Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:42, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное изучение теоретических и практических проблем правового регулирования прекращения права собственности на земельные участки, отказа собственника от права собственности на земельный участок, отчуждения собственником своего земельного участка в пользу других лиц, принудительного изъятия у собственника его земельного участка, основания прекращения права собственности, проблем применения норм земельного и гражданского законодательства относительно прекращения прав собственности.
При подаче заявления
на государственную регистрацию
прекращения права
Если право на земельный участок ранее не было зарегистрировано:
- правоустанавливающий документ на земельный участок;
- кадастровый паспорт земельного участка;
- квитанция об оплате государственной пошлины за прекращение права.
Если право на земельный участок ранее было зарегистрировано, то правоустанавливающий документ на земельный участок и кадастровый паспорт не требуются, т.к. они ранее сдавались в регистрирующий орган:
-квитанция об оплате государственной пошлины за прекращение права.
Для юридических лиц:
- учредительные документы юридического лица со всеми действующими изменениями и дополнениями или нотариально удостоверенные копии учредительных документов (если в деле правоустанавливающих документов уже имеются копии названных документов, то возможно представление выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельствующей об отсутствии изменений и дополнений учредительных документов юридического лица);
- документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
- документ о постановке на учет налогоплательщика;
- документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего документы от имени юридического лица, или нотариально удостоверенную копию этого документа.
Все документы, за исключением документа, удостоверяющего личность, представляются на государственную регистрацию в подлиннике и копии. В соответствии с требованиями Закона о регистрации представление правоустанавливающего документа не требуется, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Подлинность подписи заявителя на заявлении о прекращении права собственности на земельный участок или земельную долю должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Кроме того, доверенность и копия паспорта заявителя удостоверяются нотариально. В случае необходимости представления на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на земельный участок либо документов, устанавливающих или удостоверяющих право на земельную долю (если ранее право не было зарегистрировано в ЕГРП), такие документы представляются на государственную регистрацию в подлинниках с приложением копий. [15]
Учитывая, что
в соответствии с п. 3 ст. 30.2 Закона
о регистрации при
Заявление о государственной
регистрации прекращения права
собственности на земельный участок
и правоустанавливающий документ помещаются
в дело правоустанавливающих документов.
Вместе с тем в соответствии с
п. 47 Правил ведения книг учета документов
и дел правоустанавливающих документов
при государственной
В течение 5 дней
с даты государственной регистрации
прекращения права
В случае отказа собственника от права собственности на земельный участок при государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него, которое ранее не было зарегистрировано в Едином реестре прав, правила п.2 ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не применяются. То есть права на земельный участок могут быть не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав. Земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка. Решение о прекращении права должно быть принято в месячный срок с момента получения заявления, его копия направляется заявителю. [7] [5]
Если собственник
намерен отказаться не от всего земельного
участка, а от его части, то процедура
усложняется. Для отказа от части
земельного участка, нужно эту часть
выделить, то есть сформировать два
самостоятельных земельных
Согласно Письму Минфина РФ от 15.12.2008г. №3 03-05-04-03/54, а также на основании п.п.8.1 п.3 ст.333.35 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него, государственная пошлина собственником не уплачивается.
2.2.Проблемы принудительного прекращения права собственности
Проведя анализ законодательства и правоприменительной практики можно сделать вывод, что изъятие земельного участка путем выкупа для публичных нужд представляет собой процесс, стадиями которого являются:
-принятие решения об изъятии, его государственная регистрация;
-уведомления об изъятии;
-определение порядка выкупа и возмещения убытков;
-оплата выкупной цены и предоставление компенсаций;
-прекращение правообладателями соответствующих прав на земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества.
Институт принудительного
прекращения права
В юридической
литературе существуют расхождения
мнений авторов по поводу вопроса, связанного
с определением правовой природы
выкупа земельного участка для государственных
и муниципальных нужд. Например,
В.А. Евсегнеев считает, что с внешней
(формальной) стороны принудительный
(а тем более добровольный) выкуп
земли у частного собственника может
и должен быть осуществлен так
же, как и обычная сделка купли-продажи
земли. При этом, хотя передачу частной
земли в публичную
Исходя из положений
статей 279-283 ГК РФ, статей 45, 46, 49, 55, 63 ЗК
РФ, выкуп земельного участка и
расположенных на нем иных недвижимых
объектов для государственных или
муниципальных нужд представляет собой
действия уполномоченного органа власти,
направленные на прекращение прав на
земельный участок у его
Было бы логично различать выкуп как процесс, а соглашение о выкупе как двух- или многостороннюю сделку (договор). Договорные отношения, связанные с выкупом, могут строиться различно, в зависимости от согласия правообладателя на изъятие, вида вещных прав на земельный участок и расположенные на нем иные недвижимые объекты.
В случае согласия собственника
земельного участка на его изъятие,
соглашение о выкупе может строиться
по типу купли-продажи либо по типу
договора мены земельными участками, если
по желанию собственника ему взамен
предоставляется равноценный
Более сложные ситуации возникают при отсутствии согласия собственника земельного участка. Согласно ст. 282 ГК РФ при отсутствии согласия собственника на изъятие земельного участка либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления может предъявить иск о выкупе земельного участка в течение 3-х лет с момента направления собственнику участка уведомления об изъятии участка и находящихся на нем недвижимых объектов. В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса выкуп осуществляется по решению суда.
Изъятие земельного
участка может осуществляться и
у лица, не являющегося его собственником.
Статья 283 ГК РФ применительно к таким
случаям не употребляет понятие
"выкуп", а предусматривает
прекращение прав владения и пользования
на праве пожизненного наследуемого
владения или постоянного бессрочного
пользования земельным
Изъятие (выкуп)
земельного участка для государственных
и муниципальных нужд осуществляется
на основании акта, принятого органом
публичной власти. Порядок подготовки
и принятия этих решений определяются
федеральным земельным
Действующее законодательство
не определяет вид нормативного акта
об изъятии и необходимые
Отдельные нормы по поводу данного вопроса можно найти в ст.ст. 31 и 32 ЗК РФ, посвященных порядку предоставления земель для строительства. Однако приведенные нормы ст. 31 и 32 ЗК РФ не могут применяться ко всем случаям изъятия земельных участков, так как обладают определенной спецификой.
Учитывая положения действующего законодательства и правоприменительную практику, согласно точке зрения А.И. Дихтяра и Е.С. Клейменовой, в решении об изъятии земельного участка необходимо указывать:
-сведения об изымаемом земельном участке (местонахождение, кадастровый номер, площадь, категорию земель, целевое назначение, обременения (залог, рента и др. ограничения использования) и форме его изъятия;
-данные о собственнике, землепользователе, землевладельце или арендаторе изымаемого земельного участка;
-цель предстоящего изъятия, в том числе сведения о лицах, в интересах которых предполагается изъятие;
-срок, в течение которого предстоит осуществить изъятие; поручения соответствующим органам (службам) об уведомлении правообладателей о принятом решении, заключении договора с оценщиком, об обеспечении государственной регистрации решения в установленном порядке;
-поручения соответствующим органам (службам) о подготовке проекта соглашения о выкупе или возмещении убытков и ознакомлении с ним правообладателя;