Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:05, курсовая работа
Ныне в России темпы правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Однако если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели.
Введение
Цель работы
1.История систематизации
2. Понятие и формы систематизации нормативно-правовых актов
3.Виды систематизации
3.1 Инкорпорация
3.2 Консолидация
3.3 Кодификация
4. Значение и роль систематизации законодательства
5. Проблемы систематизации
6. Выводы
7. Список используемой литературы
4. Значение и роль систематизации законодательства
Систематизация законодательства - это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы.
В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования.
Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства.
Систематизация законодательства необходима, во-первых, для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве.
Во-вторых, она обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового воспитания, научных исследований, обучения студентов.
В разные периоды жизни государства потребность в систематизации законодательства бывает различна. Когда накапливается в течение многих лет большой объем нормативно-правового материала, когда действует значительное число нормативных актов, принятых в разное время и к тому же перекрывающих друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима. В условиях же существенной ломки, революционного преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие, подлежащие существенному реформированию отношения, когда по сути дела создается качественно новая общественно-экономическая система, объективно требующая обновленных законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план.
Ныне в России темпы
Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности:
1) сбор государственными
2) подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (инкорпорация законодательства);
3) подготовка и принятие
4) подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания (кодификация законодательства).
5. Проблемы систематизации
Ныне действующий общеправовой классификатор отраслей законодательства, утвержденный Указом Президента России от 16 декабря 1993 года № 2117 (в редакции на 1 января 1996 года) не вполне отвечает требованиям времени: с начала 90-х годов на первый план вышли акты, регулирующие экономические, основанные на равенстве сторон, а не административные отношения. В названном же классификаторе основное внимание уделено именно административным, а не экономическим отношениям.
Анализ этого классификатора приводит нас к выводу о том, что он является результатом адаптации системы классификации нормативных актов, сложившейся в бывшем СССР, к принципиально новым общественным отношениям, реальность которых подтверждается нормами Конституции России.
Рассматриваемый классификатор имеет три существенных недостатка:
1. Часть его разделов (такие, как
законодательство по общим
2. Финансовое право разработано недостаточно глубоко. Так, не имеет подразделов раздел «Бухгалтерский учет», а это огромный по объему и количеству актов институт. Рубрикация раздела "Банковская деятельность" также перестала отражать действительную ситуацию.
3. Классификатор содержит и ряд
юридических ошибок: подраздел
«доверительная собственность» в разделе законодательство
о собственности
(ГК России не предусматривает такого
института); среди организационно- правовых
форм предприятий присутствуют такие
не предусмотренные Гражданский кодекс
России формы как малые предприятия, инофирмы,
совместные предприятия, биржи!
Разработки в президентском
классификаторе систематизации
ряда отраслей
Следует отметить, что классификатор, утвержденный Указом Президента России является не только официальным, но и фактически единственным, применяемым при систематизации законодательства.
Может быть, повторюсь, но еще раз подчеркну, что существующий порядок систематизации законодательства очень слабо учитывает все возрастающую роль норм, регулирующих экономические отношения. С принятием новой Конституции России соотношение частного и публичного права в регулировании экономических отношений изменилось в сторону частного права. Безусловно, в некоторых областях (естественные монополии, защита прав потребителей) значение публичного регулирования не может уменьшаться, однако не учитывать положений Гражданский кодекс о свободе договора и о новых видах договоров тоже нельзя.
Официальная действующая
Огромное количество
В связи с введением нового
Гражданского кодекса
В настоящее время важное значение имеют нормы, содержащиеся в подзаконных актах. Издаваемые либо подготавливаемые различными ведомствами такие акты весьма различны по степени проработанности и соответствия правилам юридической техники, нередко противоречат друг другу и актам более высокой юридической силы.
Классификатор и процесс классификации нормативных документов должны удовлетворять следующим основным требованиям:
1. Систематизация нормативных
2. Классификатор должен быть основан, прежде всего, на Конституции
России, а также на важнейших кодифицированных актах (Гражданском кодексе, Уголовном кодексе, Таможенном кодексе и других). Кроме того, классификатор должен быть восприимчив к изменениям законодательства, то есть допускать введение новых разделов и подразделов, а также изменения уже существующих.
3. В целях доступности для
широкого круга пользователей, подразделы
разделов классификатора
4. В соответствии с Указом
Президента России от 6 февраля 1995
г. начата подготовительная
Начиная с электронной системы необходимо классифицировать не нормативные акты в целом, а нормы права, содержащиеся в этих актах - это позволит избежать громоздкости при составлении Свода законов.
5. Следует учитывать
Договорами о разграничении компетенции и предметов ведения разграничение предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов. В настоящее время законодательные органы субъектов Российской Федерации разрабатывают более 4000 законопроектов по самым разным вопросам нормативно-правового регулирования. Определенные в соответствии с законом разделы классификатора должны учитывать необходимость систематизации актов, издаваемых органами власти субъектов Российской Федерации.
6. Для разработки действительно жизнеспособного классификатора отраслей законодательства необходимо провести анализ законопроектной работы
Государственной Думы
7. В соответствии со статьей
15 (часть 4) Конституции необходимо
детально разработать
Необходимо внимательно
Президента РФ, Минюста России, Федерального
Собрания РФ, Верховного Совета РСФСР, Конституционного
Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного
Суда России. Необходимо также изучить
опыт классификации документов в странах
с развитой правовой системой: Германии,
Франции, Нидерландах, Великобритании,
США.
Информация о работе Значение и роль систематизации законодательства