Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 16:37, курсовая работа
Цель работы: комплексная и всесторонняя характеристика задержания в уголовном процессе, анализ сущности юридической природы задержания, изучение системы правового регулирования задержания в уголовно-процессуальном праве, выявление проблем, возникающих при применении задержания, и выработка предложений по совершенствованию действующего законодательства Республики Беларусь. Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
1. Изучение задержания как меры уголовно-процессуального принуждения;
2.Определение понятия задержания и выявление особенностей его юридической природы;
3. Изучение оснований, целей и мотивов задержания;
4. Изучение основания, условия и порядка задержания лица, подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, а также осуждённого;
5. Изучение оснований прекращения задержания и др.
Введение
Глава 1. Определение понятия задержание и его юридическая природа в уголовном процессе Республики Беларусь
Глава 2. Цели, мотивы и условия задержания в уголовном процессе Республики Беларусь
Глава 3. Виды задержания в уголовном процессе Республики Беларусь.
3.1. Задержание подозреваемого в уголовном процессе Республики Беларусь.
3.2. Задержание обвиняемого в уголовном процессе Республики Беларусь
3.3. Задержание осужденного в уголовном процессе Республики Беларусь
Глава 4. Освобождение задержанного в уголовном процессе Республики Беларусь
Заключение
Список используемых источников
6. В течение 24 часов
с момента вынесения
7. Допрос подозреваемого по обстоятельствам задержания. В законе нет оговорки о том, что допрос имеет место лишь в том случае, если возбуждено уголовное дело. Законодатель не говорит, в течение какого времени подозреваемый должен быть допрошен.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 41 УПК РБ подозреваемый до начала первого допроса в обязательном порядке получает бесплатную юридическую консультацию адвоката. Лишь в том случае, если задержанный заявит ходатайство о своем допросе при участии защитника, то допрос должен иметь место не позднее 24 часов с момента фактического задержания. Таким образом, момент допроса может иметь место и спустя 48 часов с момента фактического задержания.
8. О задержании гражданина иностранного государства орган уголовного преследования сообщает в Министерство иностранных дел Республики Беларусь для уведомления посольства или консульства этого государства. В ч. 2 ст. 115 УПК не указан срок, в течение которого орган уголовного преследования обязан сделать данное сообщение.
Согласно подпункту «в» п. 1 ст. 36 Венской концепции о консульских сношениях 1963 г., «компетентные органы государства пребывания должны безотлагательно уведомить консульские учреждения представляемых государств о том, что в пределах его консульского округи какой-либо гражданин этого государства арестован, заключен в тюрьму, если этот гражданин этого потребует» [11, c. 72].
Задержание лица по непосредственно возникшему подозрению не может быть свыше 72 часов с момента фактического задержания, по истечении которых задержанный должен быть освобожден из-под стражи либо в отношении его применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Любопытно, что в ст. 94 УПК РФ срок задержания не должен превышать 48 часов.
Задержание лица, подозреваемого в совершении особо тяжких преступлений, предусмотренных определенными статьями УК РБ, не может длиться свыше десяти суток с момента фактического задержания, по истечении которых задержанный должен быть освобожден из-под стражи либо в отношении его должна быть применена мера пресечения (ч. 4 ст. 108 УПК).
В случае применения в отношении задержанного меры пресечения, обвинение должно быть предъявлено ему не позднее десяти суток с момента фактического задержания, а в отношении лиц, задержанных за совершение преступлений, указанных в ч. 4 ст. 108 УПК, – не позднее двадцати суток (ч. 5 ст. 108 УПК).
Согласно ч. 2 ст. 108 УПК РБ, задержание по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 108 УПК, может производиться до возбуждения уголовного дела. Такая формулировка не исключает того, что задержание по непосредственно возникшему подозрению может производиться и в рамках возбужденного уголовного дела.
Лишь первое основание (п. 1 ч. 1 ст. 108 УПК) предназначено сугубо для случая, когда задержание осуществляется по непосредственно возникшему подозрению. Все иные основания могут появиться в ходе расследования.
Однако законодатель ничего не говорит о порядке задержания лица по подозрению в совершении преступления в рамках возбужденного уголовного дела. В этой связи полагаю, что необходима законодательная корректировка ст.ст.108-110 УПК.
Когда такие основания возникли в ходе расследования, орган уголовного преследования должен выносить постановления о признании лица подозреваемым и его задержании. Данное постановление должно быть направлено для исполнения в орган дознания.
Завершая рассмотрение вопросов, связанных с задержанием по непосредственно возникшему подозрению, необходимо отметить, что при осуществлении задержания должностные лица помимо оснований, мотивов и условий должны принимать во внимание тяжесть подозрения, личность подозреваемого, род занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение.
3.2. Задержание обвиняемого в уголовном процессе Республики Беларусь
Ранее задержание применялось только к подозреваемому. В УПК РБ было законодательно закреплено задержание обвиняемого и осуждённого.
Действующий УПК РБ содержит два вида задержания обвиняемого:
1) задержание обвиняемого для предъявления обвинения;
2) задержание обвиняемого на основании постановления органа, ведущего уголовный процесс, до заключения его под стражу.
Первый вид задержания содержится в ст.111 УПК РБ, который именуется задержание обвиняемого для предъявления обвинения.
Согласно ч.1 ст.42 УПК РБ, обвиняемым является физическое лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого.
Приведенная формулировка закона позволяет признать обвиняемым лицо, которое в соответствии со ст.111 УПК РБ необходимо задержать для ознакомления с уже вынесенным постановлением о привлечении в качестве обвиняемого.
В соответствии с ч.1 ст. 243 УПК РБ, обвинение должно быть предъявлено не позднее трёх суток с момента вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого.
