Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:40, контрольная работа
Земельные отношения - это совокупность отношений, возникающих между субъектами земельного права. Основу земельных отношений составляют факторы материального порядка: количество и качество земли, её местоположение, отраслевая принадлежность, территориальное устройство и другие.
Земельные отношения представляют собой сложную многоаспектную проблему, которая включает в себя, в большой круг вопросов, требующих безотлагательных решений. В первую очередь к этим вопросам могут относиться: рынок и цена земли, управление земельными ресурсами, землеустройство, формы собственности и хозяйствования, рента, залог, налог на землю, государственное регулирование.
Раздел I. Теоретические основы государственного регулирования земельных отношений
Земельные отношения - это совокупность отношений, возникающих между субъектами земельного права. Основу земельных отношений составляют факторы материального порядка: количество и качество земли, её местоположение, отраслевая принадлежность, территориальное устройство и другие.
Земельные отношения представляют собой сложную многоаспектную проблему, которая включает в себя, в большой круг вопросов, требующих безотлагательных решений. В первую очередь к этим вопросам могут относиться: рынок и цена земли, управление земельными ресурсами, землеустройство, формы собственности и хозяйствования, рента, залог, налог на землю, государственное регулирование.
Земля играет главную роль в земельных отношениях, поскольку она является одним из важнейших и особенных факторов производства. Земельные отношения выступают базисом производственных отношений, они активно влияют на развитие производительных сил, ускоряют или замедляют процесс производства. Разумеется, они немыслимы без государственного их регулирования, без создания эффективного земельного законодательства, без разработки и реализации мероприятий, способствующих развитию эффективных форм земельной собственности и хозяйствования на земле.
При регулировании земельных отношений применяется принцип, государственного регулирования приватизации земли устойчивости землевладений и землепользования, а также принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель. Под государственным регулированием земельных отношений понимается система мер, которая направлена на обеспечение эффективного и рационального использования земли, воспроизводство и повышение плодородия почв, ее охрану, на защиту прав собственности сохранение и создание благоприятной для людей окружающей среды, владения и пользования землей путем осуществления комплекса организационных, правовых, экономических действий.
В настоящее время существует два вида государственного регулирования земельных отношений:
1.Регулирование государством в качестве суверена, который обладает территориальным верховенством в отношении всех земель и независимо от форм собственности. В результате применяются методы власти и подчинения, в виде законодательных и иных нормативных актах подлежащих исполнению;
2.Хозяйственное регулирование,
Государственное регулирование земель делится на:
-Общее, например
-Отраслевое. Примером может
послужить, государственное
В свою очередь земельные отношения могут регулироваться указами президента российской федерации, которые не должны противоречить настоящему кодексу и федеральным законам. Земельно имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Участниками земельных отношений являются:
1.Граждане, юридические лица,
Российская Федерация,
2. Права иностранных граждан,
лиц без гражданства и
Для целей настоящего
Кодекса используются
-собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
- землепользователи - лица,
владеющие и пользующиеся
- землевладельцы - лица, владеющие
и пользующиеся земельными
-арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
- обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Таким образом, объектами
земельных отношений являются, прежде
всего, земля как природный ресурс
и природный объект, земельные
участки и также части
Основными целями государственного
регулирования земельных
защита окружающей среды и пользования природными ресурсами; рациональное использование земель.
К основным задачам государственного
регулирования земельных
- Улучшение использования и охраны земельных ресурсов государства;
- Улучшение и сохранение
экологического состояния
- Создание экономических,
организационных и правовых, предпосылок
для функционирования всех
Государственное регулирование земельных отношений должно осуществляться на основе научно обоснованных концепций и прогнозов экономического развития страны и ее регионов, использования ресурсов, отраслей производства, в том числе и земельных, на основе действующей законодательной и нормативной базы и механизмов регулирования.
Различают правовой и экономический механизмы государственного регулирования земельных отношений.
Правовой механизм государственного
регулирования земельных
К источникам земельного права, одновременно с нормативными правовыми актами земельного законодательства относят также акты других отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы, которые затрагивают земельные отношения.
