержать различную информацию. Однако для того чтобы использовать их для установления оснований задержания, они должны служить в последующем и основаниями для подозрения лица в совершении преступления, наказуемого лишением свободы.
В действующем законодательстве не проводится никакой отличительной грани между основаниями для подозрения и основаниями для задержания.
Многие авторы указывали, что основание к задержанию - это предусмотренные в законе фактические данные, свидетельствующие о совершении лицом преступления, за которое определено наказание в виде лишения свободы.
В процессуальной литературе по вопросу, что же подразумевать под «фактическими данными», высказаны различные точки зрения. Некоторые авторы полагают, что в данном случае в качестве оснований могут использоваться «...любые фактические данные, которые стали известны из источников, указанных в законе», то есть доказательства.
В качестве оснований задержания должны выступать объективные данные о причастности лица к совершению преступления, те или иные процессуальные действия, производимые органами предварительного расследования. При установлении оснований задержания используются данные об обстоятельствах, указанных в ст. 91 УПК РФ, которые зафиксированы в приобщенных к уголовному делу документах. Задержание необходимо рассматривать как действие и об установлении фактических данных, отражающих именно тот результат, который сформулирован в ст. 91 УПК РФ и в этой связи приобретающий доказательственное значение.
Закон не указывает на «фактические данные, свидетельствующие о совершении лицом преступления» ввиду их бесконечного многообразия, а определяет лишь источники, из которых такие данные могут быть получены. Указание на данные, которые могут свидетельствовать о совершении лицом преступления, содержится только в ч. 2 ст. 91 УПК РФ. По смыслу ст. 91 УПК РФ для задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, необходимо хотя бы одно из указанных в законе оснований.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК РФ, лицо
может быть задержано, когда потерпевшие
или очевидцы укажут на данное лицо
как совершившее преступление. При
анализе данного основания