Защита прав и свобод человека и гражданина как приоритетное направление деятельности прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:31, реферат

Описание работы

Российская Федерация в ст.ст.2, 18 Конституции 1993 года провозгласила приоритет прав и свобод человека и гражданина в системе общедемократических ценностей, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспеченных правосудием. Тем самым на высшем уровне, государством была подтверждена необходимость формирования действенных правовых механизмов по признанию, соблюдению и защите, а также создания необходимых юридических и организационных условий для реализации прав, свобод и законных интересов граждан.

Файлы: 1 файл

Реферат Прокурорский надзор.docx

— 31.81 Кб (Скачать файл)

Правильно организованное взаимодействие прокуратуры со специализированными  органами дает возможность прокурорам целенаправленно и эффективно планировать  свою деятельность, а также положительно сказывается на создании обстановки неотвратимости ответственности за нарушения прав и свобод граждан. Прокуратура оказывает дисциплинирующее влияние на контрольную деятельность, способствует повышению уровня ее профессионализма, достижению высоких показателей  в работе.

Правовыми актами реагирования прокурора  в порядке общего надзора на выявление  нарушения закона являются: протест, представление, постановление, исковое  заявление, готовящиеся в письменной форме и соответствующие определенным требованиям.

Активное, обоснованное применение прокурорами  предоставленных им полномочий позволяет  своевременно выявлять и устранять  нарушения законов, способствующие им обстоятельства, предупреждать нарушения  законов, укреплять законность и правопорядок в регионах и в целом по стране.

Являясь формой реагирования на вскрытые нарушения законности, представления  прокурора всегда имеют своей  целью не только их устранение, но также  устранение причин и условий, способствующих этим нарушениям. Эти акты прокурора  следует отнести к актам органа государственной власти в форме  убеждения, поскольку орган, которому адресовано требование прокурора, вправе удовлетворить его либо мотивированно  отклонить. Характерной чертой многих представлений является и то, что  в них, в отличие от протестов, ставится вопрос об устранении нарушений  закона в форме бездействия, обращается внимание на необходимость активизации  деятельности органов управления и  должностных лиц по борьбе с правонарушениями.

Принесение протестов в порядке  общего надзора направлено на оперативное  устранение правонарушений. Опротестование незаконных актов направлено на охрану интересов государства и общества, социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан. Поскольку  право удовлетворить либо отклонить  протест остается за органом, которому он адресован, этот акт прокурорской власти следует признать формой убеждения.

Обращение прокурора в суд - это  властная деятельность в форме убеждения, при которой суд принимает  решение, основанное на требованиях  закона, и может удовлетворить  либо отклонить обращение прокурора.

В гражданском процессе прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, а также приносят апелляционные, кассационные и надзорные представления на судебные решения и определения.

Необходимо отметить, что к полномочиям прокурора как участника гражданского процесса, помимо его участия в судебном разбирательстве как лица, подавшего иск, гражданское процессуальное право относит и такое участие прокурора, как дача заключения по делу. Однако данное полномочие сегодня сведено к единственной функции дачи заключения по делам, по которым участие прокурора предусмотрено ГПК Российской Федерации и другими федеральными законами.

Прокурор может также возбудить  производство об административном правонарушении, выявив при проверках в контролирующих органах протоколы, по которым виновные не привлечены к ответственности.

Прокурор может возбуждать производство об административном правонарушении и  в отношении граждан, если ему  становится известно об этих правонарушениях  из материалов общенадзорных проверок и при рассмотрении конкретных жалоб.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении направляется органу или должностному лицу, имеющему право налагать административное взыскание.

Приказ Генерального прокурора  РФ № 195 предписывает прокурорам конкретными  и систематическими действиями реализовывать  приоритетное направление прокурорского  надзора - соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными  органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, воинскими частями  и учреждениями, органами контроля, их должностными лицами, а также  органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных объединений, благотворительных и иных фондов).

Акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина. Решительно пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания, штрафов и иных мер административной ответственности. Активнее использовать предоставленное ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" право освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Заключение

Делая выводы по изученной теме, следует констатировать, что в целом вся многогранная работа прокуроров носит правозащитный характер, с учетом объявленного Конституцией Российской Федерации приоритета прав личности это особенно актуально.

Выделение такого направления деятельности прокуратуры как защита прав и  свобод человека и гражданина свидетельствует  о признании значительно возросшего в современной конкретно-исторической ситуации правозащитного потенциала прокуратуры, о существенном усилении позиций органов прокуратуры в механизме государственной охраны прав (свобод) человека (гражданина). Охраняя права и свободы граждан, прокуратура одновременно защищает общественные и государственные интересы. И наоборот, без обеспечения государственных и общественных интересов невозможно обеспечить права и свободы граждан.

Прокурорский надзор также является одной из гарантий реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Он является основным, важнейшим направлением прокурорской деятельности на современном этапе. Надзорная практика прокуроров строится на основе принципа непосредственного действия прав и свобод, предопределяющего необходимость обеспечения полного соответствия конституционным нормам всей законотворческой и правоприменительной деятельности.

Особенно хочется отметить, что не давно, в декабре 2012 Совет Европы рекомендовал использовать опыт работы российских прокуроров вне системы уголовного правосудия. В отличие от своих европейских коллег наши прокуроры сделали приоритетной не одну лишь карательную функцию, но и помощь людям в отстаивании их законных прав. Прокуроры в России поддерживают иски граждан против чиновников, работодателей, полицейских, ведомственных начальников. Совет Европы обратил внимание на положительный опыт российской прокуратуры.

Правоведы Совета Европы настойчиво навязывавшие нам "стандартную" модель прокуратуры, после десятилетних юридических баталий наконец европейским сообществом принят важный документ. Совет Европы рекомендовал широко использовать опыт правозащитной деятельности российской прокуратуры. Он признан ценным и полезным.

 

Список литературы.

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
    2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.12.2012, с изм. от 30.12.2012) "О прокуратуре Российской Федерации".
    3. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 10.02.2012) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина"
    4. «Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина». Учебник.  В.Г. Бессарабов, К.А. Кашаев.

Информация о работе Защита прав и свобод человека и гражданина как приоритетное направление деятельности прокуратуры