Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 19:02, курсовая работа
Цель работы изучение закономерностей и принципов управления персоналом.
В соответствии с названной целью выдвинуты следующие
задачи:
Изучить понятие и основные подходы к управлению персоналом;
Рассмотреть закономерности и принципы управления персоналом
Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы управления персоналом………………………………….…...5
1.1. Управления персоналом: основные понятия, сущность……………………………5
1.2. Типы кадровой стратегии организации…………………………………………...…6
1.3 Основные подходы к управлению персоналом……………………………………12
2. Закономерности и принципы управления персоналом……………………..…….….15
2.1 Роль закономерностей и принципов управления в управлении современной организацией……………………………………………………………………….….…..15
2.2 Законы и закономерности управления персоналом………………………….….….18
2.3 Принципы управления персоналом………………………………………….………22
Заключение……………………………….………………………………………….…….31
Список литературы……………………………….……………………………………….33
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические
основы управления персоналом……
1.1. Управления
персоналом: основные понятия, сущность…………
1.2. Типы кадровой
стратегии организации…………………………………………...
1.3 Основные подходы к управлению персоналом……………………………………12
2. Закономерности
и принципы управления
2.1 Роль закономерностей
и принципов управления в
2.2 Законы и закономерности управления персоналом………………………….….….18
2.3 Принципы
управления персоналом………………………
Заключение……………………………….…………………
Список литературы……………………………….
Актуальность исследования. Управление персоналом - многогранный и исключительно сложный процесс, имеющий специфические особенности и закономерности. Знание их крайне необходимо руководителям и специалистам современного производства, работникам кадровых служб и социального развития для постоянного обеспечения повышения эффективности, качества работы и производительности труда. В условиях перехода к рыночной экономике управление персоналом должно приобрести системность и завершенность на основе комплексного решения кадровых проблем, внедрения новых и совершенствования существующих форм и методов кадровой работы.
Управление персоналом как научно-практическое направление является неотъемлемой частью общей науки управления. Изучать управление - значит изучать отношения между людьми в ходе целенаправленного воздействия на процесс производства, выявлять законы формирования отношений управления с тем, чтобы на их основе установить принципы управленческой деятельности, формы и способы их осуществления.
На сегодняшний день условия, в которых создаются и функционируют организации, характеризуются повышением неопределенности внешней среды, ужесточением конкуренции, усилением интеграционных процессов, усложнением информационных потоков.
В этих условиях нельзя добиться эффективного и результативного управления организацией, опираясь только на интуицию и талант руководителя. Оно должно основываться на соответствующей теоретической базе, и, прежде всего, на закономерностях и принципах управления.
Цель работы изучение закономерностей и принципов управления персоналом.
В соответствии с названной целью выдвинуты следующие
задачи:
Объект исследования совокупность законов и принципов, складывающихся в процессе управления персоналом.
Предмет – процесс управление персоналом.
При определении сущности системы управления персоналом мы исходим из положения о том, что ее объектом является процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния работников в трудовой деятельности организации, как открытой системы, ориентирующейся на потребителя.
Управление персоналом, как система, «переживает» в таких предприятиях состояние усложнения. «Возрастание сложности управления персоналом происходит, во-первых, в силу усложнения управленческого труда, и, во-вторых, в силу того, что персонал — наиболее сложный объект управления в организации»[2].
Результативный кадровый менеджмент в современной организации становится возможным на основе осознанной кадровой политики и продуманной кадровой стратегии. В литературе по управлению человеческими ресурсами можно встретить различные определения понятий «кадровая политика» и «кадровая стратегия». Нами предлагаются следующие:
Кадровая политика — это система принципов и правил поведения всех субъектов процесса управления персоналом, установленная руководством и позволяющая организации наиболее эффективно достичь долгосрочных целей ее развития в существующих условиях внешней среды[4].
Кадровая стратегия — система методов и средств управления персоналом, применяемая в течение определенного времени с целью реализации кадровой политики.
Существует ряд подходов к выбору кадровой стратегии организации и ее направлений, основанных на различных ключевых элементах.
В качестве последних могут выступать:
— жизненный цикл организации.
Так, на этапе формирования организации кадровая стратегия заключается в создании системы управления персоналом как таковой, в формировании корпоративных принципов. На стадии интенсивного роста кадровая стратегия направлена прежде всего на привлечение нового персонала и оптимизацию организационной структуры; на этапе стабилизации — на оценку эффективности деятельности системы управления персоналом; на стадии кризиса — на диагностику кадрового потенциала, поддержку реорганизации, проведение оптимального аутплейсмента и разрешение конфликтов, обостряющихся в этот период развития организации;
— место управления персоналом в общей системе управления организацией. Здесь имеется в виду, что при различном уровне централизации функций и распределения полномочий кадровая стратегия будет носить разный характер: локализоваться только на верхних ступенях управления или в среднем звене; в организации будет создана служба управления персоналом, или ее функции будут рассредоточены между различными подразделениями; будет ли выполняться весь объем функций или только некоторые и т. д.;
— система ценностей и характер топ-менеджмента. Стиль руководства, как правило, первого руководителя организации приводит к реализации соответствующей кадровой стратегии. Если в системе ценностей руководителя ценность сотрудников не присутствует или только декларируется, это может привести к противоречивой кадровой стратегии;[10]
— уровень кадровых технологий.
