Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:31, реферат
Российская Федерация в ст.ст.2, 18 Конституции 1993 года провозгласила приоритет прав и свобод человека и гражданина в системе общедемократических ценностей, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспеченных правосудием. Тем самым на высшем уровне, государством была подтверждена необходимость формирования действенных правовых механизмов по признанию, соблюдению и защите, а также создания необходимых юридических и организационных условий для реализации прав, свобод и законных интересов граждан.
Введение
Российская Федерация в ст.ст.
Однако выбор, который сделала страна в пользу развития прогрессивных ценностей, как показали прошедшие восемнадцать лет новой российской государственности, явился трудным испытанием для народа, а деструктивные процессы ослабили правозащитный потенциал нашего государства. На фоне незавершенного формирования в Российской Федерации законодательной базы, недостаточного правового обеспечения и гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина, деятельность системы федеральных органов исполнительной власти, в указанной сфере правовых отношений не соответствует их возросшему предназначению и предъявляемым требованиям: она декларативна и все еще несовершенна, имеет низкое качество и недостаточную эффективность. Нерешенность этих насущных проблем влечет массовый характер нарушений прав и свобод граждан.
В складывающейся ситуации высоко востребован уникальный потенциал российской прокуратуры, не только не утратившей свою роль и значимость в деле утверждения общественного правопорядка, но, напротив, явившейся действенным институтом обеспечения в стране конституционной законности, прав и свобод человека и гражданина. Не случайно именно надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в деятельности прокуратуры России последних лет прочно относится к одному из ведущих, наиболее востребованных функциональных направлений.
Защита прав и свобод человека и гражданина как приоритетное направление деятельности прокуратуры
Конституция Российской Федерации - Основной Закон нашего государства, в главе 2 не только законодательно закрепляет права и свободы человека и гражданина, но и определяет, что их защита является обязанностью государства. Это общее правило обязывает государство различными правовыми средствами обеспечивать защиту конституционных прав и свобод, осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов (защита). Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства Российской Федерации. Эта функция составляет главное назначение судебной системы, т.е. в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти, в том числе и органы прокуратуры. Одновременно наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Проведение этой многоаспектной деятельности требует наличия в государстве определенных структур, органов, которые осуществляли бы постоянный контроль и надзор за исполнением законов, иных нормативных актов, а также соблюдением Конституции РФ. Одним из таких правозащитных для российской правовой системы механизмов (органов) была и остается прокуратура, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г., прокуратура стала осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на законодательном уровне. Выделение рассматриваемого вида деятельности прокуратуры свидетельствует о признании значительно возросшего в современной конкретно-исторической ситуации ее правозащитного потенциала, о существенном усилении позиций органов прокуратуры в государственном механизме охраны прав и свобод человека и гражданина.
Вместе с тем следует отметить, что соблюдение прав и свобод человека и гражданина определяет содержание предмета не только обозначенного вида прокурорской деятельности. Оно входит также в сферу надзора за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
в сферу надзора за исполнением
законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина находится в центре внимания прокуроров также в ходе осуществления уголовного преследования; участия в рассмотрении дел судами; координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; при участии в правотворческой деятельности; осуществлении международного сотрудничества, рассмотрении и разрешении в прокуратуре заявлений, жалоб и иных обращений.
Органы прокуратуры РФ играют важную роль в деле укрепления законности и правопорядка на всей территории России. Своей практической деятельностью органы прокуратуры подтверждают присущую им важную роль в деле обеспечения прав российских граждан.
Характеризуя работу прокуроров по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, следует констатировать, что в целом вся многогранная деятельность прокуроров носит правозащитный характер, а с учетом объявленного приоритета прав личности это особенно актуально.
Надзорная функция прокуратуры направлена на активное применение прокурорско-надзорных средств по защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Деятельность прокурора по обеспечению прав и свобод граждан зависит от наличия в конкретном деле нарушенного интереса как личности, так и охраняемых законом интересов общества и государства.
Надзор за соблюдением прав и
свобод человека и гражданина отпочковался
от общего надзора и в настоящее
время может рассматриваться
в качестве самостоятельной отрасли
прокурорского надзора, поскольку
имеет собственный предмет
Так предметом надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Выделение данного направления
деятельности прокуратуры свидетельствует
о признании значительно
Надзором охватываются не только органы государственной власти и управления, но и органы контроля и управления, руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Охраняя права и свободы граждан, прокуратура одновременно защищает общественные и государственные интересы. И, наоборот, без обеспечения государственных и общественных интересов невозможно обеспечить права и свободы граждан.
Прокурорский надзор выступает одной из гарантий реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Он является основным, важнейшим направлением прокурорской деятельности на современном этапе.
Надзорная практика прокуроров строится
на основе принципа непосредственного
действия прав и свобод, предопределяющего
необходимость обеспечения
Осуществляя надзор за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина,
прокуроры исходят из их органической
связи с деятельностью
Таким образом, эффективная деятельность прокуратуры - важное условие обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
При реализации правозащитной функции прокурор наделен широкими полномочиями:
во-первых, Закон «О прокуратуре» предоставляет прокурору все полномочия имеющиеся при осуществлении надзора за исполнением законов;
во-вторых, специальные полномочия направленные на защиту и восстановление нарушенных прав граждан, такие как:
рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
принимает меры к тому, чтобы лица совершившие преступления, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
в праве возбуждать производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Количество обращений граждан в прокуратуру в десятки раз превышает количество аналогичных обращений за судебной защитой. Подобная ситуация объясняется не только консервативностью поведения граждан, но в большей степени - доступностью и оперативностью, по сравнению с судом, прокуратуры. Для обращения в ее органы не требуется соблюдения каких-либо специальных процедур, денежных затрат. Рассмотрение обращений осуществляется в жестко регламентированные сроки. Прокурор не связан предметом жалобы. В случае установления при проверке нарушений законов, не указанных в жалобе, прокурор обязан принять все меры к их устранению. Инициативный характер прокурорского надзора состоит и в том, что прокурор обязан пресечь правонарушение и при отсутствии жалобы в тех случаях, когда оно затрагивает интересы государства и права граждан.
В то же время деятельность прокуратуры при выполнении ею обеспечительных функций может осуществляться и во внеправовой (не связанной непосредственно с правоприменением) форме, направленной на создание надлежащих условий и организации самого процесса осуществления личностью своих прав и свобод, эффективного функционирования в этом процессе социальных и юридических гарантий.
Реализация данного статуса, по мнению автора, не требует возникновения конкретных правоотношений, поэтому роль прокурорской власти должна состоять в превентивной деятельности по осуществлению прав и свобод граждан.
Под профилактикой правонарушений со стороны прокуратуры понимается совокупность государственных мер, имеющих целью устранение и нейтрализацию причин и условий, способствующих совершению правонарушений. В этом направлении прокуратура наделена соответствующими правомочиями (например, направление предостережений о недопустимости нарушения закона) как по координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, так и по применению прокурорско-надзорных средств.
Близость задач, решаемых прокуратурой и контролирующими органами, стимулирует их тесное взаимодействие. Обеспечивая гармоничное сочетание надзора с взаимодействием, прокуроры не должны забывать о приоритетной роли прокурорского надзора за исполнением законов контролирующими органами.
Анализ практики прокурорского
надзора позволяет сделать