4.Использование земель,
подвергшихся радиационному и химическому
загрязнению
Пункт 1 ст.14 ЗК РФ устанавливает два обязательных
и одно факультативное правовые последствия
на случай, если определенная территория
подверглась радиоактивному и химическому
загрязнению и на ней не обеспечивается
производство экологически качественной
продукции. Обязательные последствия,
которые наступают в таком случае, это:
а) ограничение использования загрязненных
земель и б) исключение их из категории
земель сельскохозяйственного назначения.
В необходимых случаях может быть применено
и последствие, не являющееся обязательным
в силу закона, — перевод загрязненных
земель в земли запаса для их консервации.
На таких землях запрещаются производство
и реализация сельскохозяйственной продукции.
Нарушение данного запрета влечет возникновение
правоотношения юридической ответственности в соответствии с правилами ст. 74-76 ЗК РФ.
Порядок использования таких земель, установления
охранных зон, сохранения находящихся
на этих землях жилых домов, объектов производственного,
социального и культурно-бытового назначения,
проведения на этих землях мелиоративных
и культуртехнических работ определяется
Правительством Российской Федерации
с учетом нормативов предельно допустимых
уровней радиационного и химического
воздействия (см. Постановление Правительства
РФ от 27 февраля 2004 г. N 112 "Об использовании
земель, подвергшихся радиоактивному
и химическому загрязнению, проведении
на них мелиоративных и культуртехнических
работ, установлении охранных зон и сохранении
находящихся на этих землях объектов").
Правила, утвержденные ППРФ от 27 февраля
2004 г. N 112, определяют порядок использования
земель, подвергшихся радиоактивному
и (или) химическому загрязнению (далее
- загрязненные земли), проведения на них
мелиоративных, культуртехнических работ
и других реабилитационных мероприятий,
установления охранных зон, сохранения
находящихся на этих землях жилых домов,
объектов производственного назначения,
объектов социального и культурно-бытового
обслуживания населения, в том числе находящихся
на стадии строительства.
Загрязненные земли в зависимости
от характера и уровня загрязнения или
показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду,
обусловленного загрязнением:
переводятся в земли запаса для консервации в случае невозможности обеспечения безопасности
здоровья человека и необходимого качества производимой на этих землях продукции, а также при отсутствии эффективных технологий восстановления загрязненных земель;
используются по целевому назначению
с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной
или иной деятельности с целью обеспечения
безопасности здоровья человека и необходимого
качества производимой на этих землях
продукции;
используются по целевому назначению
без установления особых условий их использования и режима хозяйственной
или иной деятельности, если уровень загрязнения
и показатели неблагоприятного воздействия
на здоровье человека и окружающую среду,
обусловленного загрязнением, не превышают
установленные нормативы.
Особые условия использования загрязненных
земель и ограничения, связанные с условиями
проживания населения и ведением хозяйственной
или иной деятельности на загрязненных
землях, устанавливаются федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного
самоуправления с учетом результатов специальных
обследований в зависимости от характера
и уровня загрязнения, а также показателей
неблагоприятного воздействия на здоровье
человека и окружающую среду, обусловленного
загрязнением.
На загрязненных землях, переводимых
в земли запаса для консервации, или на
загрязненных землях, используемых по
целевому назначению с установлением
особых условий их использования и режима
хозяйственной или иной деятельности,
с целью предотвращения воздействия неблагоприятных
факторов на здоровье человека и окружающую
среду и сохранения недвижимого имущества
устанавливаются охранные зоны. Такие
зоны устанавливаются федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
или органами местного самоуправления
в рамках своей компетенции в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
При установлении охранных зон определяются
органы, учреждения и организации, обеспечивающие
сохранение находящихся на загрязненных
землях жилых домов, объектов производственного
назначения, объектов социального и культурно-бытового
обслуживания населения.
После завершения рекультивационных
и иных восстановительных работ на загрязненных землях на основании
данных специальных обследований федеральный
орган исполнительной власти, орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации
или орган местного самоуправления, принявший
решение о введении ограничений, связанных
с условиями проживания населения и ведением
хозяйственной или иной деятельности
на загрязненных землях, принимает решение
о дальнейшем использовании восстановленных
земель в соответствии с требованиями
градостроительных регламентов, строительных,
санитарно-гигиенических, природоохранных
нормативов и правил.
В целях реабилитации земель, подвергшихся
радиационному загрязнению, разрабатываются
специальные экологические программы
в соответствии со следующими НПА:
ФЗ от 10.07.2001 г. "О специальных экологических программах
реабилитации радиационно загрязненных участков территории";
Положением о разработке специальных
экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории утверждено постановлением Правительства РФ от 14.06.2002 г. N 421;
Положением о финансировании специальных
экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории утверждено постановлением Правительства РФ от 22.09.2003 г. N 588.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Кодекса лица,
в результате деятельности которых произошло
радиоактивное и химическое загрязнение
земель, повлекшее за собой невозможность
их использования по целевому назначению
или ухудшение их качества,
полностью возмещают убытки в соответствии
с положениями ст. 57 Кодекса, а также
компенсируют затраты на дезактивацию
земель, подвергшихся радиоактивному
и химическому загрязнению, затраты на
приведение их в состояние, пригодное
для использования по целевому назначению,
или
возмещают собственникам земельных участков
в пределах таких земель их стоимость
в случае перевода их в земли запаса для
консервации.
Иными словами, установлен принцип полного
возмещения убытков лицами, в результате
деятельности которых произошло радиоактивное
и химическое загрязнение земель, повлекшее
невозможность их использования по целевому
назначению или ухудшения их качества.