Тесная естественная взаимосвязь земли и других природных ресурсов (недр, вод, лесов, окружающей природной среды в целом) предопределяет наличие норм, регулирующих отношения, связанные с землей, в источниках таких отраслей права, как лесное, водное, горное, природоохранительное. Нормы, которые содержатся в этих источниках, регулирующие отношения по поводу земли, должны быть подчинены нормам земельного права.
Особое место среди источников земельного права занимают акты, сами по себе не имеющие юридической силы, но приобретающие ее в результате утверждения в установленном порядке правомочными органами государства. Примером могут служить международные договоры, касающиеся земельных отношений. Они заключены в установленном порядке и ратифицированы и утверждены компетентным государственным органом, а также договоры, заключенные РФ с субъектами Федерации.
В условиях перехода к рыночной экономике значительное внимание приобретают проблемы механизма экономического регулирования земельных отношений, его содержания на конкретных этапах земельной реформы. В процессе государственного и рыночного регулирования земельных отношений реализуются экономические интересы государства, землевладельцев и землепользователей. Государственное регулирование создает организационный и правовой базис, регламентирует экономические действия и ответственность субъектов земельного права. Рыночное регулирование осуществляется на основе спроса и предложения на земельные участки, а также на средства производства, труд, и результаты труда.
Механизм экономического
регулирования земельных
обеспечение сравнительно равных стартовых возможностей по осуществлению воспроизводственного процесса для всех субъектов земельных отношений;
учет интересов и равноправие различных социальных групп населения в реализации прав земельной собственности и различных форм землепользования;
разграничение объективных и субъективных факторов этого процесса;
использование земельной ренты как основы для формирования системы экономических регуляторов и взаимодействие рентных регуляторов с другими экономическими рычагами, такими как цена, ссудный процент, подоходный налог; усиление экологической защиты земельных угодий;
стимулирование рационального
размещения и специализации
Механизм платы за землю является основным рычагом экономического регулирования земельных отношений. С его помощью государство воздействует на экономические интересы землевладельцев и землепользователей, стимулируя их повышать эффективность использования земли, которая находится в их распоряжении. С экономической точки зрения плата за землю представляет собой особый вид издержек, которые связаны с получением дохода в виде ренты.
землевладельцу арендную плату. Превращение части прибыли арендатора в земельную ренту обусловлено именно данной монополией.
Регулирование земельных отношений должно осуществляется исходя из целевого назначения и правового режима земель в соответствии с категориями земель, которые определяются федеральными законами, а также законами субъектов Федерации.
Наряду с этим порядок использования земель внутри той или иной их категории должен определяться, прежде всего, собственником, а также пользователем, владельцем и арендатором земельных участков в соответствии с природно-сельскохозяйственным районированием земель, землеустроительной документацией, их зонированием, территориальным планированием их использования.
Государство же, в лице Российской Федерации и субъекта Российской Федерации а также и муниципальные образования в отношении земельных ресурсов выступают в двух аспектах: властной структуры, устанавливающей нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов, обеспечивающей их выполнение и обременяющей всех собственников и хозяйствующих субъектов местными налогами, иными обязательными платежами и требованиями по содержанию земельных ресурсов.
Примером основ управления земельными ресурсами для России могут служить существующие в настоящее время субъекты права и субъекты управления. Субъекты права, осуществляющие управление земельными ресурсами: хозяйствующие субъекты; органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии с компетенцией, установленной законодательством; физические или юридические лица, уполномоченные органами власти.
Субъектами управления являются: представительные органы РФ и муниципальных образований; государственные исполнительные органы; исполнительные органы муниципальных образований.
В соответствии со сложившейся ситуацией земельные ресурсы рассматриваются как территория в целом, на которой осуществляется жизнедеятельность социума, и как обособленные земельные участки – части территории субъекта РФ, муниципального района, города и т.д., имеющие площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в Государственном земельном кадастре.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы в исследовании теоретических основ государственного регулирования земельных отношений.
Земельные отношения
представляют собой
Информация о работе Государственное регулирование земельных отношений