Основанием для
Согласно ч. 2 ст. 111 УПК, после фактического задержания обвиняемого, должностное лицо, осуществившее данное процессуальное действие должно немедленно уведомить орган, вынесший постановление о задержании, об его исполнении.
Закон не регламентирует процессуальный порядок данного задержания. На практике он аналогичен правилам задержания по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления, предусмотренным ст.110 УПК. В отличие же от него органом расследования в данном случае сначала выносится мотивированное постановление о задержании, а затем лицом, осуществившем фактическое задержание, составляется протокол задержания. Составление протокола задержания не предусмотрено законом, однако этот документ имеет значение для определения сроков задержания, следовательно, его составление должно быть обязательным условием правомерности задержания обвиняемого для чего необходимо внести соответствующие изменения в УПК [9, c.230].
Подвергаются критике положения ч. 3 ст. 111 УПК о том, что в течение 72 часов, отведённых законом на применение данной меры принуждения, обвинение задержанному может не предъявляться. Такой вариант возможен, если до истечения указанного срока с момента задержания обвиняемый будет освобожден с применением меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей, или без применения в отношении него какой-либо меры пресечения. Эта норма подвергалась аргументированной критике многими процессуалистами, в частности П.В. Мытник отмечает, что применение данной нормы существенно нарушает права и законные интересы задержанных обвиняемых, так как цель данной меры принуждения является только предъявление обвинения.
Напротив, П.В. Мытник считает необходимым установить обязанность органа уголовного преследования предъявить обвинение этому лицу не позднее трех часов с момента составления протокола задержания, после чего допросить задержанного. Однако до получения от него каких-либо объяснений или показаний обвиняемому обязательно должна быть оказана бесплатная юридическая консультация адвоката.
Предложенный порядок стал бы гарантией права обвиняемого знать и сократил бы необоснованный срок содержания лица под стражей.
Второй вид задержания содержится в ст. 112 УПК РБ и называется задержание обвиняемого на основании постановления органа, ведущего уголовный процесс, до заключения его под стражу.
В случаях, когда обвиняемому предъявлено обвинение, и в отношении его применена мера пресечения, не связанная с содержанием под стражей, или взято у него письменное обязательство являться по вызову органа, ведущего уголовный процесс, и сообщать ему о перемене места жительства, а он скрылся, орган, ведущий уголовный процесс, принимает решение о его задержании и применении в отношении его меры пресечения в виде заключения под стражу.
Основанием задержания обвиняемого является нарушение им условий:
1) примененной к нему меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей;
2) данного им письменного обязательства являться по вызову органа, ведущего уголовный процесс, и сообщать ему о перемене места жительства.
Так же как и при задержании обвиняемого для предъявления обвинения, следователь, а также орган дознания с утверждения начальника органа дознания выносят постановление о задержании и поручают осуществлять его органу дознания. Орган, ведущий уголовный процесс, вправе выносит постановление (определение) о задержании этого лица с одновременным решением в установленном УПК порядке вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Такое решение может быть изложено в постановлении (определении) о задержании обвиняемого либо может быть вынесено отдельное постановление (определение).
Данное задержание возможно
при условии, что за преступление,
в котором обвиняется лицо, уголовным
законом предусмотрено
В ст. 112 УПК не указано, какой орган должен исполнять постановление (определение) органа, ведущего уголовный процесс. Очевидно, что так же, как и при задержании обвиняемого для предъявления обвинения, орган уголовного преследования и суд направляют постановление (определение) для исполнения в орган дознания. При задержании обвиняемого орган дознания составляет протокол по правилам, предусмотренным ч.1 ст. 110 УПК. Об обнаружении обвиняемого и его задержании орган дознания немедленно уведомляет орган, ведущий уголовный процесс, вынесший постановление (определение) о задержании.
Задержание допускается лишь в случае, когда положения УПК позволяют применить к обвиняемому в качестве меры пресечения заключение под стражу. При этом задержание не может длиться свыше 72 часов с момента фактического задержания.
Подобный срок задержания
обвиняемого, на мой взгляд, вполне
допустим, так как применяется
к лицам, в отношении которых
имеются достаточные
Кроме того, о задержании обвиняемого, как и в случае с подозреваемым, необходимо сообщить прокурору и уведомить о происходящем членов семьи или близких родственников задержанного.
Также участие защитника при производстве задержания обвиняемого законодательством не предусмотрено. По-моему мнению, применительно к обоим видам задержания обвиняемого, его право на защиту может быть реализовано лишь после передачи этого лица органом дознания, осуществившим задержание, органу уголовного преследования, вынесшему постановление о задержании. Последний и должен обеспечить обвиняемому возможность осуществлять принадлежащее ему право на защиту. Отличие лишь в том, что в случае задержания по ст.111 УПК РБ реальная необходимость в защитнике возникает с момента предъявления обвинения, а в случае применения положений ст. 112 УПК РБ – перед началом первого допроса или любого другого следственного действия, проводимого с участием заключенного под стражу обвиняемого.
В итоге необходимо
сказать, что задержание
Необходимо также отметить,
что порядок задержания обвиняемого
описан в УПК чрезвычайно кратко
и включает лишь упоминание о соответствующем
постановлении и сроке
3.3. Задержание осужденного в уголовном процессе Республики Беларусь
Несмотря на то, что задержание осужденного предусмотрено в УПК уже более девяти лет, на практике оно почти не применяется, хотя случаи нарушения требований условного неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания и условно-досрочного освобождения от отбывания наказания имеют место в уголовно-исполнительной сфере и нередко влекут отмену этих мер. Однако задержание осужденного при этом не используется [14, с. 35].