Субъектами юридической ответственности,
предусмотренной в п. 3 ст. 14 Кодекса, могут
бытьграждане и юридические лица. Их ответственность
наступает независимо от того, повлекла
загрязнение земель предпринимательская
или иная деятельность указанных лиц.
5. Экологические и санитарно-гигиенические
требования к размещению, проектированию,
строительству и вводу в эксплуатацию
объектов, влияющих на состояние земель
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И
СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК О ЗЕМЛЕ (2015) Актуально
в 2015 году
Статья 43. Экологические требования к
размещению, проектированию, строительству
и вводу в эксплуатацию объектов, строений
и сооружений, влияющих на состояние земель
При размещении, проектировании, строительстве
и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых
объектов , строений и сооружений,
а также внедрении новых технологий, отрицательно
влияющих на состояние земель, должны
предусматриваться и осуществляться мероприятия
по охране земель.
Ввод в эксплуатацию объектов и применение
технологий, не обеспеченных мерами защиты
земель от деградации или нарушения, запрещается.
Размещение объектов, влияющих на состояние
земель, согласовывается с землеустроительными,
природоохранительными и другими
органами в порядке, определяемом законодательством
Союза ССР, союзных и автономных республик.
Каковы экологические, санитарно-гиеиенические
и иные требования к размещению и эксплуатации
объектов?
Законом «Об охране окружающей природной
среды» определены как общие требования
при размещении, проектировании, строительстве,
реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий,
сооружений и иных объектов, так и специальные
требования к их размещению, технико-экономическому
обоснованию, строительству и реконструкции,
вводу в эксплуатацию и эксплуатации.
Особо выделены экологические требования
в сельском хозяйстве, при проведении
мелиоративных работ, использовании радиоактивных
материалов и др.
Общими требованиями при размещении,
технико-экономическом обосновании проекта,
проектировании, строительстве, реконструкции,
вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений
в промышленности, сельском хозяйстве,
на транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом
хозяйстве, при прокладке линий электропередачи,
связи, трубопроводов, каналов, иных объектов,
оказывающих прямое или косвенное влияние
на состояние окружающей природной среды,
согласно ст. 40 Закона, являются:
- выполнение требований экологической
безопасности и охраны здоровья населения;
- осуществление мероприятий по
охране природы, рациональному использованию
и воспроизводству природных ресурсов,
оздоровлению окружающей природной среды.
Нарушение этих требований
влечет за собой приостановление
до устранения недостатков либо
полное прекращение деятельности
по размещению, проектированию, строительству,
реконструкции, вводу в эксплуатацию
вредных объектов в соответствии
с предписаниями специально уполномоченных
на то государственных органов Российской
Федерации в области охраны окружающей
природной среды, санитарно-эпидемиологического
надзора.
Экологическими требованиями
при размещении предприятий, сооружений
и иных объектов являются:
- обеспечение выполнения требований
по охране окружающей природной
среды;
- рациональное использование и
воспроизводство природных ресурсов;
- учет ближайших и отдаленных
экологических, экономических, демографических,
нравственных последствий деятельности
указанных объектов при приоритете
охраны здоровья человека и
благосостояния населения.
Определение мест строительства предприятий,
сооружений и иных объектов осуществляется
в соответствии с действующим законодательством
(ст. 28 ЗК РСФСР, ст. 11 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения») при наличии
положительного заключения специально
на то уполномоченных госорганов в области
охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического
надзора и решения местных органов самоуправления.
При технико-экономическом обосновании
проекта, проектировании предприятий,
сооружений и иных объектов должны учитываться:
— современный уровень научно-технического
прогресса;
— предельно допустимые нагрузки на
окружающую природную среду;
— предусматриваться надежные и эффективные
меры предупреждения, устранения загрязнения
окружающей природной среды вредными
отходами, их обезвреживание и утилизация;
—- внедряться ресурсосберегающие, малоотходные
и безотходные технологии и производства;
— рациональное использование и воспроизводство
природных ресурсов, оздоровление окружающей
природной среды.
Технико-экономические обоснования проектов
и проекты на строительство предприятий,
сооружений и иных объектов проходят государственную,
а при необходимости — и общественную
экологическую экспертизу. Проекты, не
отвечающие экологическим требованиям,
не подлежат утверждению, а работы по их
реализации не финансируются учреждениями
соответствующих банков.
Особые экологические требования предъявляются
к предприятиям, объединениям, организациям
и гражданам, ведущим сельское хозяйство
и осуществляющим мелиоративные работы.
Такие формирования и граждане обязаны:
— выполнять комплекс мер по охране почв,
водоемов, лесов и иной растительности,
животного мира от вредного воздействия
стихийных сил природы;
— предотвращать побочные последствия
применения сложной сельскохозяйственной
техники, химических веществ, мелиоративных
работ и других факторов, ухудшающих состояние
окружающей природной среды, причиняющих
вред здоровью человека;
— соблюдать все необходимые меры по
соблюдению водного баланса, рациональному
использованию земель, вод, лесов и иной
растительности;
— предотвращать затопления, подтопления
и другие вредные последствия для окружающей
природой среды.
Статья 34 Федерального закона «Об охране
окружающей среды», содержит общие требования
в области охраны окружающей среды при
размещении, проектировании, строительстве,
реконструкции, вводе в эксплуатацию,
эксплуатации, консервации и ликвидации
зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Статьи 35 - 39 Федерального закона «Об
охране окружающей среды» конкретизируют
эти требования; каждая статья посвящена
требованиям в области охраны окружающей
среды на различных стадиях производственного
процесса: размещение (ст. 35), проектирование
(ст. 36), строительство и реконструкция
(ст. 37), ввод в эксплуатацию (ст. 38), эксплуатация
и вывод из эксплуатации (ст. 39) зданий,
строений, сооружений и иных объектов.