В организации могут
Мы не ставим своей
задачей исследование всех возможных
вариантов кадровой стратегии организации.
Гуманизация управления, необходимость
существования в системе
Можно выделить четыре типа взаимодействия сотрудника и организации и соответствующие им варианты кадровой стратегии
Отношение сотрудников к организации проявляется в таких характеристиках, как деловая активность и особенности организационного поведения, а отношение к персоналу руководителей всех уровней управления организации находит свое отражение в принципах кадровой политики.
Исходя из данных индикаторов, определены следующие типы стратеги
— потребительская. При этой стратегии у организации и сотрудника отсутствуют общие цели и ценности, но имеются взаимные интересы; происходит эксплуатация организацией трудового потенциала сотрудника, а сотрудники используют возможности организации для удовлетворения своих потребностей, при этом совместного развития не происходит;[4]
— партнерская. При этой стратегии у организации и сотрудника имеются взаимовыгодные партнерские отношения, при которых происходит согласование целей и ценностей; развитие сотрудника обеспечивается организацией, и в свою очередь сотрудник увеличивает свой вклад в развитие своей фирмы;[7]
— идентификационная стратегия. При этой стратегии отношения строятся на основе совпадения целей и ценностей; движущей силой реализации потенциала сотрудника является развитие организации, и наоборот — организация развивается, если наращивает свой потенциал каждый ее сотрудник.[5]
Негативным вариантом стратегии могут быть случаи, когда сотрудники и организация не признают цели и ценности друг друга; у них присутствуют ситуативные интересы; развитие организации и сотрудника происходит независимо. Особенностью варианта может быть деструктивный характер отношений, при котором сотрудник или организация намеренно подрывают репутацию друг друга.
Каждый вариант стратегии рассматривается по следующим индикаторам:
Каждый вариант стратегии рассматривается по следующим индикаторам:
- характеристика персонала и кадровой ситуации
- принципы кадровой политики в отношении таких направлений, как мотивация и вознаграждение, развитие персонала, бюджетирование кадровой работы;
- специфика технологии, применяемой в работе с кадрами;
- особенности корпоративной культуры.
Основным показателем
эффективности стратегии
Потребительская стратегия. При потребительской стратегии кадровая ситуация характеризуется кризисом: с одной стороны, высока текучесть персонала из-за неудовлетворенности сотрудников их работой; с другой стороны, сохраняется основной состав кадров преимущественно пенсионного и предпенсионного возраста. Приток квалифицированных кадров существенно снижен, и имеет место их скрытый отток, что отражается в показателях неполной занятости и в низких результатах труда[10].
Основными характеристиками персонала являются:
— исполнительность
— минимальная инициативность в реализации новых процессов и технологий;
— имитация лояльности;
— предприимчивость и активность, направленные на достижение собственных целей.[11]
В свою очередь, руководство
организации придерживается принципа
«люди разные нужны». Ориентируясь
на имеющийся потенциал
Кадровая работа обеспечивается минимально необходимыми финансовыми, материальными и человеческими ресурсами, направленными на поддержание жизнедеятельности организации.
Основной функцией кадровой
службы является учет кадров и контроль
за исполнением должностных
При этой стратегии особенностью корпоративной культуры является отсутствие взаимной ответственности, а ее характерной чертой — имитация приверженности и направленность на внешние атрибуты: искусственное формирование имиджа, манипулирование этическими нормами и т. п.
Реализация этой стратегии приводит не к развитию, а к утрате организацией конкурентных преимуществ.
Партнерская стратегия. При партнерской стратегии кадровая ситуация характеризуется относительной нестабильностью: текучесть кадров объясняется резкими изменениями в стратегии развития организации и кадровой политике: с одной стороны, сотрудник перестает соответствовать возрастающим требованиям; с другой стороны, потенциал сотрудника больше, чем предлагаемая должность и содержание деятельности. Приток кадров высокой квалификации носит стихийный характер, скрытый отток минимизирован. Кадровый состав несбалансирован по отдельным показателям (возраст, квалификация).
Основными характеристиками персонала являются
— активное участие в профессиональной деятельности, реализации новых услуг и технологий;
— нормативная и мотивированная лояльность;
— ответственность и организованность;
— направленность деловой активности на достижение целей саморазвития. [12]
Принципы кадровой политики: избирательный и рациональный подход, проявляющийся в поддержке усилий наиболее приверженных и творческих сотрудников; развитие потенциала сотрудников, обеспечивающих реализацию инноваций. Вознаграждение адекватно вкладу в достижение целей деятельности организации.
Мотивация направлена на содержательные аспекты профессиональной деятельности, поощряется саморазвитие. Инвестиции осуществляются в программы развития отдельных, наиболее перспективных сотрудников. Финансируются в полном объеме основные кадровые программы (мотивационные, социальные и др.).
Основной функцией кадровой службы является мониторинг персонала, мотивационного и психологического климата в коллективе; адресное планирование персонала, отбор, оценка и продвижение персонала производится на основе уровня компетентности и стремления к саморазвитию в профессиональной деятельности с помощью объективных критериев; формирование кадрового резерва проводится избирательно — по отношению к отдельным должностям и сотрудникам.[2]
Информация о работе Закономерности и принципы управления персоналом